Горовец Наталья и Хохлова Ольга — «Как будто «по-настоящему» и по-настоящему «как будто»: площадка социального опыта»

Морено, а вслед за ним и многие другие психотерапевты, описывали индикаторы, по которым можно понять, «здоров» ли человек, в этой ли реальности он находится, либо ведет диалог с образами в своей голове.

Грета Лейц говорила о 3х типах диалога:

  • Проекция, когда реальный человек совсем не виден за сконструированной картинкой;
  • Передача, когда другой не имеет значения как личность, которой он является, а в основном как носитель подсознательных представлений, желаний и воспоминаний;
  • Теле – способность воспринимать других так, как они сами себя воспринимают, настоящая Встреча.

Способности к диалогу развиваются легче всего в детстве, во многом благодаря совместным играм и социальному опыту общения со сверстниками. К сожалению, современные дети ограничены в общении с другими и вынуждены общаться с теми, кто сидит в их голове. Дети недоумевают, почему окружающие видят их не аниматрониками или железными людьми. Почему никто не хочет верить в то, что они обладают магическими способностями и стреляют лазерами! Хотя, когда родители видят перед собой поняшу вместо девочки, это тоже становится проблемой.

Символическая реальность дает детям возможность общаться, встречаться, вести диалог и делиться друг с другом в безопасных условиях, а также получать реалистичную обратную связь, выходить из ролей, ощущать последствия, различать мир образов и реальный мир.

На мастер-классе мы:

  • покажем, как детская групповая психодраматическая сессия удовлетворяет потребности детей быть в диалоге и встречаться с героем, и в то же время превращаться на время с своих любимых героев;
  • поговорим о том, почему дети бывают «не в реальности» и как это можно наблюдать;
  • посмотрим на живые примеры того, какая детская реальность прячется за игрой в «как будто»;
  • попробуем изобрести тест на реальность на собственный вкус;
  • поищем собственные свежие варианты возвращения к реальности и здоровью Встречи.

Формат: обсуждение, групповое исследование, социодрама.


Горовец Наталья

Горовец Наталья

Психолог, психодрама - терапевт. Образование Московский педагогический государственный университет (ранее МПГИ им.Ленина), Факультет психологии – диплом 1997г. МГППИ по программе «Психологическое консультирование и психотерапия» (диплом 1999г....
Хохлова Ольга

Хохлова Ольга

Семейный и детский психолог, психодрама-терапевт. Образование 2001-2006 – факультет психологии МГУ им. Ломоносова. 2007-2009 – повышение квалификации “Психодрама и ролевые игры” ИГИСП. 2009-2010 – повышение квалификации “Семейная системная психотерапия” ИГИСП. 2010-2012 – повышение...