Монодрама онлайн: лайфхаки для продвинутых

Малинина Ольга

Малинина Ольга

Психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, зав.кафедры Московской Академии Гештальта (МАГ). Образование Психодраматерапевт, Московский институт гештальта и психодрамы. Профессиональное кредо Я – психодраматист и арт-терапевт. Совмещаю в своей ...

Онлайн-терапия захватывает мир, и в современных условиях каждый психотерапевт сталкивается с необходимостью учиться принимать клиентов виртуально, не снижая качество своей работы. Совсем недавно такой способ общения многим казался неполноценным и ущербным, но в текущей ситуации (я про корона-карантин) выбора не осталось: учимся и совершенствуем свои навыки или выпадаем из пси-пространства.

Онлайн-терапия имеет свои нюансы: то неожиданно зайдет в эфир кошка, то выключат интернет на самых важных словах, то камера вдруг выхватит на заднем фоне горы немытой посуды или голого соседа. Последнего со мной не случалось, хотя, наверное, такой момент мог бы существенно продвинуть некоторых клиентов.

Из плюсов онлайн-терапии можно выделить:

  • доступность (работаем в любой точке мира, главное, чтобы был интернет)
  • разнообразие выбора (терапевт может быть из другого региона или страны)
  • удобство (не надо никуда ехать)

Минусы тоже есть:

  • некоторые методы и техники не работают онлайн (например, телесная практика)
  • не все феномены клиента доступны нашему обозрению
  • качество интернета может осложнить общение
  • затруднено установление контакта, особенно если вы до этого не встречались лично.

Но время требует новых решений и теперь психологам нужно работать онлайн, потому что нет других вариантов. Если в разговорных жанрах (гештальт, психоанализ, КБТ и т.д.) виртуальная сессия не сильно отличается от реальной: два человека общаются друг с другом, то в монодраме нужно изобретать новые ходы и пробовать неожиданные приемы, чтобы драматизация случилась.

Под монодрамой я понимаю применение психодрамы в индивидуальном консультировании и психотерапии. Этот метод крайне специфический, требующий особых условий для результативной работы. В кабинете у психодраматерапевта обычно присутствует определенный набор инструментов, помогающих выстроить сцену, ввести в роль, выйти в зеркало и создать полноценную драматизацию: мешочек с лентами, ящик с игрушками, стулья, плед, коврик, метафорические карты и открытки. А как быть онлайн? Невозможно потребовать у клиента воссоздать такой же комплект у себя в квартире. Нужно что-то придумывать для эффективной работы и использовать тот инструментарий, что есть в наличии.

Поделюсь своими лайфхаками по работе в монодраме онлайн.

Способы организации пространства (сцены):

1 ) Протагонист создает сцену из подручных средств у себя на столе. Такой сеанспроходит как привычная сессия в кабинете психолога, с той разницей, что мы разделены экраном, и клиент сам строит сцену на своем столе  и демонстрирует ее на экране. Дополнительными «Я» в его драматизации становятся любые предметы. Я наблюдала конфеты, цветы, свечи, карандаши, лекарства, косметику и т.д. Особенно везет тем протагонистам, у кого есть дети. В этом случае есть гарантия, что будут присутствовать игрушки.

Правила монодрамы с предметами те же, что и оффлайн: протагонист входит в роль и находится в ней, пока трогает предмет, обозначающий дополнительное «Я». Через него он взаимодействует с другими персонажами: гладит, стучит, двигает и т.д. Например, бывают цветочные баталии: кактус на кактус или гастрономическая любовь: яблоко с апельсином. Обмен ролями происходит в тот момент, когда протагонист дотрагивается до другого дополнительного «Я», выпустив из рук предыдущее. Я обычно предлагаю не держать два предмета в руках одновременно, чтобы более ясно и чисто обозначить текущую роль. Если протагонист переходит в новую роль, то другие персонажи стоят на столе. Тогда понятно и мне, и клиенту, кто сейчас солирует на сцене. Но я видела монодрамы, где взаимодействуют два персонажа в руках протагониста, получалось живо и экспрессивно. Думаю, такой вариант тоже вероятен, если клиент достаточно опытен, разогрет или если по каким-то причинам вы не хотите проводить привычный обмен ролями.

Обычно при обмене ролями я повторяю текст дополнительного «Я» от третьего лица: «Вася говорит, что ненавидит тебя»; или лично: «Я ненавижу тебя!» Но бывают ситуации, когда я так не делаю: клиент сразу отвечает на реплику антагониста. Например, мало времени, и мы торопимся успеть все сказать или протагонист достаточно разогрет и быстро реагирует на слова дополнительного «Я». Перед тем, как в роли дополнительного «Я» мне надо повторить текст, я ввожу в новую роль протагониста: кто или что он, как относится к происходящему, что тут делает и т.д. Потом уже, в дальнейшем диалоге обмен происходит быстрее, и я не вижу необходимости каждый раз вводить в роль, но повторяю, кто сейчас в каких ролях: «Я в роли мамы, а ты сейчас – папа».

В «Зеркало» мы выходим, если клиент не находится ни в одной из ролей, то есть не трогает ни один из предметов на столе. Поэтому важно следить, чтобы по ходу действия он случайно не попадал туда  непреднамеренно, просто перестав дотрагиваться до фигур на сцене. Находясь в настоящем «Зеркале» клиент наблюдает со стороны на происходящее, точнее на то, что сейчас находится на его столе. Я пересказываю ему, что тут сейчас разыгрывалось на сцене и спрашиваю, что он думает о своем «внутреннем мире снаружи». Я также делюсь своим видением ситуации и предлагаю пойти в эту же или новую сцену, а может быть нам нужно что-то обсудить между нами.

Далее все движется как в обычном монодраматическом сеансе: сцены, обмен ролями, зеркала и т.д. И в конце шеринг: я делюсь возникшими  чувствами, иногда личным опытом, могу заняться пси-просветом или напомнить об истории вопроса поднятой темы в нашей работе. Эти последние 5-7 минут для меня – самые важные, потому что для меня они создают наше собственное пространство двоих людей, только что переживших нечто важное и особенное.

В этот вариант я еще добавлю работу с картинками (МАК, фото, открытки). Вместо игрушек и предметов протагонист берет на роли карты. Не у всех они есть, конечно, но иногда они встречаются в домашнем хозяйстве, и некоторые клиенты предлагают работать с ними. Иногда карты вытаскиваются наугад, иногда выбираются намеренно. Одна картинка может представлять одного персонажа и тогда клиент взаимодействует с ней как с любым предметом в виде дополнительного «Я»: берет роль и говорит о ее лица. Иногда вся картинка является психодраматической сценой и тогда на ней присутствуют сразу все роли, в том числе и сам протагонист. В таком случае он ставит палец на ту часть изображения, что олицетворяет его или дополнительное «Я» и звучит из этой роли, потом – на другую часть и т.д.

2) Протагонист создает сцену в пространстве комнаты. Такой сеанс тоже похож на обычную монодраматическую сессию в кабинете. Ставятся стулья, кладутся ленты, то есть по возможности используются подручные средства для обозначения важных деталей сцены. Я обычно использую такую технику для разговора двоих или троих персонажей и для этого бывает достаточно 2-3 стульев или мест на диване. Протагонист играет все роли сам, а я помогаю ему входить в них через привычные вопросы и повторяю текст дополнительных «Я».

3) Протагонист представляет психодраматическую сцену в своем воображении. Я обычно применяю такой способ в монодраме, если появляется запрос про симптом или если в работе вдруг возникает телесный феномен и он связан с темой. Но иногда воображение можно использовать и в других вариантах, особенно если Вы знакомы с символдрамой или схема-терапией. Я прошу от лица симптома рассказать о себе, о его роли в жизни клиента, об отношениях с ним и т.д. Далее мы меняемся ролями, я проговариваю текст симптома, протагонист отвечает ему и дальше мы проводим монодраматическую сессию с привычными техниками. Я прошу протагониста закрывать глаза, когда он работает в своем воображении и тогда зеркалом для нас становится открывание глаз и обсуждение текущей сцены.

4) Прямой обмен протагониста и психотерапевта. В этом случае я и клиент взаимодействуем в сцене, где есть я, он и больше никого. Я ввожу в роль протагониста, он говорит свой текст, потом я прошу его войти в новую роль, поменяв позу или подвинув свой стул или кресло. Далее я в его роли повторяю текст и прошу ответить. Так происходит несколько прямых обменов ролями до каких-то важных окончательных фраз. Я редко применяю такой способ, исключительно для ускорения процесса, если совсем нет времени, а надо доделать какой-то вдруг поднявшийся вопрос.

Использование психодраматических техник:

1) Внутренний монолог. Люблю использовать эту технику в онлайн-сессиях. Это помогает протагонисту тщательнее войти в роль. Я прошу рассказать предысторию своего присутствия на сцене, свое состояние, свои мысли и свои намерения перед началом взаимодействия. Это придает дополнительных деталей к образу роли и добавляет атмосферы в общий контекст драматизации.

2) Дублирование. Использую эту технику особенно часто в онлайн-работе, хотя и оффлайн тоже опираюсь на нее. Выслушав основной текст и задав уточняющие вопросы, я люблю добавлять новое эмоциональное состояние, особенно если протагонист не озвучил  своих чувств к дополнительному «Я». Говорю примерно так: «Мне хочется еще добавить несколько реплик тебе сейчас, послушай, подходит или нет». Произношу фразу и далее протагонист прислушивается к себе: подходит или нет, повторяет мой текст или говорит какое-то свое послание.

3) Обмен ролями. Я выше описала эту технику, добавлю только, что в онлайн формате следует особенно обращать внимание на взаимодействие протагониста с его дополнительными «Я», потому что он часто переводит весь свой пыл на общение с директором: «Он вообще меня никогда не понимал, как был эгоистом, так и остался!» В это случае я просто напоминаю, что фразу следует перевести в ты-послание и направить тому персонажу в сцене, к кому она сказана: «Ты всегда меня не понимал…»

4) Введение в роль. В онлайн-сессии особенно внимательно нужно следить за правдивостью вхождения в роль. Я не всегда вижу клиента полностью, не все феномены могу отследить, поэтому необходимо обращать внимание на телесные изменения при вхождении в роль. Осанка, мимика, движение рук, тембр голоса и скорость разговора – всё является важным показателем «взятия» роли. Особенно это важно для новичков в психодраме, но иногда и опытные клиенты могут не погружаться в роли своих дополнительных «Я».

5) Зеркало. Так как в монодраме онлайн мы с клиентом и так постоянно в зеркале, учитывая нашу разделенность экраном, я редко применяю эту технику в классическом привычном варианте: разыграли, посмотрели со стороны, вошли в новую сцену, переиграли. В основном в зеркале я делюсь своими гипотезами: «Я бы подумала, что здесь нарушена потребность в безопасности, что думаешь?», мы обсуждаем какие-то элементы драматизации «Мне кажется, что этот голос мы уже слышали, снова наш критик», обращаю внимание на общий контекст: «Все эти люди говорят тебе о важности контроля, только каждый по своему» и т.д.

В онлайн-сессиях можно найти много результативных приемов, которые усиливают действие и помогают клиенту погружаться в свои переживания. Какие-то из них нам подойдут больше, какие-то меньше. Часто бывает так, что какой-то способ рождается спонтанно и потом становится самым любимым в работе. Уверена, что я описала не все лайфхаки для работы психодраматиста онлайн и коллегам есть что добавить к моему тексту. Наш метод тем и прекрасен – мы можем спонтанно творить и создавать новое на благо наших клиентов.

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти