Наркевич Валерия и Поломодова Галина — «Есть ночь, есть день… есть свет, есть тень… Психодраматические техники в работе с метафорическими ассоциативными картами»

Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник в работе практического психолога.

На мастерской мы познакомимся с основными стратегиями и принципами работы с картами, техниками, методическими приемами, правилами работы. Поговорим о том, какие преимущества метафорические карты дают психодраматисту как в индивидуальной работе с клиентом, так и в работе с группой. Поисследуем, что происходит, когда встречается магия психодрамы и карт в одном пространстве…

Популярность метафорических ассоциативных карт среди психологов растет с каждым годом. И это понятно, ведь люди почти на 80% воспринимают информацию через зрительные анализаторы: «фотографируют» внешние события, и картинки эти порой долгие годы бережно хранят в своей памяти. В течение жизни накапливается огромное множество таких картинок. Одни (картинки) люди помнят, а другие забывают, но они все равно хранятся в нашей памяти и при «встрече» с аналогичными внешними образами оживают, порождая самые разные чувства – от радости до грусти, а порой и боли.

Работа с использованием метафорических карт подобна прогулке вдоль множества дверей, каждая из которых открывает потаенные комнаты внутреннего мира человека. Карта – это дверь, за которой живет событие, впечатление, человеческая история. Двери могут быть закрыты и даже заперты на большой заржавеющий замок, но, подобно ключу, карта помогает их открыть. И тогда вытащенное на свет содержимое обретает смысл и наполняется актуальным содержанием. Выбирая ту или иную карту, человек рассказывает нам о себе. Из этого рассказа нам становиться понятнее, откуда он черпает силы, какова его система ценностей, чего он боится и во что верит. Именно поэтому метафорические карты называют еще ассоциативными, потому что они вызывают ассоциации, благодаря которым человек проживает свою историю, актуализирует проблему; проективными – потому что человек видит в карте именно то, что он хочет видеть, то, что эмоционально отзывается в нем; терапевтическими – потому что в безопасном пространстве появляется время и место самым разным чувствам и переживаниям, с которыми не надо справляться в одиночку, которые могут быть выпущены наружу, прожиты и оставлены. Все это делает метафорические карты – уникальным рабочим инструментом, диапазон применения которых как в групповой, так и в индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен.

Метафорические ассоциативные карты эффективно используются в психодраме, гештальт-терапии, арт-терапии, символдраме, транзактном анализе и психосинтезе. Посттравматический синдром, работа с психосоматическими заболеваниями и зависимостями, проблемы детско-родительских и супружеских отношений, взаимоотношения в коллективах, прояснение и разрешение конфликтов, личностный рост – вот далеко неполный перечень областей, где использование метафорических ассоциативных карт, обращение через них к воображению, фантазии, потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным.


Наркевич Валерия

Наркевич Валерия

Детский психолог, психолог-консультант, психодраматерапевт, детский психодраматерапевт. Образование 2001 – 2006 МГППУ Специальность: Психолог. Преподаватель психологии. Специализация: Психология развития и возрастная психология. 2006 – н.в. Обучение ...
Поломодова Галина

Поломодова Галина

Специализация Детский психолог, психолог-консультант, детский психодраматерапевт Образование 1995-2000 МГОПУ им. М.А.Шолохова Специальность : «Преподаватель истории и социально-гуманитарных наук по специальности «История» 2009 ГАСИС Специально...