Что делать с Завистью?

Слепцова Марина

Слепцова Марина

Психолог, психодраматерапевт, гештальт-терапевт, бизнес-коуч, тренер Московского Института Гештальта и Психодрамы. ​ Образование МГУ им Ломоносова, психологический факультет; МИГИП (сертификаты гештальт-терапевта, психодраматерапевта, директор...

Зависть может наполнять голову гулом, теснить грудь, давить на живот, отыскивая, где бы схватить…

Но также Зависть может превратиться в топливо на пути к вашему будущему, если вы научитесь обуздывать эту неистовую силу.

Как вам такой поворот событий? Не ожидали? К концу этой небольшой статьи я расскажу, как это можно сделать.

Разбираясь с темой Зависти, я обнаружила, что завидую художникам, рисующим на пленэре. В Санкт-Петербурге, где я часто бываю, художники рисуют на городских улицах, на берегах Невы, в парках. И то, что они создают, часто очень красиво. Я обнаружила, что завидую тому, как быстро они создают настоящие шедевры. Еще я осознала, что есть второй аспект зависти – когда они рисуют – они счастливы, видно, что они явно кайфуют от жизни. А я бросила рисовать в 13 лет! Как это произошло и почему, я разобралась только недавно, много времени прошло… а вот если бы раньше?!

Наверно вы знаете по собственному опыту, что зависть – тяжело переживаемое чувство. Зависть – это одновременно грусть и злость, и агрессия, и страх. Часто за завистью стоит страх – что я так не смогу, не способен добиться того, что хочется…

В христианстве считается, что в основе зависти лежит гордость, гордыня. Гордый человек не может терпеть, чтобы кто-то был ему равен или был выше его и был в благополучии.

Про зависть в народе говорят, что она бывает черная и белая. Белая – это когда я завидую и как-то смиряюсь с этим, ничего плохого не предпринимаю. Черная зависть – это когда завидую и планирую или совершаю агрессивные действия по отношению к другому человеку.

Психологи считают, что зависть конечно одна, разница только в степени силы этого чувства, вернее, в силе смешения разных чувств.

Когда человек говорит, что завидует Белой Завистью, часто это означает, что он с одной стороны восхищается чем-то или кем-то, восхищается способностями, возможностями человека, талантом, чертами характера. А кроме того у него есть грусть, а иногда и злость на себя, что он так не может.

Самое интересное, находясь в состоянии зависти часто мы верим в то, что как будто у нас нет другого выхода, кроме как завидовать. В состоянии зависти наше сознание сужено!

Известный психолог Альфрид Лэнгле пишет:

«Чувство зависти напрямую связано с нашими желаниями. Желания очень важны, поскольку они дают человеку представление о том, что является для него ценным прямо сейчас…Хотя, конечно, желания дают нам только приблизительное представление о том, что на самом деле ценно. Желания часто не соотносятся с реальностью. Зачастую желания нечувствительны к реальности, что порождает много проблем.

…Если у человека есть чувство собственного достоинства, он может немного завидовать другим – но потом это чувство его отпускает».

Что делать с завистью? Что делать, чтобы остаться все-таки человеком, не переходя границу между белой и черной завистью? Как справиться с ней и обратить ее на пользу себе?

  1. Для начала хорошо бы признать, что это чувство есть сейчас. Признать, не ругая и не обвиняя себя, со всей возможной честностью признать, что это чувство, это переживание есть.
  2. Самое интересное – это практическая часть – исследовать, что стоит за этим чувством и обратить это чувство на пользу для своего развития и движения вперед.

Джулия Кэмерон в своей книге «Путь художника» пишет: «Когда зависть жалит как змея вам необходимо срочное противоядие» и дает интересное упражнение – Карта Зависти.

— Составьте табличку, в ней три колонки.

— В первой колонке перечислите тех, кому завидуете.

— Во второй колонке объясните почему. Будьте как можно точны и конкретны.

— В третьей колонке напишите что-либо, что вы могли бы сделать, чтобы творчески рискнуть, избавляясь тем самым от зависти.

