Нейро Психодрама — что происходит в головном мозге в процессе психодрамы?

Эзра Билик, психодраматистка из Стамбульского Международного Института Зерки Морено.
Оксана Рыбакова, переводчик: «Автор статьи турчанка и английский язык, которым написана статья, для меня местами создаёт затруднения. НО! Основная мысль такая — психодрама является идеальным методом для формирования новых нейронных связей, организации доступа к глубинным воспоминаниям, исцеления и обучения. Перевод не судите строго :)»


«Каждый истинный второй раз это освобождение от первого» — Я.Л. Морено, 1923.

Эзра Билик: «Недавние исследования показали, что психотерапевтический процесс изменяет химию головного мозга и на месте старых связей появляются новые. Я придерживаюсь мнения, что схожесть между тем, как учится и работает мозг, с одной стороны, философией и техниками психодрамы, с другой, поставит психодраму в более привилегированное положение среди других методов терапии»


Стадии психодраматического процесса — разогрев, действие и шеринг — с точки зрения нейронауки.

«Первая стадия — разогрев, состоит из физического, эмоционального, интеллектуального, социального и трансцендентного психодраматических разогревов. Являясь началом исследовательского пути протагониста, процесс разогрева охватывает несколько из вышеуказанных категорий и инициирует переход активности из субкортикальных областей в кору головного мозга, активизируя эмоции, познание и память. Таким образом, и левое, и правое полушарие, отвечающие за разные функции, тоже начинают активизироваться.

Очень важно, чтобы физический разогрев начинался с действия, нашего первого жизненного опыта. Хождение во время разогрева активизирует кинезическую память тела, подготавливая его к «записи» на самом глубоком уровне. На этой стадии психодраматерапевт поддерживает физический контакт с протагонистом: «находится с ним вдвоём», «чувствует вместе с ним», «делает вместе с ним». Этот начальный контакт представляет первые отношения доверия между матерью и ребёнком. Таким образом, протагонист попадает в безопасную связку, необходимую для его самораскрытия. Это означает, что терапевт и протагонист будут разогреваться до момента формирования новой связи, которая появится при помощи активации памяти и эмоций. Совместно с процессом разогрева и запоминания начинается вторая часть психодрамы — действие».

Психодраматическое действие и шеринг.

«…стадия действия является самой важной, именно в ходе этой стадии активируется наибольшее число областной головного мозга одновременно, открывается дорога, ведущая к образованию новых синапсов, появляются новые структуры. Один из секретов лежит в концепции «сюрплас реальности». Сюрплас реальность (место, где люди понимают, что они знают гораздо больше, чем предполагают) приводит к значительному расширению сознания и катарсису. Д. Иглман использует концепцию «путешествия во времени», объясняя механизм принятия решения человеческим мозгом, который опирается на полученный в течение жизни опыт. Здесь наиболее активной является орбитофронтальная кора. Путешествие в воспоминания в ходе психодраматических сцен иногда принимает форму извлечения уже известных воспоминаний из нарративной памяти, где они записываются на бессознательном уровне, и переадресацию их в области заднего мозга и ассоциативную кору. В большинстве случаев мы наблюдаем, как у протагонистов появляются подавленные воспоминания, они начинают видеть связи, которых раньше не видели. Мы говорим о воспоминаниях, которые возникают благодаря силе действия и телесной памяти».

«… Воспоминание о травме и выведение ее на сцену даёт возможность реактивировать норадреналиновую систему, системы гипофиза, гипоталамуса, надпочечников и нейрогормонов, а также множество областей головного мозга. Сюда также включается префронтальная кора, связанная с личностью и высшими когнитивными функциями, амигдала, связанная с памятью и эмоциями, гиппокамп, спинное ядро рафа. В дополнение к этому в стрессовой ситуации значительно повышается уровень адреналина и гормона кортизола, выделенных в переднюю поясную извилину и в верхнюю правую височную извилину. Важные встречи (энкаунтеры) в психодраматических сценах дают такой уровень тревоги и стресса, который необходим для окончательного исцеления. Высказывание Морено «Каждый истинный второй раз это освобождение от первого» (1923), как раз относится к терапевтической силе встреч (энкаунтеров).

Не только протагонисты исцеляются через действие. Другие участники группы тоже совершают открытия, находясь в ролях или наблюдая за происходящим на сцене, разогреваются на свои собственные темы, иногда испытывая сильный аффект и катарсис. Другими словами, активация головного мозга, о которой мы говорили, происходит у всех участников группы».

«….в процессе действия происходит обучение новой правде о жизни и формирование новых синапсов между нейронами головного мозга протагониста. Когда сила старых синапсов изменяется, информация начинает передаваться по сети другими способами. Достаточно слабая связь в конечном итоге исчезнет; новые соединения, более сильные, будут разрастаться. Часть этого процесса реструктуризации обусловлена системой вознаграждения и позволяет медиатору допамину распространяться по сети».

Важность психодраматического действия также заключается в том, что оно позволяет завершить незаконченное, а, согласно исследованию Зейгарник, организм стремится к завершению незавершенного, поскольку человек может переходить к новой задаче только тогда, когда закончит предыдущую. Именно в этом случае появляется возможность остановить трансгенерационную передачу травмы.

«Шеринг — это стадия усвоения того, что было получено во время действия. Здесь активизируются префронтальная кора, область Вернике и Брока, связанные с выражением и смыслом, а также лимбическая сфера головного мозга. Именно на этой стадии протагонист получает поддержку группы и ее тепло, а также учится у других участников».

Дальше поговорим про креативные нейроны, память тела, дублирование и обмен ролей.

КРЕАТИВНЫЕ-СПОНТАННЫЕ-АКТИВНЫЕ НЕЙРОНЫ

Ранний младенческий опыт формирует нейронные связи. Мозг вырабатывает разнообразные стратегии защиты от тревоги, которая появится, если возникнут проблемы в контакте между ребенком и матерью или значимым взрослым. Это случается чаще всего в подсознательных схемах памяти, которые контролируют тревожность и страх, вырабатываемые амигдалой, гиппокампом, кортико-стриально-таламо-кортикальным контуром. Тревога, испытанная в раннем возрасте, прокладывает дорогу для различных патологий, которые могут случиться в более поздних периодах.

Тем не менее, у детей есть адаптивные навыки, которые отличают их от других биологических видов. Люди приходят в этот мир полностью экипированными для того, чтобы адаптироваться к практически любым условиям. «Опыт и обучение» занимают большое место в эмоциональном и нейробиологическом развитии людей. Мозг продолжает развиваться, становясь постоянной структурой нейронных сетей, сформированных соединением каждого нового знания и научения. Процесс адаптации позволяет поддерживать и защищать человека, создавая чувство безопасности. Факторы окружающей среды, которые Морено назвал «культурными консервами», могут превратить людей в создания, совместимые с их средой обитания и отделить их от внутренней креативной сущности. Этот процесс «запирает» людей в тех областях головного мозга (особенно лимбической системе), которые подают сигналы: «уходи-от-тревоги», а также укореняет их в неспособности иметь здоровый репертуар жизненных ролей.

Быть в моменте — означает быть ближе к собственной реальности, и иногда это вызывает тревогу. Участники психодрамы смело встречаются с собственной правдой в «здесь и сейчас». Вместо старых и дисфункциональных поведенческих паттернов, новые спонтанные и креативные реакции участников приводят к выявлению нейронных узлов, сформированных тревогой и страхом. Нейроны людей, которые воссоединяются с собственной креативностью и спонтанностью, активируются. Нейроны настоящего — это нейроны, которые открыты возможностям формирования новых синапсов. Развитие креативности также поддерживает развитие правого полушария. В то время как левое полушарие демонстрирует в основном более осторожные, не инновационные, устойчивые характеристики, основанные на установившихся мыслительных паттернах, правое полушарие это более широкая, аналитическая, интуитивная сторона. Креативность и развитие спонтанности увеличивают активацию правой стороны мозга. Через обеспечение целостной рабочей системы, благодаря балансу правого и левого полушария поддерживается ментальное здоровье человека.

Действие, через которое пробуждаются креативность и спонтанность, это наиболее важная комплиментарная часть всех принимаемых решений. Действие – это не конец, а первый шаг, который имеет смысл. Именно об этом говорит известный нейробиолог О. Сакс: «Нет восприятия без действия, нельзя увидеть, если не смотреть». Действие, это наш первый в жизни язык, это также мощный инструмент психодрамы, который помогает преодолевать сопротивление и добираться до телесной памяти. В психодраматических сессиях каждое мгновение проходит через действие, включая хождение во время разогрева, объятия, прикосновения, скульптуры и оживление сцен. Действие является обязательной частью и потребностью человеческой природы, а также самым постоянным средством реорганизации системы головного мозга, которая развивается через обучение».

Вначале про наше любимое «не расскажи, а покажи». А потом про дублирование. И роль тела.

«Первая роль, которую осваивает ребёнок в контакте с миром, это соматическая роль, она относится ко всему, связанному с телом. В невербальном периоде первым языком тела является действие. Аллан Шор утверждал, что развитие амигдалы — одной из важных областей, связанных с памятью, — произошло раньше гиппокампа, и что травматические события, возникающие в ходе первых отношений со значимым взрослым, записываются в амигдале, а не в гиппокампе. Подавление воспоминаний в более позднем возрасте также может вызываться подавлением функций гиппокампа благодаря высокому уровню гормонов стресса. Принцип психодрамы «не расскажи, а покажи» приводит к некому регрессу и даёт возможность человеку прибегать к телесной памяти при помощи действия, которое использовалось в довербальном периоде. Снятие физических зажимов при помощи операционных техник приводит к быстрому прогрессу, особенно в случае психосоматических расстройств, где механизм подавления является наиболее сильным.

Тот факт, что участники группы предъявляют свои очень глубокие воспоминания и встречаются лицом к лицу с важными моментами своей жизни, приводит к эмоциональному катарсису. Катарсис злости, являющейся наиболее сильным чувством, даёт самое мощное очищение и облегчение (катарсис действия). На этой стадии можно говорить, что действие необходимо для выведения токсинов. В тоже самое время, в случае, если мы используем нейровизуальные техники, можно ожидать, что будут наблюдаться изменения в высвобождении серотонина, норэпинефрина и допамина, особенно в сенсорных лимбических системах (амигдале), регистрируя увеличение активности в вентральной префронтальной коре, поясной извилине коры».

С дублированием мы встречаемся сразу после рождения и нашим первым дублером является мама. Как ни странно, она будет не только дублёром, но и первым антагонистом в процессе развития. То, что мы, как дети, видим глазами нашей матери, определяет развитие мозга, отношения с жизнью, саморазвитие.

«Дублирование — это процесс, во время которого протагонист чувствует максимальную поддержку директора и группы, а также совершает открытия. Во время дублирования можно заметить активизацию орбитофронтальной коры, зеркальных нейронов и относящейся к языку области Брока в левом полушарии. В это же самое время активизируется префронтальная кора и лимбическая система протагониста, который находит новые связи, интернализирует, выносит суждения, пробуждает воспоминания и прожитый опыт.

Недавние исследования обнаружили, что «зеркальные нейроны» являются автономными структурами, связанными с эмпатией. Они помогают нам ее проявлять и понимать эмоциональные послания других людей. Исследователи показали, что эмоции достигаются подражанием выражению лица другого человека с целью понять принцип действия зеркальных нейронов (отзеркаливание). Поразительно, но было доказано, что люди, использовавшие ботокс и потерявшие гибкость лицевых мышц, начинают испытывать трудности в распознавании эмоций, основываясь на выражении лица другого человека. Тот факт, что мы имитируем эмоции других людей, чтобы их понять, даёт возможность осознать, насколько активными являются зеркальные нейроны во время обмена ролями. С другой стороны, понимание того, что информация, полученная в процессе отзеркаливания была синтезирована в соответствии с личным опытом каждого человека, показывает, что обмен ролями является ещё одним важным шагом вперёд. Во время обмена ролями участники группы уже не несут никакой личной информации, когда они переходят от субъективной реальности к сверхреальности (surplus reality).

Зеркало, последняя базовая техника, объединяет участников группы через объективную реальность. Когда протагонисты смотрят на себя из зеркала, они смотрят на собственную реальность со стороны. Здесь, в отличие от лимбических структур, активизируется префронтальная кора, которая оценивает, критикует и опирается на реальность».

  «ИНТУИТИВНЫЙ МОЗГ, ТЕЛЕ И ПРИВЯЗАННОСТИ»

«Похоже, что нормальное функционирование мозга зависит от социальной системы вокруг нас. Нашим нейронам для выживания требуются нейроны других людей. Мы — социальные создания и наше мозговое кровообращение связано с кровообращением в головном мозге других людей». Д. Иглман.

Д. Иглман утверждал, что корни наших социальных навыков уходят глубоко в нейронные контуры. Чтобы выжить даже на самом примитивном уровне (субкортикальные мозговые структуры) и понять, кто является другом, а кто врагом, человек должен наблюдать за окружающими, делать выводы, исходя из слабых посланий, предоставляемых сенсорными данными. Нейронные связи формируются через интуитивные сети, которые мы приобретаем с рождения для того, чтобы чувствовать тех, кто находится рядом с нами. Самая освещенная область в нейробиологии интуиции называется авансценой. Это небольшая часть верхней теменной доли, расположенная в середине двух полушарий. Авансцена связана с эпизодической памятью, аудиовизуальной обработкой и сознанием. Основываясь на предыдущем опыте, вентромедиальная префронтальная кора и хвостатое ядро, которые обеспечивают быстрый анализ и поднимают тревогу, также связываются с интуицией.

