Морено, а вслед за ним и многие другие психотерапевты, описывали индикаторы, по которым можно понять, «здоров» ли человек, в этой ли реальности он находится, либо ведет диалог с образами в своей голове.
Грета Лейц говорила о 3х типах диалога:
- Проекция, когда реальный человек совсем не виден за сконструированной картинкой;
- Передача, когда другой не имеет значения как личность, которой он является, а в основном как носитель подсознательных представлений, желаний и воспоминаний;
- Теле – способность воспринимать других так, как они сами себя воспринимают, настоящая Встреча.
Способности к диалогу развиваются легче всего в детстве, во многом благодаря совместным играм и социальному опыту общения со сверстниками. К сожалению, современные дети ограничены в общении с другими и вынуждены общаться с теми, кто сидит в их голове. Дети недоумевают, почему окружающие видят их не аниматрониками или железными людьми. Почему никто не хочет верить в то, что они обладают магическими способностями и стреляют лазерами! Хотя, когда родители видят перед собой поняшу вместо девочки, это тоже становится проблемой.
Символическая реальность дает детям возможность общаться, встречаться, вести диалог и делиться друг с другом в безопасных условиях, а также получать реалистичную обратную связь, выходить из ролей, ощущать последствия, различать мир образов и реальный мир.
На мастер-классе мы:
- покажем, как детская групповая психодраматическая сессия удовлетворяет потребности детей быть в диалоге и встречаться с героем, и в то же время превращаться на время с своих любимых героев;
- поговорим о том, почему дети бывают «не в реальности» и как это можно наблюдать;
- посмотрим на живые примеры того, какая детская реальность прячется за игрой в «как будто»;
- попробуем изобрести тест на реальность на собственный вкус;
- поищем собственные свежие варианты возвращения к реальности и здоровью Встречи.
Формат: обсуждение, групповое исследование, социодрама.
Горовец Наталья
Хохлова Ольга