Кто Почему Действие-противоядие
Моя сестра Лида У нее настоящая художественная студия Разобрать свою комнату, сделать ремонт, оборудовать художественную мастерскую.
Мой друг Владик Хорошо пишет детективы Попробовать написать детектив самой.
Моя подруга Нина Снимает фильмы Достать свой заброшенный сценарий, дописать его и попробовать снимать.
Иосиф Бродский Великий поэт Опубликовать накопившие за прошлые годы стихи.

Джулия Кэмерон замечает: «Зависть как ревность к чужому успеху – это карта. И у каждого она своя. Каждый наверняка удивится тому, что сам в себе обнаружит. На проверку зависть может оказаться только маской, за которой скрывается страх совершить нечто такое, чего вы хотите, но никак не осмелитесь.

Составляя Карту Зависти, вы одновременно избавляетесь от зависти и находите ответы на вопросы – почему именно этот предмет нужен и что он принесет для счастья, какие у меня цели и что они значат конкретно для меня. В карте Зависти могут быть также и качества характера, которых вам не хватает».

Однажды, уже зная это упражнение Джулии Кэмерон, я обнаружила в себе Зависть к одной своей знакомой. Чувство это было сильным, моя знакомая открыла в себе новые возможности – вдруг стала писать сценарии и снимать фильмы. Змея Зависти ужалила, и мне нужно было срочно противоядие. Я составила карту Зависти — во второй колонке написала — завидую тому, что она пишет сценарии и снимает фильмы. Похоже, я очень хочу делать то же самое – написала я в третьей колонке! Какое действие я могу и хочу предпринять в своей реальной жизни? подумала я. И записалась на курсы сценаристов. После четырех занятий я уже точно понимала, что не хочу быть профессиональным сценаристом и не особо на самом деле хочу писать сценарии для фильмов!

Зависть растаяла как дым, а вместо нее появилась реальная оценка своих ресурсов и возможностей и точное знание чего же я хочу на самом деле. А сценарии я все-таки пишу теперь иногда.

Можно более глубоко исследовать в психодраматическом действии, что же стоит за Завистью и тогда можно обнаружить:

— стыдящий голос, запрещающий какое-то действие,

— страх действия из-за потери контроля,

— не достаточное чувство собственной ценности, чувствование себя «не до»,

— ядовитые сравнения с другими,

— социальные запреты на определенные действия.

Как можно эффективно поработать с Завистью?

Эффективно – в смысле глубоко и терапевтично, возможно, нам придется обработать внутренние ранения, так как зависть не создается все-таки на пустом месте, а связана с самооценкой и иногда – и с возможными прошлыми событиями.

Хочется еще не просто исследовать настоящее и прошлое, обнаруживая грусть, боль, страхи, детские сцены, но и вернуться затем в настоящее и пойти в будущее для того чтобы Зависть превратить в творческий ресурс.

Я все-таки верю в то, что Зависть показывает не только наши ранения, но и наши желания, потребности, а значит некоторые, скрытые пока потенциальные возможности, которые личность все-таки хочет реализовать. Просто импульс для реализации пока заблокирован.

Психодрама дает большие возможности для того, чтобы творчески проработать тему Зависти с большой пользой для участников процесса.

Напомню, что главного героя в психодраме мы называем протагонистом. Клиент, начиная играть самого себя, становится в психодраме протагонистом.

Для работы в группе или в индивидуальной сессии с клиентом я бы предложила несколько вариантов:

1. Первый вариант. Сцена, где появляется Зависть.

Можно поставить сцену из жизни клиента – где появляется Зависть. Действие происходит в здесь и сейчас. Когда Зависть появляется, в какой момент, в присутствии кого? Какая она? Что это за чувство, какой силы, и к каким действиям толкает протагониста? Как влияет на него? В этой сцене клиент играет самого себя. Далее он может сыграть роль Зависти и далее может развернуться действие, то, на которое его толкает Зависть.

В самой первой сцене хорошо бы клиенту побыть в роли того, кому он завидует, сделать также обмен ролями, обмен посланиями. Цель этого – поймать ощущения, действительно ли клиента вдохновляет то действие, которому он завидует, рождается ли у него в этой роли удовольствие, вдохновение, радость. Примерить, почувствовать эту роль. Понять в чем ценность для него этого желания, действия.

Клиент может посмотреть на действие со стороны из Зеркала для того, чтобы пойти дальше в какую-то детскую сцену, в которой возможно и появилась его неукрепленность, его «ранение». Далее мы можем пойти в эту сцену и укрепить, обработать «ранение» психодраматическими средствами.

В одной из сцен у протагониста может быть обнаружен сильнейший внутренний критик, который жестко относится к нему, неуважительно критикует. Возможно это образ кого-то из родителей, либо собирательный образ того, как обращались взрослые с ним в детстве и/или юности. При развитии этой сцены обнаруживается, что критик не особо сильно помогает протагонисту, ничего особо полезного не дает.

2. Второй вариант. Диалог-встреча с тем, кому клиент завидует.

Можно поставить прямой разговор – встречу с прямыми прояснения чувств и посланий, с обменом ролями.

Протагонист сможет сказать о своей Зависти в зал, группе, используя технику – «реплика в сторону».

В данной сцене можно ввести ресурсную роль третьего лица – Позитивного Родителя или Поддерживающего Друга, который сказал бы протагонисту о его особенностях, способностях, который дал бы ему позитивное послание о его собственном пути.

Этот вариант действия способствует снижению напряжения для клиента, прояснению потребности и действий, которые бы клиент действительно хотел делать. В этом диалоге тот, кому завидуют, часто дает протагонисту поддерживающие позитивные послания, делится опытом.

Этот вариант можно применять, если мало времени и виньетка должна быть короткой.

3. Третий вариант. Монолог протагониста и Греческий хор.

Протагонист на сцене делится своими сложными чувствами, переживаниями, Завистью (злостью, грустью страхом, сомнениями и т.д.) с группой (залом). Греческий хор – то повторяет реплики протагониста, то спорит с ним. В конце сцены Хор призывает протагониста к действию, призывает попробовать что-то новое в своей жизни, разворачивает его к жизни, к творчеству.

Этот вариант может быть очень коротким самостоятельным вариантом, а может быть и одной из сцен в варианте 1 и 2. Применяется он для усиления, ускорения процесса и для внесения радости и позитива после переживания грустных моментов и также если у протагониста тема не развивается по каким-то причинам.

4. Четвертый вариант. Путешествие в будущее.

Этот вариант может быть самостоятельным вариантом, а может быть также и развитием первого варианта.

Ставится сцена Будущего, через три – пять лет, в которой у протагониста есть именно то, что есть у того, кому он завидует. При развитии этого варианта проясняются реальные потребности клиента. Также могут всплыть и ранения из Прошлого.

В качестве модификации этого варианта можно организовать сцену Движение в Будущее (упражнение «Линия времени») в которой протагонист идет по своему пути, стремится реализовать свои желания и делает новые для него действия.

Все варианты направлены на то, чтобы прояснить чувства, желания, базовую потребность клиента, что именно для него важно и характерно, чего он на самом деле хочет, к чему стремится, какой он подлинный, настоящий. Вернуть ему чувство собственной ценности, освободить от жесткой критики себя, от сравнений и т.д.

Очень нравится мне цитата Джулии Кэмерон: «Зависть отнимает у нас желание действовать, в то время как действие и есть ключ к свободе».

Психодрама как раз дает возможность попробовать действовать по-новому и разблокировать замок, созданный Завистью. Психодраматическое действие дает клиенту новый опыт, открывает новые возможности, укрепляет самооценку, повышает уверенность в себе.

Желаю Вам удачного превращении Зависти в ваши творческие свершения!

Литература

  1. Альфрид Лэнгле Жизнь наполненная смыслом. Генезис. 2017.
  2. Джулия Кэмерон. Путь художника. Ваша творческая мастерская. Livebook, 2014 г.
  3. Лейтц Грета. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Когито-Центр, 2017 г.

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти