Техника «Встреча с умершим» в психодраме

Малинина Ольга

Малинина Ольга

Психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, зав.кафедры Московской Академии Гештальта (МАГ). Образование Психодраматерапевт, Московский институт гештальта и психодрамы. Профессиональное кредо Я – психодраматист и арт-терапевт. Совмещаю в своей ...

В психодраме утрата и горевание рассматривается через ролевую теорию: в процессе проживания скорби происходит перестройка ролевого атома. Часть ролей теряют свою актуальность, а часть приходится выстраивать заново, наполняя новым психическим материалом. Например, если клиентка потеряла мать, то роль дочери в реальных отношениях с мамой уходит, замещается другими, более востребованными: появляются роль дочери умершей матери, роль дочери отца, у которого умерла жена, роль скорбящей, роль наследницы и т.д.

 

Ролевой атом отражает внешние и внутренние метаморфозы, происходящие с человеком.

Проще всего их отследить через реальные социальные изменения: создание семьи, рождение ребенка, переезд, переход на другую работу и т.д. Каждое из событий требует новых реакций и адаптивных стратегий взаимодействия с окружением и с самим собой в меняющихся условиях. Так рождаются новые роли на фундаменте прежних навыков, знаний и умений и постепенно отмирают старые, перестающие быть нужными в настоящем.

Задачами психодраматиста (наверное, как и любого другого психолога) в работе с потерей являются:

  • обнаружение, осознавание и проживание того психического материала, что не дает клиенту пройти горевание;
  • прощание со всем, что символизировал ушедший и контакт с ним;
  •  создание заново сконструированной внутренней связи с ушедшим человеком;
  • взгляд в будущее и выстраивание других смыслов в новой жизни без умершего.

В психодраме эти задачи решаются через следующие техники:

  • встреча с умершим, например, с ушедшей мамой, которой не успела сказать о своей любви;
  • возвращение потерянной, утраченной части себя, например, когда муж был жив, я чувствовала себя желанной и любимой, хочу вернуть себе немного того состояния счастливой женщины, ведь не только с ним я могу так себя ощущать;
  • проигрывание похорон, например, я прощаюсь буквально со своей мечтой поехать с умершей подругой в Париж, т.е. хороню образ того, что точно не случится рядом с ней;
  • драматизация прошлых сложных отношений с ушедшим, например, кроме любви и понимания в моих отношениях с умершей сестрой было много боли и напряжения, хочу перестать дуться на нее и оставить свои обиды в прошлом;
  • драматизация текущих сложностей, связанных с утратой, например, как заново построить отношения с родственниками после смерти папы;
  • драматизация своих состояний, связанных с переживанием потери, например, мне кажется, что между миром и мной пролегла какая-то черта и я больше никогда не смогу полюбить кого-то после смерти мужа;
  • агиодрама, то есть психодрама с ценностями, например, встреча с Богом, судьбой, самой смертью для ответа на мучающие вопросы, связанные с потерей;
  • футуропрактика: работа с будущим, например, хочу проверить, как на нашу семью может влиять память и скорбь по замершей беременности в случае рождения другого ребенка.

Психодрама – это метод психотерапии, предполагающий использование театрализованной (драматической) импровизации для исследования клиентом своего внутреннего мира, развития творческого потенциала и на этой основе продуктивного изменения отношения к бытию в различных его ипостасях и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия (определение Гриншпуна И.Б.)

Психодрама состоит из пяти элементов:

  • директор (психолог, тот, кто работает с клиентом);
  • протагонист (клиент, тот, для кого происходит действие);
  • вспомогательные «Я» (действующие лица в драме протагониста, в психодраме на их роли выбираются люди из группы, а в монодраме – это стулья, игрушки, ленты и т.д.);
  • сцена (пространство, где происходит действие);
  • зрители (люди из группы, следящие за действием, влияющие на работу через дублирование и шеринг, в монодраме этого элемента нет).

В психодраме происходит театральное разыгрывание того запроса, что предъявляет нам протагонист. Если он говорит, что до сих пор ненавидит тещу, хоть она умерла пять лет назад и хочет разобраться в чем причина, то мы ставим сцену, где клиент встретиться с ушедшей родственницей, проживет свои чувства по поводу нее и разберется из-за чего они так сильны.

Психодрама – это внутренний мир клиента, который мы материализуем снаружи.

Он может не совпадать с действительностью. В сцене протагонист выстраивает свою субъективную реальность, так, как он ее видит и чувствует. И тогда умершая теща может предстать перед нами сущей мегерой, хотя в жизни она была милейшим существом с точки зрения ее дочери, жены клиента, но в восприятии протагониста она такова и нам предстоит понять, что происходит с ним, когда он с ней взаимодействует сейчас в работе.

Самым частым вариантом при работе с гореванием, в моей практике точно, является организация психодраматической встречи с умершим. Именно эту технику я опишу ниже, обращая внимания на особенности работы с ней.

С кем может возникнуть необходимость организации такой встречи? Я предлагаю следующие варианты, которые встречались в моей работе:

— Ресурсный человек. Часто у протагониста с ним существует только односторонняя связь. Они могут не иметь в реальности никаких контактов и даже могут быть не знакомы друг с другом, но в представлении клиента умерший обладает каким-то важным знанием, умением, опытом, который необходим ему сейчас (дальний предок, известный человек).

Обычно такая встреча является ресурсной для клиента: он наполняется силами, вдохновением, верой в себя. Например, протагонист заявляет о своих финансовых трудностях и в процессе работы упоминает о своем прапрадедушке, который скопил значительное состояние. Мы создаем пространство для их встречи, чтобы клиент получил от своего предка финансовое благословение и поверил в свои силы.

— Человек, смерть которого вызывает неадекватно бурную реакцию. История умершего, его жизнь, обстоятельства смерти, последующие события, вызывают у протагониста много переживаний, интенсивность и продолжительность которых не поддается логическому и рациональному объяснению.

Например, однокурсница дочери совершила суицид, клиентка не может успокоится, скорбит, переживает, хотя видела ее один раз в жизни. Иррациональные шоковые эмоции указывают нам на важный психический материал клиента. Он сам может не понимать, почему он чувствует то или иное, но такой феномен важен, так как аффект в данном случае связан с клиентом, а не с умершим. Встреча с ним в психодраме в таком случае может помочь выявить и сделать явным скрытую информацию, относящуюся к жизни клиента. В приведенном примере, клиентка может вспомнить себя в том возрасте, когда кто-то разрушил ее мечты и для нее ситуация была сродни смерти. Время прошло, а чувства до сих пор живы.

— Абортированный ребенок, мертворожденный, замершая беременность. Здесь клиентами могут выступать мать этого ребенка, выросшие сиблинги, другие члены семьи, кого трогает эта утрата. Таким детям часто отказывают в признании их места в семейной системе. О них редко говорят, стараются побыстрее забыть и вычеркнуть знание о них из родовой книги памяти. Часто ситуация перинатальной смерти сопровождается чувствами вины, стыда, бессилия, гнева, ужаса, тоски.

В психодраме мы предлагаем увидеться с малышом и поговорить с ним. В роли такого младенца обычно у протагониста возникают слова о прощении, отсутствии злости к родителям, понимании происходящего, веры в будущую встречу через воплощение души в другом ребенке, принятии своей судьбы, спокойствии и умиротворении.

— Давно умерший важный человек. Отношения с ним были давно (5, 10, 20 лет назад), но чувства к нему и память о прошлом до сих пор влияют на протагониста (родители, друзья, родственники, супруги и т.д.) Обычно такой запрос может выявляться в процессе терапии не сразу, а как бы между делом. Или что-то в жизни клиента актуализирует материал, связанный с давно прошедшими событиями.

Например, вдруг случайно выясняется, что текущий мужчина клиентки похож на умершего 10 лет назад старшего брата и время от времени возникающие чувства к нему относятся не к нынешней жизни. Встреча с ушедшим братом может помочь проявить и прожить запакованные переживания, прояснить незаконченные отношения и завершить их историю там, где она была поставлена на паузу.

— Недавно умерший важный человек. Потеря произошла относительно недавно, до сих пор может быть больно и тяжело. В этом случае протагонист находится в процессе скорби и проживает свою потерю, в отягощенном или нормальном варианте. Если он переживает острую фазу горя (первые месяцы), то встречу с умершим не рекомендуют проводить, необходимо некоторое время для принятия скорбящим факта смерти.

Только после признания реальности утраты клиент может создать новую внутреннюю связь с ушедшим человеком, для чего как раз может быть необходим психодраматический контакт с ним. Встречу с умершим стоит организовывать, если клиент переходит в фазу интегрированного горя и мы помогаем ему через психодраму выразить что-то важное, погоревать, попрощаться, договорить, поблагодарить и т.д.

Для осуществления психодраматического действия мы как обычно начинаем с прояснения запроса (что будем делать и для чего), обозначения места сцены (где), выбора персонажей (кто).

В работе, где основной задачей является организация встречи с умершим важно обращать внимание на некоторые особенности построения психотерапевтического процесса:

— Внимание к месту встречи. Перед построением сцены необходимо выяснить, где мы будем встречаться. Обычно протагонист предлагает какое-то особенное место, которое одновременно символизирует вневременность, внежизненность этого пространства. Например, небеса, кладбище, чердак старой родовой усадьбы и т.д. Мы тщательно расспрашиваем, что или кто там есть, какие детали указывают на специфику этого места и предлагаем протагонисту выстроить сцену именно так.

— Разделение пространства на жизненное, профанное и сакральное, принадлежащее ушедшим. Это предложение может исходить от директора, так как клиент сам не всегда видит в этом необходимость. То есть территория, где будет происходить встреча, отделяется от пространства жизни, откуда мы придем и куда мы вернемся. Обычно в психодраме сцена, где происходит действие, сама по себе разъединяет обычную жизнь и психодраматическую, но в организации встречи с умершим можно дополнительно усилить такое размежевание. Например, через использование особого цвета лент: черная будет обозначать мир мертвых, а красная – мир живых. Или стулья по периметру могут символизировать небеса, а все остальное – обычную действительность.

— Определение времени драматизации. В самом начале работы обычно мы обозначаем сколько будет длится разговор. Такое ограничение сроков задает временную рамку психодрамы и одновременно сообщает протагонисту, что такая беседа не может длится долго: мы же общаемся не с живыми людьми. Обозначение временных лимитов может происходит и в середине работы, если директора чувствует, что процесс затягивается и до кульминации далеко: «Мы не можем долго удерживать бабушку здесь, ей скоро нужно будет уходить, что самое важное ты хочешь ей сказать?»

— Неторопливый ритм работы. При организации встречи с умершим мне кажется стоит внимательнее относится к скорости продвижения в работе. Часто необходимо время для погружения в роль умершего, осознавания своих переживаний, отреагирования эмоций, формулирования посланий, вопросов и принятия ответов. Поэтому в таких драматизациях часто возникают паузы, остановки, моменты тишины или горьких слез.

— Особенное использование психодраматических техник: внутренний монолог, введение в роль, дублирование. Обычно я использую в самом начале «внутренний монолог» и прошу перед встречей озвучить протагониста свой настрой, ожидания. Часто я прошу объяснить, для чего мы идем в сцену: чтобы что? Уже в этом моменте становится понятно особенности отношений между умершим и протагонистом («Я иду сейчас в сад на нашей даче к маминой яблоне, потому что хочу сказать ей, как я ее люблю. Я не успела это сделать при ее жизни и меня гнетет, что она не узнала, как много она для меня значила»).

Далее протагонист занимает свое место в сцене и я предлагаю ему войти в роль умершего и тщательно интервьюирую его в новом образе (Когда вы умерли? Сколько вам было лет? Как вы выглядите? Какие у вас отношения были при жизни? И т.д.). В работе я часто использую дублирование, чтобы помочь протагонисту выразить весь спектр переживаний: боль утраты, тоску по ушедшему, злость на произошедшее, вину и стыд за свои действия и бездействия при жизни, непроявленная нежность и т.д.

Чаще всего этих техник достаточно. А вот «зеркало» и «пустой стул» я использую редко, хотя, наверное, при некоторых обстоятельствах, они могут быть эффективны: высказать и отреагировать свои эмоции без получения ответа, посмотреть на разговор со стороны и увидеть, что еще не сказано или понять, в чем причина невозможности прощения и т.д.

— Окончание работы. В конце психодраматической встречи я прошу высказать слова благодарности ушедшему и за саму встречу, и за то, что здесь сейчас случилось. Но перед ними я еще рекомендую дать последние послания перед расставанием из обеих ролей ( — «Дочь, я очень тебя люблю, живи, это самое главное.», — «Мама, я тоже люблю тебя, я буду жить дальше и обязательно буду счастливой.») Таким образом подводится итог разговора, ради которого мы его и затевали. В этом месте осуществляется завершение текущего внутреннего процесса, связанного с фигурой умершего, актуального на данный момент. Например, в этот раз я говорю о тех словах, что не успела сказать при жизни, а в следующий раз я хочу получить благословление на брак с любимым от умершей матери и обсудить причины их развода с отцом.

— Возвращение в мир живущих. Конец работы я рекомендую проводить через ритуал, символизирующий для протагониста его понимание жизни в сравнении со смертью (танец, смех, определенный ритм и т.д.). Такое завершение не обязательно в каждом случае, клиенты обычно заканчивают разговор без специальных приемов, даже если внутри него было много чувств и переживаний. Но придуманный ритуал помогает быстрее и чище выйти из несуществующего мира «потустороннего» и в кабинете, и в своей голове. Его можно придумать непосредственно в сессии и вместе его разыграть.

В заключении хочется сказать, что психодраматическое проигрывание помогает клиенту сделать видимым его внутренний мир. За счет экстрариоризации, то есть превращения психического материала во внешнее действие, обеспечивается проживание невыраженных эмоций, активизация застывших импульсов, проговаривание несказанных посланий, ассимиляция неусвоенного опыта.

Техника «Встреча с умершим» — это не какое-то магическое призвание мертвеца в мир живых, как иногда думают клиенты. Все роли в психодраме играются самим протагонистом и мы вместе с ним воссоздаем его внутренний мир во внешней реальности. Он сам изображает фигуру ушедшего и сам взаимодействует с ним, делая явным тот психический материал, что присутствует в его голове. Мы всего лишь технически обеспечиваем пространство для взаимодействия с ним.