Морено утверждал, что интуитивный мозг использует теле для того, чтобы описывать отношения. Его развитие в свою очередь зависит от доверия, установленного со значимым взрослым, в тот момент, когда ребенок переходит от органической плаценты к социальной. Согласно Фонсеке, опыт спонтанности между ребенком и значимым взрослым создает серию потоков между нейронами, орбитофронтальная кора, являющаяся чувствительной к значению выражений лиц и особенно к общению лицом к лицу, играет важную роль в развитии теле-чувствительности и будущей способности к эмпатии.

Морено, предлагая концепцию групповой психотерапии, аналогичную принципам функционирования мозга, утверждал, что человек без социальных связей является социальной выдумкой. Он завершил свою психодраматическую теорию социометрией и социодрамой и вышел за границы психотерапевтической системы, обеспечив нас глубоким знанием жизни, знанием о том, что болезнь и исцеление приходят от других людей, и что научиться важному можно только через отношения. Как написал Хайдеггер: «вам нужны другие, чтобы существовать, то, что делает вас вами, – это мир вокруг. Селф не может существовать в пустоте». Секрет узнавания смысла жизни, другими словами, здоровое развитие трансцендентной роли, состоит в открытии связей, в которых мы находимся, в диапазоне от микро до макро. Этот подход, имеющий дело со всеми аспектами жизни людей, также сделал возможным фокусироваться на патологиях индивидуума и взглянуть на них как на единое целое, не игнорируя здоровую часть.

ГРУППА

«Если Бог еще раз придет на землю, он придет в составе группы». Я.Л. Морено

Открытие Якобом Леви Морено того, что система существования базируется на связях, дало основание для развития групповой системы терапии и обучения. Группа, согласно определению Морено, формирует социальную плаценту, защитную сеть индивида: она отвечает потребности в близости и поддержке, являющейся базовой потребностью человека. Эксперименты показали, что мыши предпочитают роботов с мягкими руками, которые их обнимают, манекенам, дающим молоко. Обнаружилось, что мыши, до которых дотрагивались, демонстрировали значительно более высокие уровни выживаемости и более развитый головной мозг, чем те, с кем этого не происходило. Аналогичным образом, социальное развитие и развитие головного мозга было неполным у детей, за которыми ухаживали взрослые в домах малютки. В дополнение к тому, что группа является источником открытий, она также предоставляет своим участникам и ее ведущему эмоциональную поддержку и близость, в которой они нуждаются. Касания, которые занимают важное место в психодраме, дают человеку чувство безопасности в части их базовых потребностей, а также предоставляют терапевтическую интервенцию, увеличивая уровень окситоцина в головном мозге, а он отвечает за привязанности. В исследованиях эффекта от прикосновений было отмечено, что уровень угрозы в лимбической системе тех, кто получал поддержку прикосновением, снижался. Более того, было показано, что прикосновение вызывает стимуляции в области базальных ганглий, которая связана с моторно-сенсорными системами и обучением. Физические прикосновения также являются элементом сближения и углубления между участниками группы и ее руководителем, как представление эмоциональных и ментальных прикосновения к различным темам.

Как аргументировал Сигел, клетки могут существовать только в сети отношений, также, как и люди. Каждая клетка имеет значение, только если является частью группы. Хотя существуют автономные области мозга, такие как речь, память, решение задач и т.д., эти области могут работать лишь в соединении с целым. Когда в головном мозге есть поврежденные клетки, окружающие области как сплоченная солидарная группа, начинают компенсировать их отсутствие. История жизни Кэмерон, половина мозга которой была удалена из-за неврологического заболевания, это потрясающий пример. Все функции мозга были практически такими же, как у других детей. Здоровая половина мозга Кэмерон динамически перестроилась, чтобы взять на себя недостающие функции, чтобы все операции умещались в половине нормального объема головного мозга. Хотя Морено интересовался социодрамой и социометрией, он подчеркивал трансформационную силу индивида в обществе, в отличие от других теорий, утверждавших обратное. Быть вместе с другими людьми это часть человеческой природы и ее потребность. Наблюдения показывает, что социальная боль, вызванная изоляцией, активирует те же области мозга, что и физическая боль. Мы, как и наши нейроны, обязаны и существованием, и смыслом другим людям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Исцеление возможно только когда люди восстанавливают здоровые доверительные отношения с жизнью и людьми. Каждый момент означает новую возможность для выбора. Новый выбор означает реорганизацию нейронов внутри себя на клеточном уровне. Психодраматический взгляд на душу и тело, как на единое целое, запускает цикл, где одно влияет на другое. Расширение эмоционального спектра и осознанности человека имеет потенциал изменения всей структуры. Цель психодрамы — напомнить людям, что они обладают креативной силой. Помимо этого открытия, человек также достигает целостности существования через приобретение трансцендентной роли. Сила психодрамы должна демонстрироваться различными нейровизуальными техниками, которые изучались для получения разностороннего взгляда на психотерапию».