Техники индивидуальной терапии других методов для монодрамы в онлайн

Малинина Ольга

Малинина Ольга

Психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, зав.кафедры Московской Академии Гештальта (МАГ). Образование Психодраматерапевт, Московский институт гештальта и психодрамы. Профессиональное кредо Я – психодраматист и арт-терапевт. Совмещаю в своей ...

Сейчас в психотерапии распространен интегральный подход: психолог на сессии использует много различных методов, если считает, что они уместны в конкретной ситуации. Конечно, у профессионала обычно есть основной метод, на основу которого он потом нанизывает последующие. У меня этот метод – психодрама, все дальнейшие учебы по арт-терапии, юнгианскому анализу, схема-терапии обогащают меня как психодраматиста, помогая встраивать приобретенные знания в старую философию любимого метода.

В этой статье я хочу рассмотреть техники некоторых направлений, которые успешно включаются в индивидуальную работу психодраматиста, делая ее эффективнее. Я возьму методики из схема-терапии, письменных практик, арт-терапии.

Схема-терапия.

Я недавно начала учиться этому направлению. Оно отпочковалось от КПТ в 90-е годы 20 века. В схема-терапии существует много техник, которые прекрасно ложатся на психодраму, фактически взяты из нее и переформатированы под работу с режимами критика, внутреннего ребенка, неконструктивных копинг-стратегий и т.д.

Техника, которую я опишу ниже, взята из КПТ и используется  в работе с пограничным расстройством личности, булимией, ПТСР, социофобией. Рескриптинг — это переписывание в форме визуализации травматического опыта клиента или негативно влияющих на него воспоминаний. Он показал свою эффективность и входит во многие протоколы терапии с различными расстройствами, особенно для тех, кому недостаточно техник для работы с переживаниями в настоящем. Подходит она и для обычных клиентов. В классической монодраме мы создаем сцену в реальности и переигрываем негативный опыт, а в рескриптинге это происходит в воображении. Поэтому этот способ так подходит в монодраме онлайн: мы работаем в сверхреальности клиента непосредственно.

Опишу, как я это делаю. Клиент рассказывает о неприятных чувствах, которые возникают у него в каких-то ситуациях. Например, «Боюсь, когда на меня повышают голос, даже, если ситуация безопасная» или «Мне всегда грустно, когда я остаюсь один в квартире и возникает тишина». Сначала я использую технику «аффективный мост», то есть предлагаю погрузиться в воспоминания и пройти по линии своей жизни в прошлое, чтобы найти ситуации, когда такое переживание уже было. Лучше идти совсем в детство до 12 лет, но иногда бывают и свежие ситуации. После того, как мы нашли «нужное» нам переживание, я предлагаю закрыть глаза, расслабиться, и вернуться мысленно в это событие. Клиент подробно описывает место, где это все произошло, людей, которые находятся рядом и себя в этот момент. Важно соблюдать принцип присутствия и просить рассказывать о происходящем в настоящем времени.

Когда клиент доходит до начала развития самого травматического события, мы останавливаемся и не погружаемся в него, чтобы не произошло ретравматизации. Далее происходит переписывание происшествия, включая любые действия и поступки, вплоть до фантастических, для исправления воспоминания. Можем бронировать двери, строить дворцы, играть в облаках, расчленять обидчиков и т.д. То есть мы предлагаем клиенту переписать травматический опыт в нужном ему сценарии, где он восстанавливает свою справедливость. Для этого в вымышленные сцены можно вводить любых персонажей: родственников, супергероев, взрослое «Я» клиента и т.д. Иногда я захожу в сцены сама, если клиент не знает, кого можно туда позвать.

Главная наша задача — удовлетворить и прожить ту потребность, которая была не реализована или нарушена: безопасность, принятие, признание, любовь, принадлежность, автономия и т.д.

Обычно это занимает минут 15 у меня, но бывают ситуации, когда уходит больше времени. Привожу пример такой сессии:

— Боюсь, когда на меня повышают голос, даже, если ситуация безопасная. Вспоминаю, как мама все время кричала на меня, если я приносила домой тройки.

— Давай возьмем какую-то из таких ситуаций

— Я прихожу домой, мне поставили по математике тройку, знаю, что сейчас мама спросит у меня про оценки, и я с ужасом жду ее вопроса.

— Опиши подробнее, сколько тебе лет и ситуацию.

— Мне 10 лет, сейчас зима, я открываю дверь квартиры, мама на кухне готовит что-то. Я снимаю обувь, одежду. Мы живем вместе с бабушкой, она сейчас дома, заходит в прихожую и берет у меня портфель. Мама с кухни кричит: как в школе дела? что с оценками? Я в ужасе замираю.

— Здесь мы с тобой остановимся и не пойдем в то воспоминание. Мы перепишем его. Кто тебя может защитить сейчас? Бабушка? Взрослая «Ты»? Или еще кого-то позовем?

— Я очень любила в детстве Мэри Поппинс.

— Давай ее, она заходит в квартиру и что говорит маме?

— Хватит кричать на Машу из-за ее оценок. Она уже боится приходить домой… (далее клиент в своем воображении защищает себя)

— Что тебе сейчас хочется сказать маленькой Маше?

— Ты – хорошая, больше никто не будет тебя обижать, я смогу тебя защитить… (далее клиент  в своем воображении говорит важные слова самому себе из тяжелого воспоминания)

Примерно так проходит рескриптинг. Здесь я описала идеальный вариант. Бывает, что мама не соглашается, клиент боится что-то сделать или сказать, я помогаю, как могу: сама захожу в воображаемую сцену и говорю громким голосом «Не смейте кричать на ребенка! Я как ее психолог не позволю вам этого делать!» или предлагаю придумать вариант, в котором точно ему помогут: «Лучше не Мэри Поппинс, а мой дедушка, он всегда мне помогал».

Стоит сказать, что в случае переписывания ситуаций насилия, таких как инцест, изнасилование, буллинг, разбой и т.д. важно дать клиенту отреагировать свою злость на агрессора. Иногда этот гнев бывает настолько сильным, что он разрывает на куски насильника, расчленяет, сжигает или другим способом умерщвляет его, причем так может происходить несколько раз. Не стоит ограничивать разрушительные фантазии, они помогают восстановить нарушенное равновесие психической жизни клиента. К тому же нам на обучении рассказывали, что есть недавние исследования, в которых подтверждается безопасность такого «кровожадного» рескриптинга. Оно проводилось на заключенных в тюрьмах Голландии, и после его использования не было выявлено повышения агрессивности у респондентов.

Письменные практики.

Это даже не метод, а скорее серия техник, которые взяли свое начало в психоанализе, а потом воспринятые современными психологами и психотерапевтами в качестве очень простых в использовании и результативных в терапии инструментов. Я приведу несколько вариантов, которые можно использовать в монодраме онлайн в качестве разогрева для последующей драматизации или как самостоятельных упражнений в сессии, дающих много материала для анализа.

— Сказка. Это один из моих любимых приемов в письменных практиках. Я прошу написать сказку «про отношения», про маленькую девочку/мальчика, про текущую сложную ситуацию и т.д. В волшебных историях проявляется весь бессознательный материал клиента, который можно анализировать и обсуждать несколько сессий. Я предлагаю их писать в качестве домашних заданий. Или непосредственно на сессиях я прошу придумать сказку, а сама конспектирую этот рассказ. Ниже привожу пример реальной работы над сказкой «про отношения» из недавней сессии (разрешение на публикацию сказки получено).

«Жила-была девушка. Пошла она как-то в лес, а там на нее напали разбойники: «Отдавай нам все, что у тебя есть!» Но случайно проходивший мимо человек прогнал их. Девушка благодарит его за спасение, он предлагает ей проводить ее домой. Он рассказывает ей, что он новый человек в этом месте, он путешественник и странник, а сейчас работает в кузнице. Она влюбляется в него. Она начинает приходить к нему в кузницу и ей нужно его спасти, чтобы он понял, что она его любит. Тогда он поверит, что он достоин любви и тоже ее полюбит, останется в этом месте и будет с ней.»

Вот такая сказка. Мы обсудили ее с клиенткой и выявили в ней несколько важных сюжетов в ее способе построения отношений. Во-первых, «красной нитью» в повествовании становится тема спасения: сначала ее спасает мужчина, а потом она его. Без такой жертвы отношения не представляются возможными. Во-вторых, героиня влюбляется первая и потом ждет, когда избранник увидит ее чувства, благодаря им он поймет, что он достоин и только потом полюбит. Получается, он не сильно уверен в себе и только ее любовь может в нем пробудить самоуважение. Именно от ее действий зависит развитие отношений. В-третьих, любовь и ее поиск сопряжен с опасностью: все-таки в лесу встречаются разбойники, которые хотят у нее все забрать. То есть любовь и поиск отношений могут лишить многого: сил, имущества, доверия, энергии или еще чего-то.

Так как в этой сессии мы работали про отношения, я предложила написать сказку, чтобы потом ее проанализировать и разобраться, откуда такие сценарии. Иногда рациональный заход в этой теме не срабатывает, а волшебная история о девушке и юноше покажет гораздо больше, чем может рассказать о себе клиент. Потом мы применяли обычную монодраму и рескриптинг, а через несколько сессий написали новую сказку.

Кроме сказок можно использовать массу различных письменных практик. Вот лишь некоторые из них:

— Автобиография за пять минут. Здесь важно внимательно следить за временем и действительно засечь пять минут и написать свою биографию. Далее клиент читает ее и отвечает себе на вопрос: а что в нее не поместилось? Всего сразу не напишешь, поэтому после прочтения можно предложить еще пять минут. После перечитывания новой версии снова обратите внимание: чего в ней нет из вашей жизни и почему? а что присутствует и почему?

— Вехи жизни. Попросите клиента написать свое актуальное состояние, текущий момент, ситуацию в реальности. Далее пусть он опишет свою жизнь, двигаясь назад, в прошлое с помощью 8-10 предложений, отвечая на вопрос «Без чего это не могло произойти?» Потом перечитайте список в хронологическом порядке, и посмотрите, куда движется его жизнь, при этом задайте следующие вопросы: «В чем суть этого движения?» «Куда дальше?», «Что я могу сделать, чтобы дальше получилось хорошо?»

— Написание писем: себе в прошлое, себе в будущее, обидчику, умершему человеку, бывшему супругу и т.д.

— Советы самому себе в кризисной ситуации. Эта практика пришла из антисуицидальной терапии, когда мы предлагаем клиенту составить список действий, которые он обязуется делать, если у него возникнут мысли о самоубийстве. Пункты составлены последовательно: если не помог первый, значит переходим ко второму, потом к третьему и т.д. Например, 1. Погладить кошку; 2. Позвонить подруге Свете; 3. Выйти погулять в парк у дома….; 10. Написать своему психотерапевту. Такой список советов можно создавать и тем, у кого нет суицидальных мыслей: «Вспомните, что вам обычно помогает в сложных ситуациях, и запишите свой план действий.»

Арт-терапия.

Её тоже сложно назвать отдельным направлением, как и письменные практики. Это собрание различных техник, помогающий всем методам, также родившееся из психоанализа. В монодраме онлайн ее хорошо использовать, если у клиента есть определенный инструментарий из карандашей, пастели, красок и прочего. Есть клиенты, которые с удовольствием готовы использовать арт в сессиях. Я опишу ниже свои любимые методики, которые применяются как самостоятельные упражнения или служат разогревом для последующей драматизации.

— «Я как государство». Инструкция звучит так: «Нарисуй себя как государство». Обычно клиенты рисуют или карту местности, или символ государственной власти, или место за забором/стеной/преградой или абстракцию. Потом я прошу рассказать про это государство: как оно живет, кто там управляет, как оно взаимодействует с другими странами, как себя защищает и т.д. Этот рисунок представляет отличный материал для обсуждения с клиентом его границ, способах защитить себя, взаимодействия с другими, внутреннем «устройстве». Помню, как я сама нарисовала свое государство в виде конституционной монархии, где были король, исполнительная, судебная и законодательная власти соответственно, а еще университеты, школы и театры.  Границ не было вообще, это была планета-государство, поэтому воевать ей было не с кем и не зачем, а также и не предполагалось торговли и других взаимодействий. Когда обсуждали с терапевтом этот рисунок, я обрадовалась, что тюрем, как и церквей в ней не было, но и удивилась, что с границами у меня явная беда.

В монодраме онлайн я прошу клиента прислать мне фото рисунка на WhatsApp или в мессенджер, чтобы лучше видеть детали. После рассказа про государство я часто предлагаю сделать из него психодраматическую сцену. Клиент находит себя и свое место на рисунке, и мы общаемся с разными частями той территории, что он нарисовал, в зависимости от запроса.

— «Автопортрет в детском возрасте». Инструкция: «Нарисуй свой автопортрет в детском возрасте, до 12 лет». В своем кабинете я прошу этот рисунок нарисовать красками гуаши, но в онлайне клиент пользуется тем, что у него есть. Далее клиент рассказывает о своем изображении: сколько лет, что делает, где находится, какое настроение, о чем мечтает и главное, что сейчас он чувствует, глядя на свой портрет. Эта методика помогает быстро прикоснуться к субличности «внутреннего ребенка» и понять, что с ним сейчас происходит. Бывает, что клиент рисует себя, вспоминая какие-то ресурсные ситуации и хочет через них напитаться этой наполняющей силой. Но иногда мы попадаем в сложное время и рисунок как раз пробуждает память о травматическом детском опыте. В первом случае я прошу от лица изображенного ребенка сказать что-то себе приятное и вдохновляющее, а во втором случае мы работаем с негативным переживанием в монодраме или рескриптинге. Но случается, что бывает достаточно разговора клиента с «внутренним ребенком» тет-а-тет:

— В чем ты больше всего нуждается сейчас?

— Я хочу, чтобы ты меня пожалел и сказал, что бабушка не права.

— Бабушка не права, а я тебе сочувствую и знаю, что ты ни в чем не виноват. Ты – хороший мальчик и я больше не дам тебя в обиду.

— Хорошо. Я тебе верю.

Также можно работать с детскими фотографиями клиента, они пробуждают большое количество воспоминаний и разогревают клиентов на глубокую терапевтическую работу.

— «Семейная история в рисунках». Инструкция: «Возьмите пять листов. На первом листе нарисуйте метафорические портреты своих дедушек и бабушек с обеих сторон, на втором — ваших родителей, на третьем – себя и своих сиблингов, на четвертом – ваших основных романтических партнеров, на пятом – ваших детей, реальных или воображаемых.» Бывает, что на рисунках появляются отчимы, абортированные дети, вымышленные сестры, двоюродные бабушки и животные. В этой технике нет строгого правила о том, кто должен быть изображен на этой генограмме, мы получаем фантазии клиента о его семье и работаем именно с ними.

После того как все рисунки нарисованы, клиент рассказывает о них и потом мы ищем с клиентом общие мотивы для анализа: использованный цвет,  штриховка, изображение и т.д. Например, с маминой стороны – все нарисованы животными, а с папиной – людьми. Или бывший муж раскрашен тем же черным цветом, что мой дед, а текущий партнер – в зеленом, как брат. В конце обсуждения я прошу разложить рисунки так, как хочется клиенту, и предлагаю озвучить  послание, что его род ему адресует. Важно выделить позитивное обращение: «Живи дальше, мы гордимся тобой!», «Мы верим в тебя» и не соглашаться на фразы типа «Умри, мы тебя ненавидим», «Жизнь – боль, все – тлен». Если клиенту трудно переформулировать такие сообщения самому или с вашей помощью, попробуйте выяснить, кто именно так говорит и почему, кто говорит по другому и почему его голос не слышен, в чем истинное послание негативной фразы: «Жизнь – боль» может стать «Мы жили плохо и у нас не было выбора, но ты можешь выбрать любой путь». Ищите то обращение, которое устроит клиента и даст ему ощущение устойчивости и поддержки.

В монодраме онлайн с этими рисунками можно работать в течение нескольких сессий: они поднимают много аспектов, связанных с семейной историей, личными отношениями, будущих детей, своим местом среди родственников. Изображения на рисунках можно использовать как дополнительных «Я» в сценах и создавать драматизации в зависимости от поднятого материала: нежелание быть похожей на свою сумасшедшую бабушку, стремление попросить прощения у умершего брата, потребность получить совет от деда генерала и т.д.

Это пример совсем небольшого количества методик, которые психодраматерапевт может применять в индивидуальной работе с клиентами. Психодрама тем и прекрасна, что в ее структуру отлично ложатся многие техники и практики из других методов. Вдохновения вам, интересных и благодарных клиентов!

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти