Этический и профессиональный кодекс психодраматиста Ассоциации психодрамы (проект)

1.Общие положения

1.1. Этический и профессиональный кодекс психодраматиста  Ассоциации психодрамы составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Ассоциации психодрамы.

1.2. Этический кодекс является основой для принятия решений Комитетом по этике Ассоциации психодрамы, деятельность которого регулируется «Положением о деятельности Комитета по этике Ассоциации психодрамы.

1.3. Вступление в Ассоциацию Психодрамы предполагает обязательство по соблюдению Этического кодекса. Его нарушение может стать основанием для исключения из рядов Ассоциации. Решение об исключении может быть предложено Комитетом по этике в соответствии с процедурой работы Комитета, описанной в «Положении о работе Комитета по этике Ассоциации Психодрамы».

1.4. Этический кодекс совершенствуется членами Комитета по этике для приведения в соответствии с законами Российской Федерации, а также для более ясного изложения этических принципов и стандартов.

1.5. Этический кодекс принимается членами Ассоциации на собрании членов Ассоциации.

2. Профессиональное поведение

2.1. Психодраматистам всегда необходимо действовать открыто, добросовестно, честно. Психодраматисты должны оставаться в рамках законов страны, в которой они практикуют.

2.2. Психодраматистам необходимо быть честными с клиентами относительно своего профессионального статуса и своей профессиональной подготовки.

2.3. Психодраматисты должны работать в рамках запроса клиента, ставя его в приоритет относительно своих собственных потребностей.

2.4. Психодраматистам необходимо повышать уровень своей осознанности и развития как в личной, так и в профессиональной сфере.

2.5. Психодраматисты обязаны поддерживать качество своей практики, контролируя и анализируя ее: самостоятельно, с коллегами, обращаясь к супервизору.

2.6. Психодраматисты должны открыто и ясно предупреждать о планируемом присутствии других лиц: наблюдателей, протоколистов, ко-терапевтов  и других Психодраматисты должны до начала работы отчетливо разъяснить, что все присутствующие обязаны соблюдать конфиденциальность и другие правила, изложенные в разделе 2 данного документа.

2.7. Психодраматистам следует проявлять ответственность за принятие решения об адекватности использования психодрамы для каждого конкретного клиента. Они решают, допустить ли клиента к участию в групповой работе, учитывая специфику конкретной группы и клиента. Если психодраматист принимает решение о недопуске клиента, он должен объяснить клиенту причины его недопуска и предложить ему варианты получения помощи у коллег или специалистов других направлений.

2.8. Для того чтобы сохранять профессиональную пригодность, психодраматисты должны заботиться о своем эмоциональном состоянии и физическом здоровье, поддерживать их на адекватном уровне. Психодраматисты не должны практиковать в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а так же, если их психическое или физическое состояние может оказать негативное влияние на клиентов.

2.9. Психодраматисты должны знать и уважать культурные нормы общества, в котором они работают. Психодраматисты должны учитывать культурные традиции своих клиентов, студентов и коллег, уважать их взгляды.

2.10. Психодраматистам следует проявлять уважение ко всем психотерапевтам вне зависимости от того, к какому профессиональному сообществу они принадлежат.

2.11. Психодрама может использоваться как метод психологической диагностики, психологической коррекции, психотерапии, психологического консультирования и психологического просвещения. Психодраматист несет ответственность за выбор техник адекватных целям, а также области применения (в частной практике, в образовательной практике, в работе с детьми и подростами, в бизнес структурах, в медицинских учреждениях и т.д.).

3. Отношения с клиентом

3.1. Конфиденциальность

3.1.1. Психодраматист обязан хранить в тайне всю информацию, полученную в процессе профессиональной деятельности. В групповой психотерапии и психодраме принцип конфиденциальности накладывает обязательства также на всех участников группы и каждого в равной степени обязывает не открывать посторонним доверенную им информацию о других участниках. Каждый участник группы, как и терапевт, должен соблюдать конфиденциальность и тем самым оберегать благополучие других участников. Это также относится к информации о третьих лицах, не включенных в группу.

