Цель: знакомство с особенностями метода песочной терапии в условиях групповой работы.
Задача: работа в парах в большом подносе с песком с использованием различных фигурок и материалов.
С незапамятных времён существует песок – подвижный, легко меняющий форму, — ему это ничего не стоит, его можно рассыпать по поверхности или придать ему какую-нибудь форму. Он лишён границ и постоянно движется куда-то под воздействием дождя или ветра. Если вы захотите его использовать, вам не потребуется особых усилий.
Человек, руки которого прикасаются к песку, не задумываясь, придаёт ему определённую форму, как будто создаёт фундамент будущей песочной композиции. Однако работа с песком может вызывать творческий регресс, и человек (или группа) оказывается в трудной, непривычной для себя ситуации. Для такой ситуации характерна сложная обстановка, активность мотивов, психическая напряжённость, в отличие от простой (повседневной) ситуации, в которой человек или группа действует в нормальном режиме жизнедеятельности.
В чём же заключается сложность ситуации в групповой песочной терапии? Представьте себе большой поднос с песком, множество фигурок на полках, и всё это богатство приходится делить с кем-то ещё. Как тут не прийти в замешательство? А если мне нужна именно та фигурка, которую взял мой товарищ, или даже мама или папа? А что делать, если я знаю, что надо делиться, но отдать только что добытую фигурку никак не могу? А если меня так уговаривают, что я вот-вот сдамся, хотя знаю, что тут же пожалею об этом? А сосед вдруг взял да и подвинул мою границу, и мне осталось совсем мало места, — он что, нарывается, что ли? А у него море, а у меня деревня, так теперь мне всё переделывать, да?
В таком противоречивом взаимодействии двоих рождается нечто третье – новый опыт, к которому они приходят, действуя вначале старыми, привычными способами, а затем, шаг за шагом нащупывая дорогу друг к другу, открывают что-то новое, ценное в себе и в другом.
Мастер-класс посвящён мало изученной на сегодняшний день теме об особенностях групповой работы при использовании метода песочной терапии. Такой взгляд будет интересен специалистам в области системной семейной терапии, детской психологии, ведущим подростковых групп и тренерам. Обобщается практический опыт автора в работе с группами детей, подростков и взрослых при использовании песочной терапии.
Человек реагирует на трудную ситуацию в зависимости от её восприятия и оценки её значения. Эффективность поведения в трудной ситуации зависит от свойств нервной системы и уровня психической напряжённости человека. У детей решающим фактором поведения в трудных ситуациях является ситуативная тревожность.
Оптимальному поведению человека в трудной ситуации способствует психологическая устойчивость. Специфическим проявлением психологической устойчивости является конфликтоустойчивость –
способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия.
В условиях ограниченного пространства подноса, количества песка, фигурок и материалов участники группы оказываются в трудной ситуации, когда другой человек или его действия рассматриваются как препятствие для реализации своих потребностей. В таких условиях возникающая психическая напряжённость способствует быстрому перерастанию проблемной ситуации в конфликт. Автором предпринята попытка показать особенности динамики конфликтного поведения участников группы и конструктивные функции возникающих конфликтов при использовании метода песочной терапии.