Узоры на стекле (об опыте соединения приемов эриксоновского гипноза и метода психодрамы в групповой работе)

Симонова Елена
Симонова Елена

Психолог, психодраматерапевт, автор и ведущая обучающих программ, преподаватель, бизнес-тренер.


Мастерская, которая задумывалась Спильной Ириной и мною, должна была, по замыслу авторов, продемонстрировать интегративный подход, который практикуется нами последние годы в психотерапевтическом приеме, индивидуальном и групповом.

Хотелось бы сразу разделить учебные и терапевтические цели. Для обучения участников важным стало:

— познакомить участников с работой в психодраме с использованием трансовых техник: эриксоновского гипноза, медитации;

— предложить вниманию участников психодраматический приём построения сессии «ожерелье виньеток»;

— продемонстрировать палитру возможных вариантов работы в сюр-плюс реальности;

— обозначить некоторые варианты работы с группой во время индивидуальной виньетки;

— предложить вниманию вариант невербального шеринга.

Однако не менее важными можно считать терапевтические цели:

— предоставить возможность участникам группы осознать актуальную ситуацию одиночества, грусти, нелюбви (если они есть);

— активизировать поиск и получение необходимого ресурса;

— эмоционально отреагировать в режиме «здесь-и-сейчас»;

— обучить совладанию через действие;

— проявить в действии терапевтический эффект.

Разогрев

Разогрев состоял из нескольких этапов: во-первых, это рассказы о детских снах в парах и объединение в более крупные подгруппы по принципу схожести сюжета, эмоции или еще чего-либо. Во-вторых, маленькие хороводики, похожие на те простенькие танцы, которые разучивают в детских садах для праздников, выделение нескольких «солистов», которые «будут читать стишки, петь песенки и вообще выступать».

Очевидно, что этот разогрев уже осуществляет наведение трансового состояния. Этому способствуют рассказы о снах, погружение в мир бессознательных видений. Круговое движение во все века использовалось для достижения измененного состояния сознания (танцы шаманов и дервишей, хороводы и т.д.). Однако этим его функция не исчерпывается: детские сны, воспоминания о буднях и праздниках детсадовского возраста позволяют группе достичь регрессивного состояния быстро и эффективно.

Однако, и это еще не все: в мягкой, экологичной манере был сформирован внутренний круг потенциальных протагонистов. Этот способ позволяет хорошо работать в больших незнакомых группах, где вообще ситуация «Аквариума» воспринимается особенно болезненно.

Транс «Узоры на стекле»

Авторы воркшопа часто используют техники эриксоновского гипноза для интенсификации процесса самодиагностики и ускорения актуализации эмоционального состояния клиента. Идея «сокращения пути» сочетается с идеями экологичности и безопасности, так как трансовый разогрев позволяет, с одной стороны, быстро и интенсивно «разогреть клиента», но с другой стороны, оставляет ему возможности более или менее открытого предъявления своей проблемы. Содержание транса «Узоры на стекле» вкратце таково: Вы отправляетесь в путешествие в свое детство и оказываетесь у окна с зимними узорами. После описания этого места в разных модальностях, следует пауза терапевта, которая дает возможность клиенту совершить или не совершить во внутренней реальности некие действия и пережить некие эмоциональные состояния.

В отличие от Лейнеровского «кататимно переживаемого образа с его последующей интерпретацией» (символдрамы), метафора транса становится лишь ступенькой к проигрыванию в режиме психодраматических виньеток как содержания, которое могло входить в трансовый образ, так и развития образа.

В данной мастерской использовалось 3 метафоры: окна (как выхода или входа), снега, снежинок или снежных узоров (индивидуальное наполнение образа) и метафора состояния маленького человека, рядом с которым нет того, кто нужен. Таким образом, метафора окна приблизила участников к теме поиска выхода из кажущейся безысходности одиночества. Снежные образы вызвали индивидуальный ряд сильных переживаний, связанных с зимним временем года. Маленький одинокий человечек у окна, то есть метафора в целом позволила актуализировать тему стремления к ресурсу любви, близости, утешения, поддержки.

«Ожерелье виньеток»

Эта техника представляет собой последовательное разыгрывание виньеток, причем одна может идти параллельно с другой, они могут накладываться, переходить одна в другую. Возникает эффект даже не сложения терапевтического ресурса, а умножения его. Естественно, и группа активно привлекается в качестве источника ресурса, помощника, провокатора, максимизации препятствий, окружающей среды и т.д.

Темы виньеток, прожитых (не хочется говорить сыгранных) на мастерской, говорят сами за себя: враждебный дом с нелюбящими родителями, который так хочется покинуть и «поиграть с другими детьми в снежки»; «всех забрали из садика, а мама не идет и не идет»; «всегда хотелось стать снежинкой и танцевать свободной вместе с другими», «нельзя плакать, нельзя расслабиться ни на минуту — надсмотрщик всегда приглядывает за мной», «обещали Деда Мороза — не буду спать, буду ждать у окна», «хочу проститься со своим пропавшим без вести дедушкой».

И каким бы терапевтическим действием ни заканчивалась виньетка,— объятиями ли с Дедом Морозом, игрой ли с хорошей воспитательницей детского сада или другими детьми, танцем со снежинками, удалением из тела «надсмотрщика» хотя бы на некоторое расстояние или прощальным разговором с пропавшим дедом, можно лишь удивиться тому неиссякаемому источнику ресурсов любви, понимания, принятия и поддержки, который открывает трансовая работа за минимальное количество времени в незнакомой еще пару часов назад группе.

Шеринг «Мозаика»

Мастерская проводится в высоком темпе, тем не менее, временной цейтнот обеспечен в связи с обилием как учебного, так и терапевтического материала, который всплывает из глубины бессознательного. Это одна из причин, почему предлагается завершать его невербальным шерингом. Однако, кроме прагматических причин, существует и уверенность психотерапевтов в том, что в данном случае, где работа ведется на поле сюр-плюс реальности, символический шеринг дает большую глубину сопереживания и единения. В начале шеринга в режиме обычной медитации (Вы можете протянуть руку и, не глядя, взять из «волшебного мешочка» два предмета, что напомнит вам о вашем путешествии, о произошедшем здесь), затем она становится динамической (Участники, которые вынули из золоченого мешочка по две детальки детской мозаики, протягивают руки и складывают общий разноцветный узор), затем медитация на ту детальку, которая остается на память, и которая завершается тем, что все участники протягивают предметы, сначала зажатые в кулаках, в центр круга, а затем руки раскрываются и ладони с выбранными предметами сближаются.

Таким образом, достигается сразу несколько целей. Во-первых, наконец, выходит на поверхность метафора узора, как состоящего из разных деталей, но единого образа. Во-вторых, делается несколько якорей ресурсного состояния участников группы: визуальный якорь — ряд внутренних образов и вид выбранных предметов и сложенного узора, звуковой — медитация произносится в особом укачивающем ритме, кинестетический — осязание предметов, их ощупывание. В-третьих, дорабатывается метафора одиночества, которая оказывается сплочением,— детали превращаются в единый узор группы. В-четвертых, финальное объединение позволяет участникам группы разделить свои чувства с другими, достигнув невыразимого словами состояния сопричастности.

Как это всегда бывает в работе с сюр-плюс-реальностью, невозможно и ненужно анализировать все пласты, все уровни психотерапевтической работы, которые включает в себя сессия. Однако, хотелось бы еще раз обратить внимание читателей на ее поистине безграничные возможности, которые умножаются при использовании трансовых техник.

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти