Футуропрактика в долгосрочных терапевтических группах

Долгополов Нифонт

Долгополов Нифонт

Психолог, психодрама-терапевт, гештальт-терапевт, ведущий тренер по гештальт-терапии и психодраме, супервизор тренеров, ведущий научный сотрудник по образовательным программам по гештальт - терапии и психодраме, директор Института Гештальта и Психодр...

«Путешествиями в будущее» (футуропрактикой) я занимаюсь давно — уже лет двадцать. Причем в большинстве случаев либо в рамках индивидуальной клиентской практики, либо и жанре тера­певтических групп на интенсивах и мастерских на конференциях. При этом традиционно на новосибирском интенсиве (его руководи­тели – Н. Кузнецова, Д. Аракчеев) количество участников в группе колебалось от 30 до 40 человек, на конференциях в Москве, в Кие­ве, в Крыму и др. городах на презентационных воркшопах набегало и больше народу, и работа представляла собой на психодраматиче­ском языке разогрев «немалой» группы, выбор одного-трех прота­гонистов, психодраматическое действие с каждым из них и шеринг после каждого действия. Ну, разумеется, небольшим формировани­ем группы в начале групповой работы (типа check-in или др.) и ко­ротким завершением групповых процессов в финале ведущий тоже занимался… Тем не менее жанр групповой футуропрактики и этих группах все равно можно обозначить как «индивидуальная терапия в групповом контексте».

Футуропрактику в небольших долгосрочных группах (7-16 чело­век, группа существует около полугода) я начал проводить 5-6 лет назад, и сначала по способу существования такие малые группы не сильно отличались от больших групп, которые упоминались выше. Баланс индивидуальной работы «в присутствии группы» (хотя, раз­умеется, в футуропрактическом действии, как и во всякой «поря­дочной» психодраме, была задействована в дополнительных ролях большая часть группы) и внутригрупповых отношений (не с прота­гонистом, а между участниками группы) был резко сдвинут к преоб­ладанию индивидуальной работы.

Но вот последние несколько лет ситуация в терапевтических группах по футуропрактике стала сильно меняться.

  1. Первичные высказывания участников в начале трехчасовой группы стали более развернутыми, эмоционально насыщенны­ми и гораздо более обращенными к другим участникам группы, а не только представлять собой «быстрый самоотчет», обращен­ный к ведущему, с прыжком в актуальную потребность прота­гониста (например, «хочу сегодня посмотреть в будущем, как я буду жить в другом городе, в который я собираюсь переезжать…» или потребность наблюдателя («не хочу сегодня никуда путеше­ствовать, готов побыть в дополнительных ролях…»).
  2. Время для групповых взаимоотношений в начале группы нача­ло колебаться от 30 минут до часа (!), тем самым участники де­монстрируют ценность актуального группового процесса, а не только индивидуального «прохода в будущее». Таким образом, группа успевала за три часа не 2 более чем длинные и одну более короткую работу, как в предыдущие годы, а две или даже одну индивидуальную работу.
  3. Содержание индивидуальных тем также изменилось. От тем с явной ориентацией на будущее («хочу посмотреть, что со мной произойдет через … лет»), участники группы стали переходить на темы, только косвенно связанные с будущим, или вообще от­носящиеся к сегодняшним актуальным проблемам.

Приведем протокол достаточно характерной сессии из жизни од­ной из групп футуропрактики. (работа продолжалась около 40 мин).

Участница К. (имя изменено).

— Хочу бросить курить!!!

— Почему тебя сегодня заинтересовала эта тема?

(поскольку эта участница футуропрактики обычно сидела молча­ливо и не особенно выступала в соревновании за то, чтобы побыть в роли клиента)

— Сегодня есть энергия… Впрочем, у меня есть и другая тема: что со мной происходит, когда я обижаюсь и замолкаю…

— А кто тебя обижает?

— Да все… Муж, дочь 16 лет, мама…

— Так все — таки, что же за тему ты выбираешь?

— Курить!!! (с вызовом выпаливает К.)

— Ну ладно, давай попробуем… Итак, давай поисследуем

ближайшее будущее. Вот ты сидишь на этом стуле и говоришь так энергично: ХОЧУ БРОСИТЬ КУРИТЬ!!!

— Да, — так же отважно и решительно провозглашает К.

— Хорошо, у тебя есть с собой сигареты?

— Конечно!!

— Принеси их, пожалуйста, сюда.

Она поднимается со стула за сигаретами. «И зажигалку!» — добав­ляет курящая участница, которая собиралась несколько раз бросить курить…

К. приносит сигареты и аж две зажигалки и аккуратно кладет их на своем стуле между ног…

— Вот ты и перешла в другую роль… — говорю я.

— Что это значит?! — удивляется К.

Только минуту назад ты кричала: « Хочу бросить курить!!!», а теперь, когда я тебя попросил принести сигареты, ты уже не «бро­саешь» их, а аккуратно складываешь себе на стул… А «бросить» — это ж действительно «бросить» (И я бросаю сигареты и зажигалки на диван…)

— Да это запросто, — усмехаясь, говорит К. — Я же знаю, что смогу купить сигареты после 22 часов у любого метро (продолжает лукаво улыбаться).

Конечно, ресурсов у курящего человека в Москве предостаточно. Давай мы твое движение в настоящем — будущем обозначим так: мы поставим впереди тебя новый стул — пусть он будет черного цвета, в отличие от того, на котором ты сейчас сидишь (белого, сту­лья в аудитории по странной случайности двух цветов), и ты сядешь уже на черный стул впереди того предыдущего, белого, на котором ты кричала: «Хочу бросить курить!!!»

— Да, — соглашается она со вздохом…

— И давай ты будешь внимательна к своим чувствам. Как ты относишься к Кате, которая у тебя за спиной?

— Молодец! Я горжусь тобой! Покричала, воодушевилась… Я тобой горжусь!

…Но одно дело покричать, а другое — все-таки реально бросать…. Ну да, я неоднократно бросала, но потом снова…

— Давай ты признаешься той Кате, что вот такая ты, «не броса­ющая и продолжающая курить» все-таки сильнее ее, которая полна бравадой …

— Да! Я сильнее тебя! Ты покричишь-покричишь, но я все рав­но потянусь потом за сигаретой…Хотя ты молодец. Может быть… я даже соглашусь бросить…

— Хорошо, давай попробуем пересесть в нашем движении и на­стоящем-будущем на следующий стул (ставлю впереди новый стул — он снова белого цвета в отличие от предыдущего черного стула). Итак, что ты делаешь сейчас на этом стуле?

— Я полна решительности!!

— Хорошо… Давай посмотрим на эти сигареты…

— Ну что… надо выбросить их?… — она вяло вынимает и рас­сматривает одну сигарету.

— Нет!!! — играю я «очень решительную» роль. — Мы их сейчас решительно совсем уничтожим!!! (И я вынимаю из пачки и ломаю одну сигарету)

Да это легко …(Катя вынимает другую сигарету и ломает ее) Мне даже приятно их ломать… И …в общем-то действительно не хочется сейчас курить…Я уже правда бросала так же легко… Терпела пять дней, и не ела много, и чувствовала себя лучше….Так что я могу!…. Ну… некоторое время… да… Нет, в принципе я могу и дольше не ку­рить… Пока не начинаю нервничать…

(Я ставлю снова впереди черный стул, Катя понимающе улыбает­ся и пересаживается на него…)

— Да, отвечаю я, — Ну это-то легко исправить… Давай склеим две твои темы, которые ты изначально заявляла…

— Как?…

— Ты вроде вначале говорила, что иногда обижаешься сильно… Ну, например, так… (Ставлю еще один черный стул чуть сбоку от нее)

— Там кто?!! Этот сучок? — спонтанно взрывается Катя.

— Вот видишь, ты сразу переходишь от сцены с сигаретами к картине своих отношений в этот момент… Это ты про мужа так вы­сказалась?

— Про кого же еще… (С резким выдохом и с раздражением) Да, вот прямо уже сразу хочется курить!!

— А чем он тебя обижаешь?

— Ну, например, говорит: «Все вы женщины!…» — это меня сразу пробивает!…

— А что конкретно про «все вы женщины»?

— Ну, « бестолковые», например…

Я прошу одну из участниц сесть на место мужа и сказать эти слова:

— Ты бестолковая, как все женщины!

К. злобно смотри на «мужа» и перестает дышать… Молчит и пя­лится на мужа…

— И тут твое единственное спасение сигарета? — вклеиваю я не­замысловатую интерпретацию.

— Да… отчаянно бормочет Катя… — Я вспомнила, что и в про­шлый раз, когда я пять дней не курила… А начала курить снова как раз из-за ссоры с мужем… Ну вот… сейчас вот тоже обиделась и готова курить…

— А давай попробуешь посидеть в роли мужа…

Стараюсь поинтервьюировать «мужа»:

— А ты что хочешь сказать, когда называешь Катю бестоло­чью…

— Да, в общем, ничего особенного… Так просто, к слову при­шлось. Я не хотел тебя обидеть… Просто так, по привычке подкалы­вал…

— Ну, хорошо повтори эти слова — говорю я участнице, играю­щей роль мужа. — А ты снова побудь в своей роли — обращаюсь я к Кате.

Катя сидит, слушает слова мужа, молчит и снова почти не дышит.

— Давай сменим стул на белый, а ты попробуешь подышать … И почувствовать, что на самом деле хочешь ответить мужу — про­шу я.

Она не сразу, но начинает при ролевых повторах реплики мужу тихо ему отвечать:

— Я не хочу, чтобы ты называл меня бестолочью. Меня это оби­жает…

Повторяет еще раз: но дыхание ее все время прорывается…

— Мне легче становится, когда говорю это мужу, но кружится голова оттого, что я дышу… Обычно я не дышу так…

— Хорошо, давай поэкспериментируем. Представь, что ты мла­денец, и только что родилась, и в роли младенца попробуй поды­шать — предлагаю я.

Катя делает первый вздох ртом, дальше закрывает рот и почти перестает дышать. Дышит только чуть- чуть носом…

— Нет, давай еще раз, но только ты теперь дыши два раза ртом, а потом уже переходи на дыхание носом…

Она пробует. Потом еще и еще. Пока она не стала немного лучше дышать. Правда, все равно довольно быстро закрывает рот…

— Интересно — говорю — Как ты дышишь. Чуть-чуть ртом, а потом как будто тебе больше нельзя…

— Да, это так. Я во многих случаях сразу начинаю дышать но­сом. Иначе как будто мне страшно…

— Ну а теперь еще поэкспериментируем. Представь, что ты ро­дилась и вдыхаешь ртом, а потом как, будто ты умеешь сразу гово­рить. Что бы ты сказала?

Катя вдыхает, потом оглядывается вокруг с удивлением, и гово­рит:

— Здорово, что я тут…

— Что здорово? — спрашиваю я.

— Ну, мир вокруг…

— Давай еще раз выразишь свои чувства — предлагаю я. Катя пробует еще раз. Дышит ртом…дышит уже легче. Не так боится….

Предлагаю посмотреть ей на эту картинку со стороны, из пози­ции «зеркало».

— Ну и что вот ты видишь? Какая у нас картинка получается? — спрашиваю я Катю.

Катя смотрит на сцену, потом начинает рассказывать «сюжет»:

— Она еще младенцем почему-то боялась дышать… Максимум второй раз, поэтому вдохнет ртом, а дальше только носом. И молчит, уже не выражает чувств…

— Ну а что потом с ней стало, когда она выросла? — на всякий случай спрашиваю я.

Катя задумывается, но потом неожиданно продолжает рассказ про «взрослую Катю»:

— Вот выросла и тоже, когда ее обижают и вроде бы надо что- то сказать о себе, то она вообще прекращает говорить и дышать и только через сигарету она, еще хотя бы немного начинает дышать… Сигарета это как будто ее прибор для дыхания…

— И что же с ней делать?

— Конечно, можно к ней приставить терапевта все время, что­бы с ней рядом был и заставлял ее дышать, когда ее душат чувства… И говорил бы ей «дыши и выражай свои чувства и не обязательно тогда курить»…

— А ты можешь побыть в роли ее терапевта? — спрашиваю я.

Катя соглашается:

— Ну, давайте я побуду ее терапевтом.

Садится на мой стул терапевта и говорит «Кате», которую играет одна из участниц:

— Дыши и тогда не понадобится сигарета, и у тебя от кислорода будет даже кружиться голова, и ты будешь как чуть-чуть пьяная… Это даже прикольно — пьянеть от дыхания…

Я возвращаю ее в ее собственную роль и дубль — «терапевт» говорит ей эти слова, а Катя слушает…

Я спрашиваю, хочет ли она что-то еще сделать. Катя отвечает, что этого больше чем достаточно…

* * *

Данная работа начинается с запроса протагонистки Кати, не свя­занного с путешествием в будущее. «Хочу бросить курить» или вто­рая тема — «почему я обижаюсь…» — довольно обычные для лю­бых терапевтических групп (гештальт, психодраматических и др.) с психологизированными участниками (которые предполагают, что осознавание чего-либо приводит к желаемым изменениям или со­ставляет самостоятельную ценность).

Скорее сам терапевт «переводит» выбранную тему «про куре­ние» в жанр футуропрактики — «давай поисследуем ближайшее будущее» и далее предлагает процедуру для исследования ближай­шего будущего — «движение в будущее в реальном масштабе вре­мени»: осознавание изменения себя, изменения своих переживаний по мере движения человека в реальном времени. (Ну положим, это не совсем так, поскольку все равно, как и в любой психотерапии, происходит существенное замедление реального психического про­цесса за счет осознавания в диалоге клиента с терапевтом.)

Для более ясного осознавания клиенткой собственных ролевых структур терапевт использует технический прием «цепочка сту­льев», тем более наличие стульев двух цветов позволяет четче осоз­навать полярности ролей клиентки по отношению к курению.

И в общем мы славно двигаемся по этой ролевой цепочке, пока не упираемся в опыт «возврата к курению» из недавнего прошлого, спроецированный на будущее. Опыт, связанный с отношениями с мужем. Сцена с мужем, собственно, «не имеет времени» — посколь­ку относится к ригидным застывшим ролевым структурам взаимо­действия — то есть была в прошлом, существует в настоящем, и, скорее всего, перенесется в будущее.

Но поскольку сцена имеет вполне конкретное содержание из про­шлого ( «Ты — бестолочь!») то все-таки прежде всего это сцена из прошлого, с переведением ее в «сверхреальность» с выражением чувств мужу в настоящем времени и ближайшем будущем.

Но вот дальше «столкнувшись» с сильной феноменологией нару­шения дыхания у клиентки (а футуропрактика, так же, как и психод­рама и гештальт-метод, является феноменологическим методом), терапевт еще более отдаляется от линии «здесь и вперед», возвра­щая Катю в эксперименте в момент рождения. Правда, сделал он это в надежде просто «легонько зачерпнуть дыхания» из первичного дыхательного младенческого опыта и затем вернуться в «настоящее -будущее», но «напоролся» на нарушения дыхания то ли младенче­ского, то ли пренатального периода жизни клиентки…

Хорошо, что терапевт не вынырнул сразу из этой ранней ситуа­ции и продолжал докапываться до первичной чувственной реакции клиентки на окружающий мир, и только после этого вывел Катю в « зеркало», позволяя ей осознавать ее реакции в ранней сцене, а затем переведя клиентку в «панорамное зеркало», которое позволяет всю линию жизни, помогает ей добраться даже до инсайта «сигарета это как будто ее прибор для дыхания»…

Заканчивается работа внутренним диалогом: «Катя-терапевт» — «Катя-клиентка», который, разумеется, не должен привести Катю к отказу от курения, а скорее, может способствовать большему вы­ражению чувств в различных жизненных ситуациях и, возможно, некоторому сокращению «курительных действий» — в тех случаях, когда Катя будет успевать осознавать, что данная сигарета замещает выражение ее чувственных проявлений.

На наш взгляд, то, что терапевт разрешил себе следовать за яркой дыхательной феноменологией клиентки в экспериментальное путе­шествие в «далекое прошлое», и оставался довольно долго там в ре­жиме «бихевиорального тренинга дыхания», а не «держался» строго за настоящее и будущее (как полагается «настоящему футуропрак­тику») и является фактом, связанным с главной причиной большей «отношенческой связанности», которую мы отмечали в начале этой статьи в группах футуропрактики последних лет.

Это не означает, что в начале наших путешествий в будущее мы не позволяли себя сцены из прошлого, но все-таки приоритет «линии будущего» держался более устойчиво. Данная работа иллюстрирует гораздо более свободное путешествие по всей линии жизни клиента — как в будущее, так и в прошлое. Что бессознательно задает «боль­шее пространство жизни» как внутри индивидуальной сессии, так и в общегрупповом процессе.

Возможно, и в групповом процессе ведущий группы стал меньше или вообще перестал «подталкивать» участников к выбору протаго­нистов, «бегущих в будущее», больше «выносит» просто чувствен­ные реакции участников группы по отношению друг к другу. И та­ким образом естественным путем разрешается проблема невозмож­ности строить отношения друг с другом в группе, опираясь только на «линии будущего» участников.

Линии будущего слишком индивидуальны для каждого из участ­ников и слишком виртуальны, поэтому предъявление их в группо­вом пространстве позволяет участникам связываться друг с другом только в режиме «шеринга», то есть сиюминутных чувственных ре­акций на только что произошедшую драматизацию, что очевидно недостаточно для формирования устойчивых, более глубоких груп­повых отношений.

Еще одно из размышлений при наблюдении за процессом работы группы и терапевта, которое относится и к данной сессии — в работе акцент и опора ведущего группы на гештальт-метод довольно силь­ные: регулярное способствование (осознаванию клиентки — прямое — в диалоге, и опосредованное инициальными гештальт-экспери­ментами, если не более интенсивное, то по крайней мере не мень­шее, чем работа с клиенткой через психодраматические действия (участие в ролях путешественника во времени, обмен ролями с до­полнительными Я).

P.S. Интересно, что на следующей встрече группы через две не­дели участники интенсивно и долго обсуждали последствия этого путешествия для себя и выяснили, что Катя несколько сократила объем курения, но не бросила курить, но зато одна из участниц груп­пы, по ее словам благодаря этой драматизации, наконец-то приняла решение не курить и действительно с тех пор не брала больше в руки сигарет. Такой перенос опыта «героини футуропрактики» на поведение другой участницы группы, на наш взгляд также свиде­тельствует о большей связанности участников группы.

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти