Раненые дети внутри меня. Психодраматическая работа с трудностями многодетного родителя

lopukhina

Лопухина Елена

Психолог, психотерапевт, психодрама-терапевт юнгиански ориентированный, бизнес-тренер и коуч, консультант по организационному развитию, директор Института психодрамы и ролевого тренинга, член-учредитель Федерации Европейских Психодраматических Тренинговых Организаций, член-соучредитель Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России.

Понятие «Внутренний Ребенок»

А. Понятие «Внутренний Ребенок» (ВР) используется в рамках самых разных школ психотерапии. ВР в большинстве из них рассматривается как нечто единое. ВР — это та часть нашей личности, которая ответственна за способность испытывать, сильные и глубокие интенсивные чувства, за непосредственное самовыражение, импровизацию. С помощью понятия ВР описывается то место в себе, где мы знаем, чего хотим, и что для нас хорошо, что нас наполняет и питает, что помогает восстанавливать силы, находить смысл и решения проблем. Именно наш ВР стоит за словом «Хочу». По Эрику Берну ВР, которого он называл Природным – источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.

ВР рассматривается также как Базовое «Я», отвечающее за деятельность нашего тела и накопление в организме энергии, за мудрость тела — инстинкты, предчувствия, скрытые способности и память. ВР — та внутренняя роль, в которой человек ощущает свои телесные нужды, получает удовольствие от жизни, по здоровому потворствует сам себе, разрешает себе следовать своим желаниям, мечтает и фантазирует.

Человеку со Здоровым ВР свойственны открытость миру, искренность, непринужденность, спонтанность действий, игривость, любопытство. А также изобретательность, энергичность, воодушевление, напористость, умение найти выход из любой ситуации, способность смеяться над тем, что с ним происходит и над самим собой. По Юнгу, ребенок внутри воплощает жизненные силы и возможности, сильное и непреодолимое стремление каждого существа к самореализации, к своей Самости, связь Души и Духа. Истинный ВР, таким образом, является первичным проявлением нашей глубинной внутренней сущности.

ВР – та часть целостного человека, которая позволяет ему быть близким с другими людьми, природой, Богом. Он радостно принимает заботу и любовь, открыт, нежен и доверчив к тем, кого любит. И в этом не только его сила, но и ранимость, хрупкость. ВР – это спонтанная, естественная и в то же время чувствительная и уязвимая часть нашей души.

ВР — это наш детский опыт, который мы сохраняем в своей душе до самой старости. Это опыт того, что с нами действительно происходило в прошлом, как мы его восприняли «там и тогда». И это не только опыт счастливого, беззаботного радостного детства, не только опыт любви, но и все детские травмы, несбывшиеся мечты, разрушенные фантазии, детские обиды и страхи. ВР — опыт наших фрустраций, несправедливости, насилия, дефицита эмоционального контакта с родителями и близкими людьми, опыт отвержения и угроз лишения любви, утрат и потерь, печалей и горя. В нашем опыте зафиксировано все то, с чем мы вышли из разных жизненных испытаний нашего детства. Все, что заставляло нас приспосабливаться и выживать.

ВР может проявляется в нашей взрослой жизни как Природный, Истинный, Золотой, Волшебный Ребенок только тогда, когда он пребывает в безопасности и удовлетворенности. Опыт неблагоприятного детства приводит к формированию одинокого, напуганного Раненного ВР. И это его раны болят в нас.

Детский опыт влияет на взрослую жизнь, как бы человек не хотел от него отделиться. Изолируя Раненого Внутреннего ребенка внутри себя, не уделяя ему достаточного внимания, забывая о нем, игнорируя, а порой и отрицая само его существование – мы защищаем себя от переживания боли, но одновременно лишаемся и тех ресурсов, которые таятся в этом опыте.

Раненый Внутренний ребенок, который пытается безуспешно достучаться до нашего взрослого «Я», кричит о своих неудовлетворенных желаниях, плачет от боли и ужаса, а его не слышат и не утешают, а напротив, отвергают, часто доминирует в нашей жизни. И тогда мы смотрим на многие ситуации и отношения в своей взрослой жизни глазами этого ребенка в нас, и ведем себя исходя из чувств и эмоций этого ребенка. И человек, ставший заложником своего внутреннего ребенка, неизбежно не может выполнять своих взрослых задач, совершает множество ошибок и страдает вместе с ним. В любом возрасте мы сталкиваемся с «капризами» ВР, когда наши действия противоречат его желаниям. Если в детстве не хватало внимания, были обиды, издевательства и унижения, ВР воспринимает мир как опасный, теряет к нему доверие, и заставляет нас беспокоиться, бояться плохого обращения и закрывается или проявляется как агрессивный, озлобленный и обидчивый.

Человек с Раненым ВР нередко теряет контакт со своими истинными чувствами, и желаниями, выполняя требования ложного «Я». Что приводит к постоянному ощущению пустоты, «Дыры» в душе – мучительному тоскливому чувству того, что что-то самое важное потеряно. Это так Раненый ВР скорбит по своему настоящему «Я». И только бы не слышать эту тоску, он всеми силами стремится хоть чем-нибудь заполнить эту «Дыру». И попытки заткнуть эту дыру – источник многих наших проблем. Раненый ВР стоит за многочисленными жалобами клиентов: на чувства опустошенности и одиночества, апатию, на то, что их жизнь кажется им скучной и бессмысленной, на ощущение неспособности присутствовать по-настоящему в жизни и в отношениях, получать удовлетворение от жизни. И, напротив, за переживанием постоянной душевной боли и эгоцентрической фиксацией на этой боли. Игнорирование или подавление ВР также приводит к, блокированию энергии, низкому иммунитету организма и неподчинению тела волевому контролю. И чем больше мы его не любим, отвергаем, тем больше он уходит в Тень и тем хуже становится нам, взрослым. Отверженный Раненый ВР может быть не только маленькой беспомощной жертвой, он может обозлиться и стать беспощадным мстителем. В состоянии охваченности Отверженным Теневым, Сумасшедшим Раненым Ребенком мы наносим вред самим себе в любом деле и в отношениях с другими людьми.

В каждом из нас в любой момент нашей жизни есть определенное сочетание Природного Истинного Здорового Внутреннего Ребенка и Ребенка Раненого.

Помощь клиенту в исцелении Раненого ВР, в трансформации ребенка уязвимого в спонтанного, в принятии и интеграции всех аспектов  его ВР – важное направление работы терапевта. Такая работа, способствует не только решению ряда конкретных проблем, но и получению доступа к важным ресурсам, повышает качество взаимоотношений клиента с собой, другими людьми и жизнью.

Клиенты, в большинстве своем, не знают ни о Здоровом, Истинном ВР, ни о Раненом ВР. Просто предъявляют терапевту свои жизненные трудности. Но, даже имея представление о ВР, клиенты, как правило, не осознают связь тех или иных своих проблем со своей Раненой детской частью.

Опыт работы показывает, что людей, которые полностью принимают свою детскую часть, не зная или даже зная о ней, к сожалению, не много.

Есть случаи, и их немало, когда в ходе терапии обнаруживается идентификация клиента только со своей взрослой, рассудочной или прагматической частью, и выясняется, что клиент вообще не принимает детскую часть в себе, или даже полностью отвергает его. Тогда работа, направленная на принятие, эмоционально-позитивный контакт с Внутренним Ребенком в целом дает ему значительное продвижение. Наша мастерская была не про такие случаи, хотя и таким клиентам может быть полезным узнать, что именно они не принимают в своем ВР больше всего.

Однако, нередко оказывается, что люди, уже имеющие опыт терапии, знающие о ВР (в том числе о Раненном), принимают свою детскую часть лишь частично. Есть даже клиенты, которые после длительной терапии жалуются: «Вроде уже принимаю свою детскую часть в целом, балую Внутреннего Ребенка, забочусь о нем, а проблемы почему-то все еще есть».

Реальные трудности в психодраматической работе с клиентами, которые хотя бы частично, но принимают своего ВР, и побудили обратиться к метафоре «Многодетный Родитель и его Внутренние Дети». Практический опыт использования этой метафоры в работе с такими клиентами, показал весьма продуктивные результаты. Именно этим опытом мы попытались поделиться в нашей мастерской.

Метафора – «Многодетный Родитель и его Внутренние Дети»

Образ внутреннего Родителя достаточно дифференцирован. Мы знаем его плюсы и минусы, знаем его разные характеры, роли, послания. Образ же Внутреннего ребенка, на наш взгляд, мало дифференцирован. Это одно из возможных объяснений того, почему в ходе терапии во многих случаях после идентификации и исцеления Внутреннего Ребенка проблема полностью не решается. На самом деле, после успешной работы с одним из Раненых Внутренних детей, включается другой неудовлетворенный Раненый Ребенок и вводит взрослого в очередное проблемное состояние.

В некоторых терапевтических подходах есть представление о том, что «Внутренний ребенок» не один, что в каждом из нас множество Благополучных и Раненых Детей. Однако, во-первых, такие подходы не слишком распространены.

Во-вторых, практическая терапевтическая работа в рамках этих подходов осуществляется либо последовательно с Внутренними Детьми разного возраста (так, Джон Бредшоу рассматривает несколько детей разного возраста в соответствии со стадиями Эрика Эриксона), либо по отдельности с разными по характеру Внутренними детьми (например, Эрик Берн выделял трех детей — Природного Ребенка, Адаптивного и Деструктивного). Существует также такой взгляд на проблему Внутренних Детей, когда каждый из них понимается как следствие одной конкретной детской травмы и как синоним выработанной для этой травмы стратегии совладания с хаосом жизни и жаждой внимания, способу выживания и защитного поведения, соответствующему этой травме и породившим ее тяжелым внешним и внутренним обстоятельствам.

Таким образом, одна травма как будто бы порождает нового ребенка. Но тогда сама идея Внутреннего ребенка просто теряет свой смысл.

В соответствии с метафорой Многодетного Родителя, каждый из нас имеет какое-то ограниченное количество частей нашего ВР, то есть определенную по составу группу Внутренних Детей. И действительно в результате разных реальных ран, полученных нами в детстве, рождаются разные стратегии совладания, способы защитного приспособления, которые и отражаются в характерах наших Внутренних Детей. Но эти стратегии вырабатываются не для каждой травмы, а в целом как некая линия, как направление, как тенденция. У каждого из нас есть эти тенденции. И можно сказать метафорически, что такая тенденция образует одного ВР.

Известно, что общество относится к многодетным родителям как минимум амбивалентно, а нередко даже весьма негативно. Возможно это одна из причин того, что Внутренний родитель, как правило, не воспринимается как многодетный. И работу с Внутренними Детьми как с группой не рассматривает ни один из существующих походов. В то время как метафора «Многодетный Родитель и его Внутренние Дети» побуждает терапевта думать о необходимости целенаправленной работы с клиентом именно как с Родителем целой группы Внутренних Детей, участвующих в актуальной проблеме клиента, точно так же как родители в реальной семье часто должны взаимодействовать со всеми своими детьми сразу, а не только отдельно с каждым из них. А группа больше чем сумма отдельных личностей, которые в ней участвуют. Поэтому работа в метафоре «Многодетного Родителя», с нашей точки зрения, может дать более успешный терапевтический эффект, чем представление о том, что Внутренний ребенок один, или о том, что Внутренний Родитель имеет дело с каждым из Внутренних Детей по отдельности

Многочисленные трудности родителей в многодетной семье хорошо известны. Так же как в реальной многодетной семье Внутреннему Родителю приходится нелегко, и он порой по разным причинам не справляется со своими задачами, в том числе просто уставать. Когда многодетный родитель не справляется, в нашем внутреннем «доме» происходит хаос. Неблагополучные Внутренние   Дети могут продолжать переживать свои «травмы» (обиду, испуг, чувство вины и пр.), нанесенную им родительскими фигурами в детстве, испытывать страх сепарации. И это имеет много долгосрочных негативных последствий во взрослой жизни, в том числе зависимость от других людей.

Внутреннему Родителю, чтобы справляться со своими задачами, необходимо многое уметь, а нередко нужных умений не достает, в том числе, не достает умения правильно обращаться с разными детьми. С «разными» детьми фактически имеют дело даже родители одного ребенка. Они должны уметь по-разному взаимодействовать со своим ребенком в разном возрасте, в разном его состоянии, в разных проявлениях (послушный, ласковый, забавный, капризный, агрессивный, плачущий). Тем более это умение необходимо многодетному родителю. Как и реальные дети, разные Внутренние дети могут одновременно хотеть и требовать разного. И Внутреннему Родителю, нередко приходится вести «войну» сразу на нескольких фронтах, стараясь удовлетворить их желания. И это энергозатратно и нередко мучительно.

Кроме того, в реальных, как правило в дисфункциональных семьях, где более одного ребенка, нередко родители по-разному относятся к своим детям благожелательны к одним детям, а к другим нетерпимы. Почему-то, например, папа любит озорного, любознательного ребенка. А мама, наоборот, его не выносит, и обожает ласкового, послушного, а озорной ее раздражает, мешает ей, и она всячески показывает ему свое отрицательное отношение. То же может проявляться и по отношению к разному поведению и состоянию одного и того же ребенка.

Если следовать аналогии с реальной многодетной семьей, то и во внутренней семье в силу разных обстоятельств может сложиться разное отношение к разным детям. Действительно, при психодраматической работе с теми или иными конкретными жизненными проблемами, играя роль своего ВР, протагонисты показывают разный тип поведения, разные характеры. При этом оказывается, что принятие, любовь, касается только некоторых аспектов ВР, то есть такого ВР, который воспринимается как «Мой ребенок» и это вовсе не относится к иным детским ролям в себе. Нередко приходится сталкиваться с непринятием протагонистами той или иной детской роли, и даже с агрессивным отношением к ней. Они как бы посылают сообщение: «это не мой ребенок, это какая-то плохая, вредная моя часть, от которой я хочу избавиться». Таким образом, во внутренней семье таких протагонистов есть Внутренние дети, которые воспринимаются ими как чужие, плохие, не желанные. Причем к Внутренним Детям с одними и теми качествами может быть разное отношение. Так, например, один протагонист в ходе психодрамы из роли Родителя принимает своего Внутреннего ребенка, плачущего от обиды, страдающего, одинокого. И получается трогательная сцена, где он его жалеет, обнимает, качает. Но этот же протагонист проявляет отвержение и даже ненависть к упрямому, протестующему Ребенку, воспринимает его как вредного, противного непослушного. Другой протагонист напротив наоборот принимает в себе, готов поддержать как раз упрямого протестующего – «он сильный стойкий, «наш человек», такого я могу уважать». А страдающего, одинокого плачущего презирают, называет «сопливым нюней», «слабаком».

Складывается впечатление, что на тех Внутренних Детей, которых мы не принимаем, мы смотрим как бы сквозь «осколок зеркала тролля» из сказки «Снежная королева». Этим осколком злого зеркала становится наш травматический детский опыт. Через призму этого опыта, как через искажающее «зеркало тролля» видятся только плохие аспекты в любом, живом, сложном явлении, и более того, негативную оценку можно придать и чему-то по сути хорошему, естественному. И тогда спонтанного, радостного ребенка мы будем называть – «наглый, своевольный, распущенный, глупый и т.д.». А нуждающегося в родительской любви – «прилипчивый приставала».

Отвергая своих Раненых Внутренних детей, отправляя их в Тень, мы не только можем столкнуться с большими неприятностями. Но также, из-за «зеркала тролля» мы что-то теряем, лишаемся очень важных ресурсов, возможностей, которые, оставаясь в Тени, не используются и во взрослой жизни. Они составляют то, что Юнг называл «Золотая Тень». И если мы отвергаем, например, «нюню», то теряем контакт с живыми человеческими чувствами, с болью и состраданием. А если отвергаем, напротив, протестующего Внутреннего Ребенка, который топает ногой и упрямо требует «Я хочу», то отказываемся тем самым защищать свое «Я хочу», и не можем отстоять свои потребности, интересы во многих ситуациях взрослой жизни.

Что же оказывается в Тени, какие качества? И почему Внутренних детей именно с такими качествами мы не принимаем, отвергаем, не замечаем? Мы попытались составить далеко не полный перечень возможных причин того, почему тот или иной Внутренний Ребенок становится для нас Неблагополучным, отвергается и соответственно уходит в Тень. В целом так или иначе за этим стоят негативные Родительские фигуры из нашего детства или сиблинги — «конкуренты». На наш взгляд среди причин отвержения:

А/. Идентификация с родительским запретами

Проекция на Внутренних Детей социального неодобрения и неодобрения родительских фигур. Уйти в Тень может все то, что запрещали делать, кем запрещали быть родители, кого в нас не хотели видеть. Например, нельзя быть спонтанным, непослушным, или слабым, беспомощным, не справляться саму, просить о помощи. Или же просто — «никогда не будь как папа».

Б/. Идентификация с родительским эмоциональным отвержением. Копирование родительского отношения к своему Внутреннему Ребенку и противостояние той детской роли, которую эмоционально отвергали.

В/. Идентификация с родительской фигурой, стремление копировать ее поведение и отвержение в себе всего, что противоречит копируемой роли. Например, быть печальной как мать и отвергать веселого ребенка.

Г/. Идентификация с игрой, предложенной родительской фигурой, выбор роли, дополнительной к ее роли. Например, мама-жертва – дочь-спасительница.

Е/. Контр идентификация с родительской фигурой. Детское решение не идентифицироваться с какой-либо из родительских фигур, с ее детской инфантильной частью, которая причиняла боль. Это решение никогда не быть похожим на эту родительскую фигуру может приводить к отвержению ролей, приписываемых негативной родительской фигуре. Что проявляется либо как выбор ролей противоположных отвергаемым родительским ролям, либо просто в отказе их играть, в стремлении исключить эти роли из своей жизни.

Ж/. Охваченность тем или иным Неблагополучным Внутренним Ребенком как способом выживания

З/. Одержимость конфликтом с сиблингом, детской сиблинговой конкуренцией за родительское внимание, в том числе, противостоянием той детской роли, которая похожа на сиблинга-конкурента.

И/. Конфликт Внутренних Детей, в том числе, конфликт между принятыми и не принятыми, или между не принятыми Детьми.

В ходе психодрамы можно обнаружить не только избирательную идентификацию протагонистов с определенными ролями ВР, но и другие явления и процессы, которые сходные с теми, которые происходят в реальной многодетной семье, в том числе сиблинговую конкуренцию. Внутренние дети, как и реальные, чутко улавливают разницу в отношении к себе и воспринимают ее как проявление неравенства. И реагируют на это протестом или любым другим неадекватным поведением.

Как и в реальной семье в нашей внутренней семье есть, таким образом, любимчики — это Здоровые Благополучные и некоторые уже принимаемые нами Раненые Неблагополучные Дети. Есть также активно и пассивно отвергаемые Раненые Неблагополучные Дети, которых мы не принимаем, не любим, не можем выдерживать, или же относимся амбивалентно. Нужно много сил и терпения, чтобы заботиться даже о тех Внутренних Детях, которых мы уже любим и принимаем. Тем более трудно с детьми, вызывающими у нас отторжение и раздражение.

Из Не принимаемых Раненых Неблагополучных Детей некоторых мы знаем, а некоторых нет. Те Неблагополучные Внутренние Дети, которых мы не знаем, не видим, не замечаем, не осознаем их присутствие в себе – представляют собой самую глубокую гиперинфлированную Тень. Я назвала их «Дети-Невидимки».

Причем Невидимки они только для нас самих, окружающим они как правило обычно достаточно отчетливо видны. Наши Внутренние Не принимаемые Раненые

Дети-невидимки прячутся внутри нас и ждут удобного момента, чтобы подать голос и взять над нами власть. И тогда приносят самые большие неприятности. Но как только мы замечаем, осознаем их в себе, можем уже сказать – «я не принимаю этого ребенка, но я его в себя знаю», их деструктивное влияние на нашу жизнь существенно снижается.

В целом использование метафоры «Многодетный Родитель и его Внутренние Дети» оказывается полезным для фокусировки проблем клиентов в отношениях со своим ВР, способствует более глубокому осознаванию взаимоотношений между разными детскими частями и внутренней интеграции в целом. А освоение трудной роли Многодетного Внутреннего Родителя можно рассматривать как одну из важных стратегических задач терапевтической работы. Для ее решения, по-видимому, важно помочь клиентам:

  • Узнать как можно лучше всех своих Внутренних Детей
  • Понять свое отношение к каждому из них, принять их и полюбить
  • Научиться обращаться с каждым из них, освоить разные способы взаимодействия с разными Внутренними Детьми,
  • Научиться взаимодействовать с ними всеми одновременно, согласовывать их интересы и между собой, и со своими Взрослыми потребностями и целями.

Если найти и собрать всех не принимаемых Неблагополучных Раненых Внутренних детей и наладить контакт с ними и между всеми своими Внутренними Детьми, можно не только избавиться от кучи проблем, но и возвратить себе важные ресурсы, принадлежащие нашей детской части.

Освоению роли Многодетного Внутреннего Родителя и была посвящена наша мастерская. На мастерской была представлена структурированная психодраматическая техника: «Многодетный родитель и Раненые Внутренние Дети» и проведены тематические психодраматические виньетки. В ходе работы на мастерской мы, во-первых, стремились получить более ясное представление о том, какие Дети есть внутри нас. Причем основное внимание обращалось на представляющих болезненный опыт нашего детства Неблагополучных Внутренних Детей. Старались разобраться, каких своих Внутренних Неблагополучных Раненых Детей мы пока не принимаем полностью или частично, посмотреть более внимательно на тех Внутренних Раненых Детей, которых мы знаем и отвергаем и порой ненавидим, и на тех, отношения с которыми нам дороги, но трудны и мучительны. Во-вторых, мы приложили много усилий, чтобы найти потерянных, забытых и обнаружить спрятавшихся Раненых Детей, невидимых для нас. В-третьих, мы попробовали предпринять первые шаги к тому, чтобы установить связь с теми своими Внутренними Детьми, кого раньше отвергали или не замечали, признав тем самым свою Тень, к тому, чтобы принять и полюбить их. И с помощью психодраматического действия интегрировать часть энергии Тени, включить эту энергию в свою жизнь.

Описание структурированной психодраматической техники «Сбор Раненых Внутренних детей»

  1. Разогревы:

А. Спектрограммы «Насколько я знаю своих Внутренних Детей?» (горизонтальные или вертикальные)

  1. Спектрограмма. Инструкция: «Подумайте о своих Внутренних детях которых вы принимаете, в том числе о Раненых. Попробуйте оценить от 0% до 100%, насколько Вы их знаете».
  2. Спектрограмма. Инструкция: «Подумайте о своих Внутренних детях которых вы не принимаете, отвергаете, избегаете. Попробуйте оценить от 0% до 100%, насколько Вы их знаете».

Комментарий ведущего: на мастерской оказалось, что Не принимаемых Внутренних Детей участники знают хуже, что способствовало созданию у участников настроя на их исследование в себе.

Б. Разогрев «Мой детский фотоальбом»

Инструкция:

«Закройте глаза. Представьте, что Вы мысленно листаете фотоальбом с Вашими детскими фотографиями. На них Вы увидите жизнерадостного или удивленного ребенка, а может быть грустного или обиженного, сердитого или замкнутого. Присмотритесь к самым разным вашим детским фотографиям из разного возраста».

Блиц-опрос группы:

«Поднимите руки те, кто увидел хотя бы три фотографии? Кто не увидел ни одной фотографии с позитивным настроем, например, веселой или довольной?

Кто не увидел ни одной фотографии с плохим настроением?»

  1. Социальный атом «Я и мои Внутренние Дети»

А. Вводные слова директора: «Возьмите лист бумаги. Вам предстоит чуть нарисовать «Социальный атом внутренних детей». Поместите в центре листа – «Я» – как взрослого Родителя своих Внутренних Детей (по отношению к своим внутренним детям мы одновременно и мама, и папа)».

Б. Короткая медитация: «Галерея внутренних детей»

Инструкция:

«Закройте глаза. Позвольте своему воображению ввести вас в роль многодетного Родителя своих Внутренних Детей и показать Ваших Внутренних Детей около и вокруг Вас. Постарайтесь рассмотреть образ каждого из них. Какие они Дети, которые живут внутри Вас? Что они значат для Вас? Подумайте о своих отношениях со своими Внутренними Детьми. Обратите внимание на свои чувства и ощущения по отношению к каждому Ребенку. Рады ли Вы его видеть, испытываете к нему симпатию и нежность или он напрягает Вас своими проявлениями, вызывает какие-то негативные чувства, а может быть ощущения неприятия, отторжения? Когда Вы рассмотрите всех Внутренних детей, которые придут Вам в голову, откройте глаза».

В. Рисование Социального Атома

Инструкция:

«Перед Вами лист бумаги. Расположите на листе вокруг «Я» своих разных Внутренних Детей как планеты вокруг солнца. Расположите каждого из них на разном расстоянии, выше или ниже «Я», сверху или снизу, так, как Вы интуитивно чувствуете место именно этого ребенка по отношению к себе. Разместите всех Внутренних детей, которые сейчас Вам приходят в голову. Позже у Вас будет возможность дополнить свою картинку. Дайте каждому, в качестве имени, название — характеристику, описав его двумя-тремя словами. Например – «ворчливый унылый нытик». Если существительное не находится – можно описать прилагательными – «ворчливый унылый ноющий», или глаголами, например, «тот, который ворчит и ноет». С помощью двух трех слов с точки зрения теории ролей австралийской школы психодрамы можно создать образ любой роли. Запишите эти названия-характеристики так, чтобы они поместились, и Вы сами могли их прочитать».

  1. Анализ Социального Атома по категориям Внутренних Детей

А. Вводные слова директора:

«Давайте проведем некоторый анализ Социальных Атомов, чтобы ближе познакомимся со своими Внутренними Детьми. Я буду обозначать по очереди несколько категорий Внутренних Детей. Если хотя бы по одному ребенку в какой-либо из категорий не окажется, просто обратите на это внимание. И, если при упоминании какой-то категории Вы вспомните еще о каких-либо Ваших Внутренних Детях, то можете добавить в Ваш Социальный Атом их названия — характеристики.

Б. Поиск Здоровых Благополучных Внутренних Детей

Вводные слова директора: Краткое определение понятия Здорового Ребенка

Инструкция:

«Подумайте о Здоровых Благополучных Детях, которые живут внутри Вас, то есть о разных ролях нашей здоровой, естественной Детской части.

Вы их знаете и полностью принимаете. На этих Внутренних Детей Вы смотрите без «зеркала тролля», и они для Вас источник ресурсов. Какие они, Ваши Здоровые Внутренние Дети? Как себя ведут, какие качества проявляют, что Вам в них особенно нравится? Посмотрите на свой Социальный Атом. Есть ли в нем такие Внутренние Дети? И если есть один или несколько таких детей, поднимите руки.

Дальше в нашей мастерской мы больше не будем обращаться к этой категории Внутренних Детей. Но сейчас подумайте вдруг кто-то забыт. И, если Вы вспомнили хотя бы еще одного такого ВР, дайте ему название характеристику и найдите для него там место. А может внутри Вас есть еще несколько Здоровых Благополучных Внутренних Детей? Тогда добавьте их в свой Социальный Атом»

В. Поиск Раненых Неблагополучных Внутренних Детей.

Вводные слова директора:

— Краткое определение понятия Раненого Ребенка.

— «Давайте разберемся, что за Раненые Дети живут в Вас? Какие они, какими качествами обладают? Есть ли в Вашем Социальном Атоме Раненые Неблагополучные Внутренние Дети? Поднимите руки, у кого нет не одного Раненого Ребенка?»

— «По мере обнаружения по ходу нашей работы в различных своих Раненых Неблагополучных Внутренних Детей, постарайтесь отдавать себе отчет в том, что Вы чувствуете к каждому из них. Может быть, вы почувствуете: сострадание, жалость, теплоту, уважение? Или же ощущение собственного бессилия, растерянность, смятение, тревогу, страх, разочарование? А может быть отторжение, стремление закрыться, дистанцироваться от него, неприязнь, злость, раздражение, отвращение, презрение, неловкость, стыд за них? Что-то еще?»

— «А теперь мы постараемся взглянуть на разные категории своих Раненых Внутренних Детей.

  1. Раненные внутренние дети, принимаемые полностью

Инструкция:

«Подумайте о тех своих Раненых Внутренних Детях, которых Вы знаете и уже принимаете и любите, о тех, которых любили всегда и о тех, которых раньше не принимали, отвергали. О таких Раненых Детях, которых я могу утешать, качать, обнимать. Какие они, Раненые Дети, принимаемые Вами. Как себя ведут, какие качества проявляют? И что именно Вы в них принимаете? Может быть это страдающий, одинокий сиротка или, напротив протестующий упрямец.

Посмотрите на свой Социальный Атом. Есть ли в нем такие Внутренние Дети? И если есть один или несколько таких детей, поднимите руки.

Подумайте, может быть Вы обнаружите, что внутри Вас живет еще один или несколько таких Раненых Внутренних Детей? Тогда дайте им названия – характеристики и добавьте их в свой Социальный Атом».

  1. Раненные внутренние дети, принимаемые, но трудные

Инструкция:

«Подумайте о тех принимаемых Вами Раненых Детях внутри нас, отношения с которыми Вам дороги, хотя нередко порой крайне трудны и мучительны,

И Вам, так же как в реальной жизни с любимыми, но трудными детьми, приходиться ими постоянно заниматься, развлекать, укачивать, тратить много сил и времени. Какие они, принимаемые Вами, но трудные Раненые Внутренние Дети? Как себя ведут, какие качества проявляют? Что Вам в них нравится и что не нравится, и что именно трудно?

Посмотрите на свой Социальный Атом. Есть ли в нем такие Внутренние Дети? И если Вы нашли там одного или несколько таких детей, поднимите руки.

Подумайте, а может быть, кого-то из таких Ваших Раненых Внутренних детей, живущих в Вашей внутренней семье там не оказалось? Тогда дайте им названия – характеристики и добавьте их в свой Социальный Атом».

  1. Раненные Неблагополучные внутренние дети, не принимаемые частично или полностью

Вводные слова директора:

«А теперь обратим внимание на тех Раненых Детей внутри нас, которых мы

знаем в себе, но не принимаем. Это – наши Неблагополучные дети. Мы постоянно или время от времени смотрим на них через призму Зеркала Тролля. И не принимаем либо активно (прогоняем, раздражаемся, стыдимся) либо пассивно (стараемся не замечать, избегаем, игнорируем)

3А. Раненные Внутренние дети, не принимаемые частично

Инструкция:

«Посмотрите, есть ли среди Ваших Неблагополучных Внутренних Детей Раненные Дети к которым у Вас двойственное, амбивалентное отношение — и принимаю и не принимаю? Причем доля непринятия может быть больше или меньше. Одна крайность – принимаю данного ВР, но в некоторых ситуациях он мне мешает жить. Например, можно принимать своего ВР любящего играть. Но он раненый и обижается, когда ему не дают играть сколько он хочет. Он мешает делать важные взрослые дела, тогда я злюсь на него и отвергаю. Или может быть другая крайность — не принимаю этого ВР, но есть ситуации, когда он все-таки бывает мне полезен и в эти моменты я его принимаю. Например, наглый упрямец иногда помогает мне отстоять свои интересы, хотя и доставляет чаще всего серьезные неприятности.

Какие они, частично не принимаемые Раненые Внутренние Дети к которым Вы относитесь амбивалентно? Как себя ведут, какие качества проявляют? Что Вам в них нравится и что не нравится?

Посмотрите на свой Социальный Атом. Есть ли в нем такие Внутренние Дети? И если Вы обнаружили одного или несколько, поднимите руки.

Подумайте, а может быть, кого-то из Ваших частично не принимаемых Раненых Внутренних Детей в Вашем Социальном Атоме не оказалось? Если Вы вспомнили одного или несколько таких ВД, дайте им названия-характеристики и добавьте в свой Социальный Атом».

3Б. Раненные Внутренние дети, полностью не принимаемые и отвергаемые

Инструкция:

 «Посмотрите, есть ли в Вашем Социальном Атоме Неблагополучные Внутренние Раненные Дети, которых вы хорошо знаете в себе, Вы осознаете их присутствие в Вашей жизни, но вообще не можете пока принять. Вы их не любите, отвергаете, а порой даже ненавидите.

Какие они, полностью не принимаемые Раненые Внутренние Дети? Как себя ведут, какие качества проявляют? Что Вам в них не нравится?

Посмотрите на свой Социальный Атом. Есть ли в нем такие Внутренние Дети? И если Вы обнаружили одного или несколько, поднимите руки.

Есть ли среди них активно отвергаемые нелюбимые дети? Такие к кому Вы испытываете раздражение, отвращение, кого стыдитесь, кому говорите «уходи, отстань»? Поднимите руки.

 А может быть Вы обнаружите среди них других детей, таких же нелюбимых, но которых Вы не принимаете пассивно — игнорируете, избегаете, пытаетесь не замечать, не вспоминать, не думать о них? Все так же, как это нередко бывает в реальной семье даже из двух детей. Одного все время ругают, а другого не замечают. И неизвестно кому хуже.

Подумайте, а может быть, кого-то из Ваших полностью не принимаемых Раненых Внутренних Детей в Вашем Социальном Атоме не оказалось? Может быть Вы просто забыли кого-то? Если Вы вспомнили одного или несколько таких ВД, дайте им названия-характеристики и добавьте в свой Социальный Атом».

  1. Раненые Неблагополучные Внутренние Дети-Невидимки

Инструкция:

 «Все уже найденные Вами Неблагополучные Раненые дети — источники наших различных жизненных проблем. А теперь мы займемся поиском тех Раненых Внутренних Детей, которые бессознательно не принимаются нами насколько, что мы не знаем, не видим их в себе. И, конечно их нет пока в Вашем Социальном Атоме. Это неизвестные нам, отвергаемые и нелюбимые нами Неблагополучные Дети — Невидимки. Они – Тень за нашей спиной. И когда эта Тень берет над нами власть, овладевает нами, она создает самые серьезные трудности. А уже трудности свои мы уже вынуждены замечать. Только вот мы не знаем, откуда эти трудности берутся, не знаем, что за ними скрыты наши Дети-Невидимки. Такие Внутренние Дети представляют крайне гиперинфлированую, раздутую Теневую детскую часть. Они находятся так глубоко в Тени, что найти их в себе совсем не просто. Ребенка-Невидимку мы практически никогда не предъявляем сами в терапии как запрос или жалобу. И лишь иногда можем выйти на нее в ходе терапии, причем на поздних этапах работы с той проблемой, которая с ним связана. Зато нередко именно такого неосознаваемого нами Неблагополучного Ребенка-Невидимку, хорошо видят в нас окружающие. И, как правило, он вызывает у них раздражение.

И дальше в ходе нашей мастерской мы постараемся обнаружить некоторых из этих потерянных, забытых или спрятавшихся Неблагополучных Раненых Детей-Невидимок. И конечно же мы будем обращать внимание на всю «команду» своих Неблагополучных Отвергаемых Детей в целом. Собственно, с ними в основном и связаны наши жизненные трудности и проблемы. Чем более точное представление о составе своих Внутренних детей Вы составите, тем Вам будет легче потом разбираться с многими своими проблемами».

Комментарий: В ходе мастерской участники обнаружили среди своих Раненых Внутренних Детей представителей всех упомянутых выше категорий.

Г. Дополнение Социального атома Внутренних Детей. Индивидуальная работа.

Инструкция:

«Закройте глаза, сосредоточьтесь. Может быть при рассмотрении каких-либо категорий Вы обнаружили еще одного или нескольких своих Внутренних Детей, кого нет в Вашем Социальном Атоме? Если обнаружили — поднимите руки. Дайте им названия — характеристики, найдите им там место и добавите. Отдайте себе отчет в том, какие чувства они вызывают в Вас сейчас».

4.Техника: «Реальные дети, не принимаемые нами. Фотоальбом».

А. Медитация.

Инструкция:

«Мы исследовали свою внутреннюю семью. А теперь обратим фокус внимания во внешний мир. Закройте глаза. Подумайте о реальных детях, которые, когда Вы общаетесь с ними, вынуждены о них заботиться или только их смотрите на них, видите их поведение, вызывают в Вас отторжение, раздражение или любые другие негативные чувства. Это могут дети, которых Вы встречали в жизни: свои дети, родственники, дети знакомых или совсем чужие дети с которыми Вы сталкиваетесь, на отдыхе, в гостях, на улице, в ресторане. Это также могут быть дети, которые Вы видели в кино. Представьте себе галерею оживших фотографий разных сценок с такими детьми. Может быть Вы будете участвовать в какой-то сценке или только наблюдать со стороны. Когда Вы смотрите на такого ребенка, что происходит со Вами? Что именно Вы чувствуете, когда видите его поведение? А как Вы реагируете на его поведение в реальной жизни? Может быть мочите? Что-то говорите или делаете? Из увиденных фотографий, выберете одного, двух, но не более трех таких детей, которые вызывают в Вас наиболее сильные негативные чувства любого рода. Придумайте и запишите на листе бумаге Ваше название-характеристику для каждого из них. Сохраните этот лист, он нам позже понадобиться».

Комментарий: Как вариант работы, возможно разыгрывание сценок про не принимаемых реальных детей.

Б. Дополнение Социального атома Внутренних Детей. Индивидуальная работа.

Инструкция:

«Взгляните на записанные вами названия — характеристики Реальных детей, вызывающих в Вас сильные негативные чувства. А теперь вернитесь к своему Социальному атому. Посмотрите, есть ли такие Дети в Социальном Атоме ваших Внутренних Детей? Может быть, окажется, что кто-то из них там уже есть. Значит это такой Ребенок, которого Вы знаете и не принимаете ни в себе, ни в окружающих. Поднимите руки те, у кого кого-то из выбранных Вами чужих, не принимаемых, нелюбимых Вами Реальных Детей в Вашем Социальном Атоме там не оказалось. Те, кто поднял руки возможно нашли кого-то из своих потерянных, забытых Детей-Невидимок.

Возможно Вы вспомните ситуации, в которых Вы порой так себя и ведете, сами того не желая. Или же, напротив, может быть Вы никогда так себя не ведете, но Ваша реакция на подобное поведение во взрослом возрасте, с Вашей же точки зрения, эмоционально избыточна. Наш Внутренний Ребенок-Невидимка нередко как раз то, что нам не нравится в других людях, и возможно справедливо, но их поведение вызывает чрезмерную реакцию. Избыточная реакция говорит нам о нашей Тени. Она может указывать на то, что этот Ваш Внутренний Ребенок когда-то был отвергнут, отправлен в дальнюю Тень, потому, что Вы были фрустрированы другими людьми, которые вели себя подобно такому Ребенку. И Вы лишились контакта с теми ресурсами, которые он в себе несет.

Это конечно только возможная подсказка Вам в поисках Детей-Невидимок

Но, если Вы почувствовали, что Вы его узнали, в том или другом смысле, (или в смысле, что вы иногда так ведете, или Ваша реакция на такое поведение во взрослом возрасте избыточна), согласились внутренне с тем, что он Ваш, тогда найдите для него место в Социальном Атоме и запишите его уже придуманное Вами название-характеристику. И возможно найденный теперь Ребенок — Невидимка играет важную роль в вашей жизни.

Отдайте себе отчет в том какие чувства он вызывает в Вас сейчас. А может быть таких Детей больше одного. Тогда найдите и им место в Социальном Атоме и запишите».

  1. Техника: «Непринятые Раненые Дети и актуальный запрос»

А. Вводные слова директора:

Итак, мы обнаружили некоторых своих Детей-Невидимок. И сейчас мы продолжим наш поиск. Наша задача – с помощью разных инструментов найти как можно больше своих Детей-Невидимок.

Комментарий: Участники мастерской находили своих Внутренних Детей-Невидимок на каждом этапе работы.

Б. Медитация: «Как мои Непринятые Раненые Дети дают о себе знать в моей жизни?»

Инструкция:

 «Закройте глаза. Подумайте, в каких ситуациях Вы обнаруживаете, что делаете что-то против своей сознательной воли, теряете контроль над ситуацией, что Вы себе не принадлежите, Ваше поведение неуправляемо? И кажется, что Вы одержимы, охвачены какой-то детской частью? О ситуациях, в которых эта детская часть управляет Вами, заставляя вести себя, исходя из детского опыта, а не из позиции взрослого человека? В чем в моей сегодняшней жизни, в каком поведении дают о себе знать Ваши не принятые, отвергнутые и в том числе возможно неизвестные Вам Раненые Неблагополучные Дети? В чем возможно проявляется месть отвергнутого Раненого Ребенка? Или нескольких?

В каких ситуациях и в какие моменты мне кажется, что я нахожусь в регрессивном эмоциональном состоянии, и мое поведение кажется мне иррациональным, инфантильным, идиотским, глупым? Вы можете, если хотите открыть глаза.

Поднимите руки, если что-то Вам пришло в голову?»

В. Работа со списком: «Как Непринятые Раненые Дети дают знать о себе?»

Инструкция:

«А я сейчас хочу озвучить Вам некоторый, составленный на основе практического опыта, но далеко не полный список симптомов, клиентских запросов и жалоб, отвечающих на вопрос: «В чем нам дают знать о себе мои не принятые Раненые дети». Когда Вы будете слушать список, старайтесь отдавать себе отчет в том, какие симптомы имеют отношения к Вашей жизни и вызывают наибольший эмоциональный отклик. Этот список — некоторая подсказка для фокусировки собственных проблем и запросов. И может быть этот список, наряду с тем, что пришло Вам в голову во время предыдущей медитации поможет сформулировать запрос, наиболее актуальный для Вас сейчас».

Г. Список симптомов «В чем дают мне знать о себе мои не принятые Раненые дети?»

 «Может быть, в моей жизни проявляется моя эмоциональная зависимость от других? И тогда я:

  • Навязчиво ищу похвалы и одобрения окружающих, стараюсь оправдать их ожидания, завишу от их мнения и оценки.
  • Сохраняю деструктивные отношения, теряя чувство собственного достоинства.

Или я проявляю склонность к компульсивному поведению и различным пристрастиям? И тогда я:

  • Постоянно сижу в соцсетях, вместо того чтобы заниматься продуктивной деятельностью или полноценно общаться
  • Страдаю компульсивным перееданием. Например, могу взвеситься на весах, увидеть прибавку в весе и съесть еще 5 бутербродов
  • Компульсивно играю в компьютерные игры или смотрю телевизор.
  • Могу потратить деньги неизвестно на что, на очередную «блажь», и остаться без денег до конца месяца
  • Загружаю себя всем чем угодно, так чтобы не оставалось времени, страдаю трудоголизмом, безудержно развлекаюсь с друзьями, одержимо занимаюсь сексом, без конца меняю партнеров лишь бы времени не оставалось

А может быть, у меня есть склонность к чрезмерному откладыванию или бездействию? И я:

  • Откладываю дела, которые все равно придется делать, зная, что это только сделает эти дела еще более трудными для меня
  • Ложусь неадекватно поздно спать, когда завтра необходимо рано вставать на работу, и работа будет трудная
  • Регулярно переживаю периоды лени и бездействия без радости и удовольствия
  • Нередко чувствую застревание или парализованность
  • Устаю без причины или постоянно нахожусь в состоянии усталости
  • Всеми способами попытаюсь «свинтить» и уклониться от любой ответственности
  • Ухожу в фантазии вместо реализации своих жизненных задач
  • Избегаю зарабатывания денег
  • Постоянно не понимаю, чего я хочу, не ощущаю контакта со своими желаниями
  • Регулярно мучительно переживаю мотивационный конфликт, конфликт желаний. Не могу выбрать чего я хочу. Одна часть меня хочет одного, а другая – другого, мои разные желания противоречат друг другу или даже несовместимы.

Или возможно у меня бывают приступы прицельной самодеструкции? И я:

  • Заболеваю в самый неподходящий момент. Например, перед сдачей важного отчета, накануне экзамена, мастерской
  • Не делаю важные, серьезные или необходимые дела, полагаясь на «авось» или отношусь к этим делам «спустя рукава», или просто забываю. Например, могу поехать без документов, не прочитать важные обязательные материалы или даже их не открыть, не предохраняться в сексе
  • Делаю что-то, что выводит меня из себя, сбивает продуктивный настрой как раз перед самыми важными делами (такими как разговор с начальником о повышении зарплаты, встреча с важным клиентом). Например, могу неожиданно с кем-то поругаться, кому-то срочно позвонить, маме, бывшему мужу жене.
  • Проявляю нереалистичную самоуверенность
  • Осуществляю порой социально деструктивные «эксцессы». Например, могу безобразно напиться на корпоративе в присутствии руководства
  • Совершаю время от времени «безумные» поступки или ставлю себя в экстремальные, в том числе опасные ситуации
  • Нередко со мной случаются приступы виктимного поведения
  • Постоянно критикую окружающих, где надо и не надо.

А может быть я склонен/а к тяжелым эмоциональным состояниям и/или неуправляемым аффективным вспышкам? И я:

  • Часто испытываю ощущение «Потери руля» управления своей жизнью
  • Склонен к частой смене настроений без видимых причин.
  • Постоянно испытываю чувство вины, в том числе беспричинной и не конкретизированной
  • Регулярно после долгожданных свершений и достижений испытываю разочарование или потерю интереса, обесцениваю свой успех, вместо переживания удовлетворенности успехом, радости и удовольствия

Нередко на меня неожиданно накатывают:

  • острое состояние переживания того, что жизнь не удалась, бессмысленна, чувство неудовлетворенности жизнью
  • ощущение собственного бессилия, пессимизм и растерянность
  • ощущение, что «я несчастен/на, никому не нужен/на»
  • ощущение, что не хватает радости
  • переживание мучительного чувства одиночества
    чувство жалости к себе
  • тяжелое депрессивное или субдепрессивное состояние
  • приступы плохого настроения. Когда нас «плющит» и «колбасит» без всякого внешнего повода
  • приступы беспричинного иррационального страха и ужаса.
  • приступы беспричинной печали или беспричинных слез.
  • приступы беспричинной злости, которую стараюсь скрыть от других
  • приступы воинственности без видимых серьезных причин – могу начать ругаться с кем-то, кого-то задирать, на работе или в семье или, например, в транспорте, рискуя получить по роже
  • или, может быть, мои Непринятые Раненые дети дают мне знать о себе, проявляются как-то по-другому, в другие моменты моей жизни, в других ситуациях?

Есть ли у кого-то идеи о том, чего здесь не оказалось? Что не вошло в этот список? Поднимите руки.

Комментарий: список дополнен с помощью участников мастерской

Д. Моя актуальная проблема и Внутренние Дети. Индивидуальная работа.

Инструкция:

  1. Выбор проблемы для работы.

«Давайте мы теперь сосредоточимся на тех симптомах, которые проявляются в Вашей жизни и вызывают сейчас наибольший эмоциональный отклик, на том, что Вас зацепило. Поднимите руки те, кого что-нибудь из Ваших размышлениях о своем запросе или из озвученного списка зацепило.

Ответьте себе на вопрос: «Какой у Вас есть наиболее актуальный клиентский запрос? Выберете, пожалуйста, один симптом, с которым Вы не знаете, что делать, одну проблему, которая мешает Вам жить. И это не обязательно должна быть глобальная тема, главное, что сейчас она наиболее актуальна и эмоционально цепляет. Обозначьте для себя или запомните выбранную, проблему, свой запрос».

  1. Выявление Раненых Внутренних Детей, создающих проблему.

«А теперь для выбранной проблемы попробуйте найти ответ на вопрос: Какой Неблагополучный Раненый Ребенок действует, играет свою роль, владеет Вами в конкретных ситуациях Вашей жизни связанных с этим запросом? Какой не принимаемый Вами Внутренний Ребенок, на которого Вы смотрите сквозь осколок «зеркала тролля» скрывается за Вашей проблемой? Подумайте, какими качествами он обладает, тот Ребенок – Дух, который в этих ситуациях вселяется в вас, побуждая Вас вести себя именно так? Посмотрите в свой Социальный атом. Есть ли он там, этот Неблагополучный Ребенок? Может быть окажется, что это хорошо известный Вам Внутренний Ребенок, который стоит не только за данной проблемой, но и за другими проблемами в Вашей жизни? И Вы скажете себе: «Опять этот». Или возможно это Ребенок, которого Вы знаете, но забыли о нем? Подумайте, может быть в Вашей проблеме, также участвуют и другие Внутренние дети? Их может быть несколько. Если да, то есть ли они в Вашем Социальном Атоме? Какие они? Отметьте их.

  1. Дополнение Социального Атома Внутренних детей.
    «Поднимите руки кто обнаружил в Социальном Атоме хотя бы одного из них?

Но может быть кого-то из Детей участвующих в Вашей проблеме не оказалось в Вашем Социальном Атоме. Тогда добавьте их туда.

А теперь подумайте, может быть, здесь действует еще один Ребенок, и это Ребенок-Невидимка? А мы как раз и ищем Детей – Невидимок, глубоко спрятанных в нашем бессознательном.

Поднимите руки те, кто нашел хотя бы одного Ребенка-Невидимку в дополнение к своему Социальному Атому? Если Вы его нашли, то дайте ему название-характеристику, описав его двумя-тремя словами. А может быть, Вы обнаружите и других Детей-Невидимок, участвующих в этой проблеме. Тогда найдите им место в Социальном Атоме и запишите их названия-характеристики. Посмотрите на всех детей которые участвуют в выбранной Вами проблеме. А может быть Вашу проблему порождает конфликт этих детей? Тогда между кем и кем из них?»

Е. Работа в парах: Моя проблема и Внутренние Дети

  1. Разделение на пары
  2. Инструкция для работы в парах:

Как Вы догадываетесь что будет дальше.

«Выберете кто будет первым, кто вторым. Расскажите Вашему партнеру о своей актуальной проблеме, которая мешает Вам жить, о жизненных ситуациях, в которых она проявляется, и о тех Неблагополучных Внутренних Детях, которые действуют, владеют Вами в этих ситуациях и порождают Ваши трудности. Ваш партнер может как-то среагировать на Ваш рассказ — задать вопрос, высказать свою гипотезу. Затем поменяйтесь ролями. У Вас есть по 7 минут».

  1. Дополнение Социального Атома Внутренних детей.

Инструкция:

«Закройте глаза, сосредоточьтесь. И может быть в ходе работы в паре Вы обнаружили еще кого-нибудь из своих Внутренних Детей, кого нет в Вашем Социальном Атоме? Если обнаружили — поднимите руки. Дайте им названия — характеристики и добавите в свой Социальный Атом».

6.Техника: Социометрический выбор Непринятых Раненых Внутренних Детей других участников группы

А. Выбор роли самого Не принимаемого Ребенка

Инструкция:

«Еще раз загляните в свой Социальный Атом. И выберете из всех своих Внутренних Детей того Раненого Внутреннего Ребенка, кого в себе Вы не принимаете, не любите, не переносите больше всего. Может быть Вы в другой момент Вы выбрали бы другого, но сейчас именно он вызывает в Вас самое большое отвержение. Напишите на листке бумаги его название-характеристику и прикрепите на себя как бейджик.

И теперь я предлагаю Вам войти в роль самого не принимаемого, не любимого Внутреннего Ребенка, – то есть в роль самого себя, когда я им охвачен. Когда я дам сигнал, Вы сделаете один шаг вперед и войдете в эту роль»

Б. Встреча — знакомство Непринятых Внутренних Детей

Инструкция:

«Походите по группе в роли самого нелюбимого Неблагополучного Внутреннего Ребенка и постарайтесь встретиться и познакомиться как можно с большим числом других не принимаемых, отвергаемых, вредных, противных Внутренних детей. Ваша задача – отмечать для себя отслеживать свои реакции на каждого из чужих Неблагополучных Детей. Как Вам с ними? Кто из них Вам безразличен, а кто интересен, или вызывает тревогу, или раздражает вас, вызывает любые, в том числе противоречивые чувства, словом — трогает за живое? Отметьте для себя, кто из них окажется для Вас меньше всего знаком как Ваша часть, но сейчас чем-то эмоционально цепляет больше других. И когда я скажу достаточно, Вы вернетесь на свои места».

Б. Социометрический выбор наименее знакомого эмоционально затронувшего чужого Непринятого Ребенка

Инструкция:

«Я попрошу Вас, сделать социометрический выбор одной роли, самой незнакомой Вам в себе из эмоционально зацепивших Вас больше всего чужих Внутренних детей».

Ребенка В. Анализ Социометрического выбора

Выявление социометрически связанных подгрупп.

Блиц-опрос группы: озвучивание названий-характеристик Внутренних Детей — звезд социометрического выбора в каждой подгруппе.

Комментарий:

  1. На мастерской были выявлены 3 подгруппы. Социометрическими звездами оказались следующие Неблагополучные дети:

Первая группа: Обманщик-лгун, врет по поводу и без повода;

Вторая группа: Наглый самодовольный гопник, Наглая нахалка, Скандальная девица, Злой трикстер, Подлая гадкая завистница, Чрезмерная жадина;

Третья группа: Придурок-весельчак, идиотский смех без причин, Маленькая истеричка, Интриган-манипулятор, Безразличный, погруженный в себя, витающий неизвестно где, Заискивающий подлиза.

  1. Отметим, что из всех не принимаемых Внутренних Детей на мастерской «Жадин» оказалось значительно больше чем других. Так же обращает на себя внимание отвержение многими участниками таких качеств как наглость и обман.

 При наличии времени может быть сделана существенно более подробная и глубокая работа с социометрическими выборами. В том числе разделение на подгруппы сходных ролей

Г. Дополнение Социального атома Внутренних Детей. Индивидуальная работа

Инструкция:

«Посмотрите, теперь, есть ли в Вашем Социальном Атоме выбранный Вами Неблагополучный Непринятый Внутренний Ребенок другого участника, тот, который наименее знаком Вам в себе, и эмоционально затронул Вас сегодня больше, чем другие. Если окажется, что он там уже есть, значит, Вы его знаете и не принимаете ни в себе, ни в окружающих. Если окажется, что его там нет, возможно, это один из Ваших Раненых Детей — Невидимок. Если Вы почувствовали, что Вы его узнали, в том или другом смысле, (или в смысле, что вы иногда так ведете, или Ваша реакция на такое поведение во взрослом возрасте избыточна), согласились внутренне с тем, что он Ваш, тогда найдите для него место в Социальном Атоме и запишите его название-характеристику. И возможно найденный теперь Ребенок — Невидимка играет важную роль в вашей жизни. Отдайте себе отчет в том, какие чувства он вызывает в Вас сейчас. А может быть среди Непринятых Внутренних Детей участников мастерской Вы встретили и других Ваших Детей-Невидимок. Или тех Ваших Внутренних Детей, о которых Вы знаете в себе, просто забыли. Тогда найдите и им место в Социальном Атоме и запишите их названия-характеристики. Поднимите руки, если кого-нибудь добавили».

  1. Техника: Раненые Дети и «зеркало тролля».

А. Работа со списком ролей Не принимаемых Раненых Внутренних Детей.

Инструкция:

«Сейчас я озвучу список персонажей — ролей Не принимаемых Раненых Внутренних Детей, с которыми приходится встречаться в терапевтической работе. В этом составленном на основе практического опыта и, конечно же, не полном списке 120 ролей. Это список тех Внутренних детей, кого мы видим через призму осколка «зеркала тролля», тех, кого мы ненавидим, отвергаем, избегаем, а порой не замечаем в себе. Список разделен на две группы персонажей-ролей. Эти группы соответствуют Деструктивному и Адаптивному Ребенку по Э. Берну.

Когда Вы будете слушать список, старайтесь отдавать себе отчет в том, какие из детей имеют отношение к Вашей жизни и вызывают наибольший эмоциональный отклик. Попробуйте определить, на кого из этих персонажей Вы порой бываете похожи. А может быть Вы найдете в списке такую роль или роли, про которых вы не думали, что они играют важную роль в Вашей жизни, но сейчас вызывают значимую эмоциональную реакцию. И возможно этот список станет для Вас подсказкой в поиске еще кого-то из отверженных и забытых Детей-Невидимок.

Пока я читаю список, запишите имена-характеристики найденных Детей-Невидимок и тех Внутренних детей, которых Вы знаете, но просто забыли».

Б. Список ролей Внутренних Детей: «Кого мы не принимаем, отвергаем, не замечаем в себе».

Неблагополучный Деструктивный Ребенок

  1. Безбашенный, бесконтрольный шалопай, создающий неприятности
  2. Неутомимый, любопытный, шустрый «проныра», «во все сует свой нос, куда не надо»
  3. Отчаянный, неугомонный атаман – заводила
  4. Непоседливый, энергичный сорванец – авантюрист, опасный любитель опасных приключений и острых ощущений
  5. Горе — изобретатель, безответственный выдумщик, склонный к дурацким и вредным затеям
  6. Вечно попадающий в истории рассеянный растяпа, получает травмы, ушибы, что-то себе ломает
  7. Азартный неистовый фанат – игроман, зависает в играх, в соцсетях, не может остановиться, не переключается
  8. Раздражающе легкомысленный бездельник-везунчик
  9. Безмозглый смешливый весельчак-придурок, радуется без причин
  10. Взбалмошный болтун — «пустобрехбрех»
  11. Неуклюжий недотепа, с которым всегда что-то не так
  12. Бестолковая, хаотичная, неорганизованная «Маша – растеряша»
  13. Слабовольный, импульсивный, дерганный неудачник
  14. Неопрятная неряха
  15. Распущенный вредина-вредитель упорно удовлетворяющий свои деструктивные желания
  16. Неуемный обжора — гурман и сладкоежка
  17. Никчемный неконтролируемый балбес-оболтус, слов не понимает, делает только то, что хочет
  18. Надоедливый игрун, эгоистично настаивающий на том, чтобы окружающие постоянно играли с ним, развлекали его, бросив все дела.
  19. Настырный мешающий почемучка
  20. Беспрестанно орущий, исступленно вопящий младенец, не дающий ни минуты покоя
  21. Назойливый, бестактный приставала, бесцеремонно нарушающий границы с наивным видом
  22. Обнаглевший распущенный нахал
  23. Капризный тиран, устраивающий истерики, настойчиво добиваясь своего
  24. Зацикленный на желании выиграть любой ценой, который совершенно не выносит проигрыш
  25. Ненасытный «Центр Вселенной», которому всегда мало любви и внимании.
  26. Самовлюбленная демонстративная кривляка. Пытаясь очаровать, привлечь к себе внимание, использует манипулятивные способы достижения желаемого
  27. Самодовольный, амбициозный нарцисс
  28. Деспот- самодур, все ему не так
  29. Неблагодарный избалованный барчук, бесконечно предъявляющий непомерные требования и претензии
  30. Бессовестный эгоист, равнодушный к другим, добивается своего любыми средствами
  31. Конкурирующий, видящий во всех врагов и конкурентов, ведущий со всеми войну
  32. Неуживчивый скандалист, ищущий и вызывающий конфликты
  33. Взрывающийся гневливый «вулкан», теряет контроль, выходит из-под всяких рамок, может разораться, когда это совершенно не к месту
  34. Агрессивный драчун — забияка.
  35. Циничный, самоуверенный, наглый хулиган-шпана, не стремится не к чему хорошему, презирает правила и тех «лохов», кто им следует
  36. Упертый, принимающий все в штыки «Злючка-колючка»
  37. Бунтарь-повстанец, возмущенно и яростно протестующий против власти, контроля, правил, ограничений, требований, заботы, и готовый нарушать любые правила.
  38. Ярый, неугомонный спорщик
  39. Эгоцентричный, самоуверенный, неуступчивый упрямец
  40. Вечный «нехочуха». Всегда отказывается делать то, что от него хотят –

«не буду – не хочу». Не умеет говорить «да», всегда «против», главное возражать

  1. Забастовщик-саботажник, сопротивляющийся развитию, бойкотирующий любую учебу
  2. Застревающий, невыносимо медленный «тормоз», тянет дела «до последнего», насколько можно отложить
  3. Бестолковый тупица
  4. Безответственный лодырь, «бьющий баклуши»
  5. Беспардонный, неудержимый лгун, врет по поводу и без повода
  6. Хитрый притворщик, эксплуататор-манипулятор
  7. Гадкий «Трикстер», пакостник-провокатор
  8. Мстительный злопамятный подлый интриган-партизан
  9. Мрачный враждебный гадкий завистник
  10. Придирчиво контролирующий, эгоистичный ревнивец-собственник
  11. Недовольный всем раздраженный брюзга
  12. Угрюмый, озлобленный, надутый бука
  13. Разочарованный скептик
  14. Настороженный недоверчивый недотрога
  15. Скрытный, подозрительный молчун
  16. Сердитый одинокий «волк»
  17. Игнорирующий других, делающий вид, что не слышит бесчувственный эгоцентрик
  18. Замкнутый, пассивный, изолирующийся от всех одиночка
  19. Замороженный ледышка, эмоционально не включенный в реальность, отрезанный от чувств и переживаний, диссоцированный
  20. Отстраненный безразличный наблюдатель за жизнью других

Неблагополучный Адаптивный Ребенок

  1. Звездный умник – знайка-зазнайка
  2. Слишком серьезный, задумчивый «ботаник»
  3. Бесплодно умствующий и бессмысленно разглагольствующий рассуждающий бесполезный философ-резонер
  4. Ригидный, бескомпромиссный перфекционист
  5. Докучливый, дотошный зануда-педант
  6. Жадина — скряга, которому трудно отказаться от чего-либо или что-нибудь выбросить
  7. Примерный, правильный скучный отличник
  8. Полностью подавляющий в себе импульсивность раб дисциплины
  9. Малозаметный, тихий, послушно подчиняющийся последователь, не имеющий своего мнения, не способный думать самостоятельно
  10. Пассивный, безынициативный «мямля», у него отсутствуют собственные стремления, мотивация, вяло делает, что его заставляют
  11. Скучающий, нечем не интересующийся, апатичный ленивец, ему не хочется делать ничего, жизнь кажется ему бессмысленной
  12. Вечно усталая «соня»
  13. Слабохарактерный бездарь
  14. Тоскующий погруженный в себя мечтатель-тюфяк, витающий неизвестно где
  15. Бездеятельный фантазер-прожектер
  16. Наивный восторженный романтик, «не от мира сего»
  17. Несамостоятельный, нуждающийся в опеке безнадежный недоумок
  18. Подавленный, забитый, уступающий другим слабак, не способный по-настоящему разозлиться, постоять за себя, открыто настаивать на своем, отстоять свои мнения и интересы
  19. Беспомощный лузер — жертва, стыдящийся своего бессилия
  20. Растерянно замирающий даже от минимального стресса хлюпик

Меняющий точку зрения под влиянием других флюгер

  1. Малодушный «миротворец», избегающий конфликтов, уклоняющийся от выяснения отношений, держащийся в стороне от любых разборок, не выражающий свой гнев, возмущение, разочарование
  2. Беспринципный приспособленец
  3. Добровольный доносчик-ябеда
  4. Заискивающий подлиза-подхалим, старающийся всем угодить,
  5. Всегда готовый быть на побегушках, исполнительный «пионер»
  6. Спасатель — «благодетель», самоотверженный помощник стремящийся быть нужным, полезным, незаменимым
  7. Сверх старательный, безотказный, не знающий отдыха, деловитый трудяга
  8. Мученик, приносящий жертвы, готовый «понимать» и терпеть ради других
  9. Во всем виноватый — постоянно преследуемый чувством вины, носится с ним как «с писаной торбой»
  10. Стремящийся во что бы то ни стало оправдать ожидания авторитетных фигур, получить высокую оценку
  11. Навязчиво ищущий похвалы и одобрения любых своих действий и поступков, нуждающийся в покровительстве
  12. Неотвязно канючащий клянча-надоеда
  13. Постоянно ластящийся привязчивый котенок
  14. Доверчивый придурок, которого легко обмануть
  15. Болезненно обидчивый, легкоранимый, впечатлительный, хрупкий «неженка-мимоза»
  16. Уязвимый для малейшей критики, разрушающийся от нее, как от удара размазня
  17. Затаивающий свои обиды, оскорбленность, уязвленность «копилка обид»
  18. Обиженный на весь мир, обделенная жертва несправедливости.

Использующий демонстрацию своих обид для манипулирования другими людьми

  1. Унылый нытик
  2. Хнычущий, сопливый плакса-нюня
  3. Печальный, грустный, безрадостный, несчастный бедняжка-меланхолик,

лелеющий свои раны и шрамы

  1. Несчастный неприкаянный страдалец, испытывающий постоянную мучительную боль
  2. Покинутый, тоскующий, безутешно скорбящий, плачущий Сиротка-горемыка
  3. Заброшенный, всеми игнорируемый одиночка, не верящий в то, что его кто-то может любить
  4. Депрессивный пессимист
  5. Закрытый, испуганный, молчаливый хмура
  6. Застенчивый, неуверенный в себе и нерешительный скромник
  7. Зажатый, скованный, неспособный расслабиться и получать удовольствие от жизни робот, его спонтанность, эмоциональность полностью заблокирована
  8. Любитель поболеть, манипулитивно вызывает беспокойство за него и сочувствие, чтобы получить заботу и внимание
  9. Жалеющий себя, ноющий, жалующаяся и вешающийся на других, постоянно просящий помощи и жалости к себе
  10. Жалкий «Липучка», зависимый от тех, к кому привязан, одержим стремлением сохранять деструктивные отношения, готовый ради этого все терпеть и унижаться
  11. Цепляющийся Репейник, боящийся остаться один и впадающий в ужас в одиночестве
  12. Избегающий отношений из страха быть брошенным или испытать боль отвержения
  13. Суетливый беспокойный торопыжка, безуспешно старающийся делать все как надо
  14. Перепуганный, дрожащий, тревожный, глупый паникер
  15. Малодушный, робеющий трус, боится всего на свете
  16. Боязливый тихоня, прячущийся от любой активности, инициативы и ответственности из страха перед критикой, осуждением или наказанием.
  17. Переполненный страхами перед всем новым и неизвестным консерватор, боится новых мест, переживаний, не хочет пробовать первым
  18. Болезненный мнительный ипохондрик

В. Дополнение Социального атома из списка Не принимаемых Раненых Детей. Индивидуальная работа.

Инструкция:

«А теперь, пожалуйста, вернитесь к своему Социальному Атому. Если озвученный список помог Вам обнаружить кого-то из Не принимаемых Внутренних Детей, которых там пока нет, но Вы признали их за своих, найдите для них место. Внесите в свой Социальный атом имена-характеристики найденных Детей-Невидимок и тех Внутренних детей, которых Вы знаете, но просто забыли».

  1. Дополнение Социального атома внутренних детей. Чего не хватает в Социальном Атоме — пустые места. Индивидуальная работа.

Инструкция:

«А теперь взгляните еще раз внимательно на свой Социальный Атом Внутренних детей в целом. Есть ли в Вашем Атоме пустые места? И если есть, то может быть, там чего-то не хватает? Что если допустить, что здесь действует еще один Раненый ребенок, тот, который мне неизвестен? Позвольте своему воображению дать Вам ответ на вопрос: Что за Раненый Внутренний Ребенок — Невидимка может прятаться от Вас в пустоте? И если у Вас возникнет ответ, тогда дайте ему название-характеристику и найдите для него место в Социальном Атоме. Отдайте себе отчет в том, какие чувства он вызывает в Вас сейчас. И возможно он играет весьма важную роль в вашей жизни».

  1. Взаимоотношения и конфликты между Внутренними детьми Индивидуальная работа.

Инструкция:

«А теперь взгляните на отношения между Вашими Внутренними детьми. Вспомните ситуации, когда где в себе ощущали внутренний конфликт, когда одна часть меня хочет одного, а другая – другого и эти разные желания противоречат друг другу или даже несовместимы. Какой мотив побеждал? Что вы чувствовали после этого? Или может быть, Вы не могли сделать выбор, застревали в этом конфликте желаний. Взгляните на свой Социальный Атом, Какие дети в Вашей жизни конфликтуют внутри Вас в различных ситуациях в Вашей жизни, порождая проблемы и трудности? Нарисуйте стрелками возможные конфликтные связи. Обратите внимание, между какими внутренними детьми эти конфликтные связи? Между Детьми, принятыми и не принятыми, или между Детьми, не принятыми? Между теми на которых Вы обращаете внимание и теми, кого избегаете, игнорируете? Или между деструктивными и адаптивными? Между активными и пассивными? А может быть, Вы обнаружите иные основания для конфликтных связей?»

  1. Работа в парах: Обсуждение Социального Атома Внутренних Детей

«Поделитесь с партнером тем, что Вы увидели в своем Социальном Атоме Внутренних детей? Что Вас удивило, обрадовало, огорчило? Нашли ли Вы Детей-Невидимок? Расскажите о своей проблеме-запросе. Какие Внутренние Дети участвуют, как Вы думаете в Вашей проблеме? Какие чувства они вызывают в Вас сейчас. Второй член пары может задать свои вопросы и поделится своими впечатлениями, от того, что увидит в Вашем Атоме. И, может быть, он увидит еще одного Вашего Ребенка, которого не хватает в Вашем Атоме, но который ускользает от Вашего внимания. И если Вы его узнаете, тогда дайте ему название-характеристику и найдите для него место в Социальном Атоме. Затем поменяйтесь ролями».

Комментарий: из-за дефицита времени не вошли в работу мастерской пункты 9 и 10.

  1. Тематические Виньетки «Я и мои Внутренние дети»

А. Разогрев для выбора протагонистов на мастерской

Инструкция:

«Мы лучше узнали о том, какие дети живут внутри нас. А сейчас мы можем сделать психодраматические виньетки, чтобы познакомиться с ними поближе.

Может быть кто-то хотел бы:

  • Поработать над своим запросом, над актуальной проблемой, которая мешает Вам жить, и с теми Внутренними Детьми, которые порождают Ваши трудности?
  • Сделать шаг к тому, чтобы принять кого-то из своих Раненых Детей?
  • Лучше понять, как обращаться с кем-то из Внутренних Детей?
  • Найти способы взаимодействия с разными Внутренними Детьми?

А может быть, кто-то видит конфликт между кем-то из своих Внутренних детей. И хочет попытаться поработать над этим с этим конфликтом и над согласованием их интересов и между собой, и со своими Взрослыми потребностями и целями?

Кто чувствует себя разогретым к работе протагонистом?

Б. Другие Варианты тематической психодраматической работы

  1. Встреча с одним из своих Раненых Внутренних Детей
  • с самым Неблагополучным или с самым Не принимаемым Раненым ребенком. (Какой он, как он себя ведет, какие качества проявляет, что в нем не нравится?)
  • с найденным Вами Внутренним Ребенком – Невидимкой (Какой он, бессознательно не принимаемый, отвергаемый и нелюбимый)
  • с тем Внутренним Ребенком, которого в целом Вы принимаете, но бывают ситуации, когда Вы его не принимаете, и он раздражает или мешает.
  1. Встречи с разными типами Раненых Детей
  2. Консультация у Внутренних Детей «Как ты к этому относишься?»
  3. Психодраматическое исследование Социального Атома Внутренних детей
  4. Взаимодействие с «Командой» – работа с симулированной многодетной внутренней семьей.

В заключение хочется отметить. Что метафора «Многодетный Родитель и Внутренние Дети» дает много возможностей для технологически разнообразной и весьма продуктивной психодраматической работы.

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти