Горовец Наталья и Могунова Лариса — Круглый стол «Вавилонское столпотворение или «Столпо – Творение»? Проблемы групповой коммуникации и использования современных символов и персонажей детских медиа и компьютерных игр в психологической работе с детьми»

Мы заметили, что процесс психотерапевтической сессии с современными детьми, особенно групповой, все чаще напоминает собой притчу о строительстве «Вавилонской башни». Меняется коммуникативная составляющая работы с подрастающим поколением — язык зачастую становится не объединяющим фактором, а помехой, вносящей «сумбур», разъединяющей участников группы, отдаляющей сам шанс на Встречу. По мнению многих психодраматистов, работающих с детьми по всему миру появляется тенденция довольно низкой мотивации на групповое взаимодействие, например, на создание общего сюжета драмы.

В условиях групповой детской психодрамы помимо «винегрета символических героев и сюжетов», добавляется фактор участника, не слушающего других, привыкшего к тому, что никто никого не слушает по-настоящему, а также фактор сильно выраженного индивидуализма.

Еще одна трудность – неосведомленность психологов в многообразии новых медийных и компьютерных героев при гигантской скорости и множественности их появления. Зачастую мы просто не понимаем о чем или о ком говорит ребенок.

Очевидно, что особенности современного цифрового мира влияют на взаимодействие и коммуникацию детей.

В современных сетевых играх не так важна личностная коммуникация, скорее более формальный и поверхностный фактор обмена ресурсами и функциями, а также согласованные действия участников, что не исключает проявление индивидуальных качеств игроков и даже коммуникации по поводу стратегии у некоторых команд.

Может быть у детей появилась «модификация», «мутация» или просто стала гиперпроявленной роль «Игрока-индивидуалиста»?!

Современные герои компьютерных игр часто оснащены возобновляемыми или обеспечивающими всемогущество ресурсами. Означает ли это, что стало важнее «что у тебя есть», чем «кто ты есть»?

Мы приглашаем за наш круглый стол всех специалистов, работающих с детьми и озадаченных ПРОБЛЕМОЙ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ – уважаемых коллег, всех тех, кто часто задумывается про поиск общего языка с детьми, и кто регулярно теряется в многообразии символических образов своих юных клиентов, а также родителей, педагогов и всех, кому интересна тема влияния цифрового мира на детей и взрослых.

Мы планируем поднять вопросы:

  • Какие формы общения в группе на практике хуже работают и почему («устаревшие формы 20 века»)?
  • Надо ли современному детскому практическому психологу/психотерапевту разбираться в бесконечных сюжетах и героях масс-медиа, выпущенных для детей многочисленными мировыми корпорациями развлечений? Использовать ли Google или Википедию, смотреть ли обзоры популярных компьютерных игр для детей разных возрастов, фильмов и книг, «популярных в этом сезоне»??
  • В какой мере такие знания работают на реальное взаимодействие и взаимопонимание в процессе психологической работы, а в какой создают эффект «псевдоконтакта»?
  • Какие признаки «ОТСУТСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ОПЫТА, НЕСМОТРЯ НА ПРИСУТСТВИЕ ПРИЗНАКОВ СИМВОЛИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ»
  • Как модернизировался язык и другие средства коммуникации психолога в работе с детьми: скорость и многооперативность в общении с современным ребенком, неологизмы, «мемчики», новые смыслы для старых слов и другие задачки для детского психолога)?
  • В каком виде «рождается заново» или вновь проявляется в контексте психологической практики у современного ребенка Роль «Игрока-коллективиста»: «член стаи, сообщества, командный игрок» — как осваиваются в детской психодраме роли, помогающие социализации?
  • Как подкреплять мотивацию детей к сотрудничеству, к выражению и переживанию живых человеческих эмоций и поиску подходящих образов для символизации своей внутренней картины мира.
  • Как взрослому/психологу/ведущему детской психологической группы объединять детей через тренировку в общении, общий сюжет, совместное творчество, как укреплять внутригрупповые связи?
  • Анализ научно-исследовательской работы коллег по этой теме.
  • Обмен наблюдениями, размышлениями, опасениями, находками и надеждами.

Предлагаем коллегам ДЕЛИТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ и обогащать ролевой репертуар, подбирая подходящие для работы и улучшения взаимопонимания между психологом и ребенком «старые, но адаптированные под современность» или новые, «рожденные в боях» техники…

Давайте подумаем вместе: как вернуть «вавилонскому столпотворению» первоначальный смысл, и общим языком, в общей игре помочь детям начать общаться, чтобы в настоящем не прервалось, а вновь началось «Творение Столпа Встречи».


Горовец Наталья

Горовец Наталья

Психолог, психодрама - терапевт. Образование Московский педагогический государственный университет (ранее МПГИ им.Ленина), Факультет психологии – диплом 1997г. МГППИ по программе «Психологическое консультирование и психотерапия» (диплом 1999г....
Могунова Лариса

Могунова Лариса

Психолог, психодрама-терапевт, семейный психотерапевт, специалист по работе с детьми, пренатальный психолог, тренер, преподаватель психологии. Образование Московский государственный социальный университет Факультет психологии. Дополнительное образование Институт психодра...