3.1.2. Психодраматист должен рассматривать как конфиденциальную всю полученную от клиента информацию, независимо от того, где она была получена: на терапевтической сессии или в других ситуациях, когда они общались с клиентом. Исключением является ситуация, когда клиент ясно обозначает, что определенная информация открыта для распространения. Психодраматисты должны оповещать участников группы о правиле конфиденциальности и акцентировать на нем их внимание. Использование конфиденциальной информации возможно только в следующих случаях:

  • В обсуждении с другими профессионалами, работающими непосредственно с клиентом или членами его семьи, исключительно с разрешения клиента;
  • В обсуждении с супервизором психодраматиста;
  • При обучении специалистов или использовании в публикациях. В этом случае информация должна быть представлена таким образом, чтобы всесторонне защитить анонимность клиента. Кроме того, везде, где это возможно, важно получить согласие клиента на использование информации
  • На заседании этического комитета по разбору случаев нарушения этических норм;
  • По запросу суда и/или в случае угрозы жизни и здоровью в отношении клиента и других людей. В данном случае перед снятием конфиденциальности важно проконсультироваться у юриста.

3.1.3. Психодраматист должен сохранять конфиденциальность клиента при публикации материалов в СМИ.

3.1.4. Психодраматисты не должны использовать для личной выгоды конфиденциальную информацию, полученную от клиентов или студентов.

3.2. Вознаграждение

3.2.1. Частнопрактикующие психодраматисты не должны предлагать комиссионное вознаграждение, оплату или какие-то преимущества человеку, направляющему им клиентов.

3.2.2. Психодраматист должен до начала терапии заключить с клиентом однозначно трактуемый письменный или устный контракт. В случае частной практики контракт должен ясно определять стоимость и способы оплаты, а также все прочие финансовые условия.

3.3. Контракт

3.3.1. Психодраматист должен заключить с клиентом однозначно трактуемый устный или письменный контракт, описывающий процесс и цели групповой/индивидуальной психотерапии. Контракт должен содержать цель психотерапевтической работы и эффекты, которые можно ожидать. В контракте должны быть оговорены пункты, которые ведут к его прекращению по инициативе психодраматиста и/или клиента.

3.3.2. Психодраматисты должны быть честными перед самими собой в оценке своих профессиональных возможностей. Клиент и психодраматист должны регулярно проверять и уточнять контракт, чтобы быть уверенными, что работа соответствует интересам клиента.

3.3.3. Психодраматист обязан обеспечить должное время и внимание заключению контракта на терапию. Если клиент хочет завершить терапию, психодраматист должен понять, является ли это истинным желанием или проявлением терапевтического кризиса и, в соответствии с этим, дать рекомендации клиенту, в т.ч., контакты других специалистов.

3.4. Границы

3.4.1. Психодраматисты должны уделять внимание физическому пространству, в котором они работают с клиентами, чтобы обеспечить комфортное и безопасное место для терапевтической работы.

3.4.2. Психодраматисты должны соблюдать профессиональные границы в работе с клиентами и обучаемыми. Важно оставаться в терапевтических или учебных отношениях, т.к. смешение ролей нарушает терапевтический процесс.

3.4.3. Психодраматист не должен вступать в сексуальные или близкие личные отношения с клиентом. Психодраматист не должен допускать развития сексуальных отношений. Если есть вероятность развития сексуальных отношений между психодраматистом и клиентом, который хочет продолжить терапию, психодраматист обязан прекратить терапию и рекомендовать клиенту работать с другим психодраматистом.

3.4.4. Психодраматист обязан всегда достоверно информировать о видео, аудио записи сессии, а также о присутствии третьих лиц. Он должен получать осознанное согласие всех участников на видео, аудио запись сессии или на присутствие наблюдателей на сессии. Он также обязан сообщить участникам, что они имеют право в любой момент работы изменить свое решение.

4. Отношения с обществом

4.1. Практикующие психодраматисты должны иметь завершенное профессиональное психодраматическое образование. Своей квалификацией и профессиональной ответственностью они обеспечивают безопасность терапевтического процесса, гарантируя тем самым высокий статус психодрамы в обществе.

4.2. При работе с кризисными состояниями психодраматисты должны с большой осторожностью относиться к перепроигрыванию ситуаций в рамках психодраматической сессии. Следует тщательно выбирать подходящие техники, чтобы свести к минимуму вероятность ретравматизации.

4.3. Рекламируя себя, психодраматисты должны недвусмысленно и ясно обозначать цели и задачи профессиональной услуги, которую они предлагают.

4.4. Психодраматистам необходимо поддерживать научные исследования и, где это возможно, инициировать, помогать или участвовать в них, а также использовать только достоверные данные исследований. Психодраматистам необходимо заранее информировать клиентов, участвующих в исследовании, о его проведении и получить их добровольное согласие на такую работу.

4.5. Психодраматисты могут использовать свои профессиональные навыки для психологического просвещения и психологического консультирования.

4.6. При использовании психодрамы вне психотерапии этические требования об осознанном согласии клиента и конфиденциальности должны по-прежнему соблюдаться.

4.7. Психодраматисты обязаны продолжать собственное развитие, используя для этого личную терапию, обучение, интервизию  и супервизию.

4.8. Психодраматистам необходимо придерживаться принципов антидискриминационной политики, свободы слова и прав человека.

5. Этический кодекс в контексте применении психодрамы он-лайн.

5.1. Групповая и индивидуальная онлайн-работа.

5.1.1. Психодраматисты несут ответственность за принятие решения об адекватности использования психодрамы онлайн для каждой конкретной ситуации и каждого конкретного клиента. При принятии решения о работе в онлайн-формате психодраматист должен учитывать ограничения безопасности, тему клиента и надежность связи. Психодраматисты решают, допустить ли клиента к участию в групповой онлайн-работе, учитывая специфику его условий, особенностей его личности и группы.

5.1.2. Если психодраматист и клиент находятся в разных странах, то психодраматист обязан обратить внимание клиента на то, что деятельность психодраматиста регулируется законами и организациями страны психодраматиста.

5.1.3.  Психодраматист обязан обратить внимание клиента на то, что онлайн-пространство и электронные средства связи по своей сути более уязвимы с точки зрения конфиденциальности, чем очные встречи.

5.1.4.  В онлайн-работе психодраматисту необходимо уделять особое внимание обсуждению с клиентом всех деталей контракта на терапевтическую работу, так как в онлайн-формате существенно больше аспектов, которые клиент и терапевт могут воспринимать по-разному. Контракт должен включать в себя: необходимость отдельного помещения, отсутствие третьих лиц в нем, невозможность совмещать терапию с другими действиями и иные моменты. Отдельное внимание следует уделить вопросам оплаты, когда психодраматист и клиент находятся в разных странах.

5.1.5.  Пристальное внимание необходимо уделять созданию безопасности при онлайн-работе, как групповой, так и индивидуальной. В онлайн-работе психодраматисту необходимо разъяснить клиенту / участникам группы, что для создания безопасной среды и конфиденциальности нужны действия со стороны всех участников терапевтического процесса.

5.2. Профессиональное поведение в Интернете.

5.2.1. Психодраматисту необходимо осознавать, что его публикации в сети Интернет могут оказывать влияние на терапевтические отношения с клиентами. Психодраматист должен разумно выбирать степень своего самопредъявления в публичном пространстве, учитывая специфику своих клиентов и своей работы. Психодраматист должен стремиться исключить риск нанесения вреда терапевтическим отношениям в результате его публичного самопредъявления.

5.2.2. Общее информационное пространство, созданное современными средствами связи, существенно увеличило потенциальный ущерб, который может быть нанесен репутации как конкретного психотерапевта, так и всей психотерапии или психодраме. Психодраматисту следует демонстрировать уважение ко всем психотерапевтам вне зависимости от того, разделяет ли он сам подход своего коллеги, или нет. Психодраматистам следует уважительно относиться ко всем методам психотерапии, разделяя подход EAP, заключающийся в равном признании и уважении как к формам психотерапии, ориентированным на отношения с клиентом, так и к экспериментально подтвержденным подходам психотерапевтической работы.

5.2.3. Психодраматисту необходимо осознавать, что его публикации или реклама в сети Интернет могут оказывать влияние на отношение к психотерапии, психодраме, а также на образ психотерапевтов в глазах других людей. Это в равной степени относится как к профессиональным публикациям в Интернете, так и к личным записям на открытых или закрытых страницах, и любому иному поведению в Интернете. Психодраматистам следует понимать, что публичные споры в Интернете могут оказывать несравнимо большее влияние на репутацию всей психотерапии и психодрамы, чем споры в профессиональной среде. Психодраматистам необходимо заботиться, чтобы психотерапия имела хорошую репутацию в обществе.

5.2.4. Психодраматистам стоит обращать отдельное внимание на то, что публикации о психотерапии могут использоваться людьми для самодиагностики и самопомощи при психических расстройствах и могут быть причиной отказа клиента от обращения за помощью. Следует очень серьезно относиться к риску для жизни и здоровья клиентов с психическими расстройствами, возникающему в связи с массовым распространением информации об этих заболеваниях.

6. Этический и профессиональный кодекс супервизоров и тренеров психодрамы

6.1. Супервизоры и тренеры обязаны осознавать свои личные особенности, предубеждения и стереотипы, учитывать их воздействие на супервизию и обучение.

6.2. Супервизоры должны быть внимательны к любым проявлениям субъективности психодраматистов по отношению к клиентам. Супервизоры должны помогать психодраматистам осознавать эти явления и ставить под сомнение правильность работы супервизируемого, если это необходимо.

6.3. Базовые ценности супервизии и обучения – честность, ответственность, объективность и уважение. Супервизия и обучение не должны преследовать иных целей кроме согласованных при заключении контракта на супервизию и обучение.

6.4. Супервизия – это конфиденциальная деятельность. Супервизоры должны разъяснить границы конфиденциальности супервизируемым.

6.5. Супервизоры и тренеры несут ответственность за безопасность пространства супервизии и обучения для супервизируемых и обучаемых.

6.6. Супервизоры и тренеры несут ответственность за адекватность поощрения ощущения компетентности у супервизируемых и обучаемых.

6.7. Супервизоры и супервизируемые, тренеры и обучаемые должны в начале сотрудничества договориться о правилах и условиях совместной работы.

6.8. Супервизоры должны ставить задачи мониторинга своей собственной компетентности, включающие в себя супервизию своей супервизорской работы.

6.9. Супервизоры, тренеры и представители/руководители института несут ответственность за установление границ, отделяющих супервизию от других форм взаимодействия: терапии, обучения и рабочих отношений в организации.

6.10. Супервизоры и супервизируемые а также тренеры и обучаемые ответственны за то, что их межличностные и социальные отношения не оказывают негативного влияния на процесс предоставления и получения обратной связи в контексте супервизии/обучения.

6.11. Разногласия между супервизором/тренером и супервизируемым/ обучаемым должны быть разрешены ими самостоятельно, с использованием методов, существующих для их урегулирования, если разногласия не разрешаются необходимо урегулировать данную ситуацию на уровне института, в котором осуществляется учебная супервизия/ обучение.

6.12. В ситуации совмещения процесса обучения/терапии/супервизии ответственность совмещающего данные роли — четко маркировать исполнение каждой в определенный момент времени и выстраивать дифференцированную и соответствующую этим ролям коммуникацию с клиентом/супервизантом/ обучаемым.

6.13. Супервизоры и тренеры не должны использовать своих супервизируемых и обучаемых материально, сексуально, эмоционально или любым другим способом. Решительно никогда супервизор или тренер не должен вступать в сексуальные отношения с супервизируемым или обучаемым.

6.14. Супервизоры/тренеры должны информировать супервизируемых и студентов о необходимости ответственно относиться к качеству собственной деятельности. И, если качество деятельности супервизируемых ухудшается из-за личных, соматических или иных причин рекомендовать им позаботиться о принятии дополнительных мер к их устранению (интервизия, супервизия, личная терапия и т.д.)

6.15. Супервизоры и тренеры должны стремиться повышать свою профессиональную квалификацию и компетентность.

6.16. Супервизоры и тренеры обязаны приостановить супервизорскую и тренерскую работу, если качество их деятельности ухудшается вследствие личных сложностей, болезней или любых других причин.

6.17. Супервизор и супервизируемый, а также тренер и проходящие обучение  должны заключить контракт, включающий в себя договоренности об оплате, месте и времени сессий, ожидаемых результатах, до начала совместной работы.

6.18. Супервизоры, которые работают со студентами в рамках договора обучения психодраме, должны прояснить супервизируемым свою ответственность перед ними и перед программой обучения. Договор на обучение между институтом, тренерами и обучаемым должен быть согласован до начала совместной работы.

6.19. Супервизор не должен раскрывать конфиденциальную информацию о своем супервизируемом или о клиенте супервизируемого без согласия того человека, о ком идет речь. Исключение составляют случаи, указанные в п.2.1.2. Кроме того, везде, где это возможно, важно получить согласие на использование информации.

6.20. Супервизоры, которые работают со студентами в рамках программы обучения психодраме, могут говорить о работе своих супервизируемых с их тренерами в соответствии с изначально заключенным контрактом.

6.21. Если процесс супервизии покажет, что супервизируемому необходима терапия, супервизор ответственен за то, чтобы рекомендовать ее супервизируемому.