Выпускать ли джина из бутылки?

…или каким образом можно использовать психодраматические техники в работе с персоналом организации.

Барышева-Ася

Барышева Ася

Психолог, психотерапевт.

Сегодня все большую популярность приобретают методы работы с персоналом организации, в процессе использования которых повышается активность, включенность и замотивированность участников обучающих или консалтинговых программ. Ведь от их работы, в конечном итоге, будет зависеть успешность организации в той или иной сфере. Особенно четко эта тенденция прослеживается в сфере обучения персонала. Если еще пять лет назад большинство руководителей российских компаний говорили об организации лекций или семинаров для своих сотрудников, то сегодня речь идет о проведении именно тренинговых занятий с использованием активных обучающих техник.

Действительно, использование различных поведенческих методов позволяет не только получить яркое представление об эффективных путях разрешения рассматриваемой ситуации, но и получить практические навыки эффективного взаимодействия в данной ситуации. Кроме того, тренинговые техники позволяют лучше понять свои внутренние переживания, а также переживания своего партнера по деловому общению. Тренинговые техники хорошо понятны участникам обучения (при условии профессиональной работы тренера) и вызывают минимальное сопротивление в процессе обучения. Если требуется научиться более эффективной работе с клиентом, моделируется ситуация общения с клиентом, если приемам эффективного взаимодействия с подчиненными — ситуацию общения руководителя и подчиненного. Основной акцент в тренинговых техниках делается на внешней стороне поведения. В этом заключаются сила и, в то же время, слабость поведенческих методов.

Один из расхожих мифов звучит следующим образом: «Дайте нам правильный способ для этой ситуации, и мы его используем». Казалось бы, в чем проблема? Написаны тонны литературы, в которой описываются различные эффективные приемы решения той или иной ситуации. И для любой ситуации можно подобрать один или несколько успешных приемов.

В то же время, тренер, который в ответ на проявление «искреннего интереса» начинает описывать «правильный путь поведения», часто попадает в ловушку, бессознательно поставленную клиентом. Клиент находит массу причин, по которым эти приемы не могут быть использованы им в данной ситуации. К стандартным «отговоркам» относятся: «Этот прием хороший, но для данной ситуации не подходит», «Как это можно сделать, он же меня не поймет», «Я не могу это сделать, у меня не получится». Сопротивление данного клиента имеет под собой глубокую основу. Оно опирается на бессознательные установки, жизненные ценности и эмоциональный опыт. Иногда в результате тренинговых занятий некоторые установки, отношения и переживания частично «переходят» на уровень осознания. В то же время, установки, связанные с детскими переживаниями и травматическим опытом, так и остаются в «тени» бессознательного и оттуда продолжают управлять внешним поведением.

Именно эти внутренние переживания, которые, казалось бы, никаким образом не связаны с деятельностью реальной, ориентированной на результат организации, очень часто «встают на пути» эффективной работы персонала и эффективного менеджмента организации. Пока бессознательные процессы и «правильные» схемы разрешения ситуации будут противоречить друг другу, бессознательные силы будут «в выигрыше». Особенно «заметны» внутренние психологические препятствия в работе первых лиц, так как именно их личностные особенности имеют наибольшее значение для деятельности организации.

Консультант может «расшибиться в лепешку», стараясь убедить своего клиента принять меры, способствующие демократизации управления. Он может приводить результаты проведенных исследований, примеры конкурирующих организаций, мнения значимых для клиента руководителей, рассматривать последствия авторитарных решений и т.д., но если у клиента не было личного опыта уважительного отношения в детстве, все попытки будут бесполезны. Можно заключить пари с 99% уверенностью в успехе, что клиент найдет все приведенные доводы «нужными, полезными и важными», но абсолютно не подходящими к «данной ситуации». И наоборот, либеральный руководитель, не имевший опыта жестких ограничений в детстве, при всем согласии с необходимостью введения «более строго контроля», не сможет длительное время поддерживать контролирующую систему. Просто потому, что проблема ограничений является его неосознанной личной проблемой.

Иногда руководитель может частично осознавать внутренние препятствия и ясно видеть, каким образом его личные противоречия отражаются на деятельности фирмы. Вместе с тем, ему не хватает ресурсов для решения собственной проблемы «в одиночку». Так, мы знаем руководителя, который не боялся честно признаться своим подчиненным в собственной неуверенности. В то же время большинство его управленческих решений были «продиктованы» именно эти качеством. Важным фактором, который не может игнорировать ни одна организация, является фактор времени. Принятие неэффективных управленческих решений обычно достаточно быстро приводит к нежелательным результатам — снижению прибыли, повышению издержек, потере конкурентных преимуществ, ухудшению имиджа компании.

Организация обычно не может ждать, пока ее руководитель «излечится», подвергнув себя длительному психоанализу. Что же делать?

Нам представляется важным использование методов, соединяющих в себе преимущества поведенческого подхода, направленного на действие, на поиск эффективного изменения поведения, а также подхода, принимающего во внимание внутренние переживания: осознаваемые и неосознаваемые ощущения, отношения, установки и родительские предписания. Вместе с тем такой подход должен удовлетворять требованиям времени и давать возможность оказывать клиенту необходимую помощь в сжатые сроки. Нам представляется, что одним из таких методов может быть метод психодрамы

Создателем психодраматического метода является Якоб Морено. Датой рождения данного метода Морено считал 1 апреля 1921. Сначала психодрама использовалась только в рамках психотерапии, позволяя успешно бороться с психическими заболеваниями различной этиологии. Затем рамки психодрамы постепенно расширялись, и теперь данный метод находит свое применение в различных сферах: психиатрии, психологии, обучении, менеджменте, консультировании организаций.

Психодрама — метод, в ходе которого клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в игровом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. При этом сцены «разыгрываются» в настоящем времени, что придает им необходимую интенсивность и дает возможность изменить жизнь здесь и сейчас.

Важно, что в работе с организацией психодраматически могут ставиться не только «реальные» сцены — собеседование при поступлении на работу, заключение сделки с клиентом, мотивирующая беседа с подчиненным, но и сцены внутренней психологической реальности — представление об идеальной работе организации, «внутренние голоса» при принятии ответственного решения, фантазии и сновидения, имеющие отношение к профессиональной деятельности.

Проще говоря, психодрама — это игра. Но игра не по заранее написанному сценарию (как в театре), а игра, отражающая внутреннюю психологическую реальность клиента. Драма понимается как действие, и буквальный перевод психодрамы звучит как «действие психики». Введение игры в работу с клиентом предполагает, что мы относимся к человеку не как к «ходячему носителю интеллекта» для выполнения определенной работы, а как к чему-то большему. Мы принимаем его таким, какой он есть на самом деле. Игра захватывает человека полностью, открывая тем самым для него неиспользованные ресурсы для решения личных и профессиональных проблем. Вы можете сказать: «Какая чепуха! Персонал должен работать, а не в игрушки играть». И Вы будете совершенно правы в том, что для выживания и процветания организации просто необходимо, чтобы каждый сотрудник четко выполнял свои обязанности. В то же время, «корни» недостаточно профессионально сделанной работы часто «зарыты» именно в сфере чувств, переживаний, образов и ощущений. «Распутывание клубка» внутренних переживаний «проясняет» картину необходимых действий в реальной ситуации.

Порой обращение к эмоциональной стороне профессиональной работы, такой четкой, структурированной и логически обоснованной (на первый взгляд), похоже на освобождение джина из бутылки. Иногда возникают опасения в том, что действия джина могут оказаться разрушительными. И есть желание не только не выпускать его, но и поглубже «замуровать». Нам кажется, что любой ужасный джин может превратиться в ангела-хранителя, если ему помочь в этом.

За счет чего персонал организации может поближе познакомиться с собственным «джином»?

Психодраматические техники позволяют активизировать значимые эмоциональные переживания. Одновременно используя кинестетический, слуховой и зрительный каналы, данные техники помогают клиенту преодолеть собственное сопротивление и «пробиться» к значимым для себя переживаниям. Иллюстрацией данного утверждения может служить следующий пример:

В процессе групповой работы руководство торговой фирмы выделило время как для анализа объективных показателей деятельности фирмы, так и для обсуждения личного отношения руководителей высшего звена к проблемам компании. Доверительная атмосфера, в которой коллеги могли поделиться своими тревогами, опасениями, предпочтениями и желаниями, помогла президенту компании «вплотную» подойти к своим личным проблемам. Оказалось, что президент «уже давно хотел бы уйти из торгового бизнеса и заняться настоящим делом, просто не хватало духа в этом признаться себе».

Удивительно ли, что дела фирмы были в плачевном состоянии? Исследование собственных эмоциональных переживаний помогает руководителю лучше понять те мотивы, которые помогают ему успешно заниматься бизнесом, преодолевая всевозможные препятствия, стрессы и сложные ситуации. Позитивная мотивация руководителя является таким же конкурентным преимуществом для организации, как четко отлаженная система сбыта или возможность получения кредита на выгодных условиях.

Мы знаем компанию, которой удалось за полгода успешно решить многие проблемы, казавшиеся на первый взгляд неразрешимыми. Каким образом это удалось сделать? Ответ был до смешного прост — у директора комбината родился внук. У него появился новый смысл жизни, и, соответственно, «проснулось» желание зарабатывать много денег. Психодрама позволяет «высвободить» скрытые ресурсы, не дожидаясь рождения внука.

Психодраматические техники предоставляют широкие возможности для эмоционального отреагирования, катарсиса. Актуальность профессионально организованной работы по снятию напряжения и эмоционального дискомфорта иллюстрирует следующая ситуация. Из раза в раз, с завидным постоянством, вне зависимости от особенностей бизнеса, которым занимается компания, группа сотрудником с «пылом и жаром» обсуждает японский опыт снятия стрессов. Обладание «чучелом начальника», которого можно избить в любой, вызывает явную зависть у наших сотрудников, лишенных такой возможности. Обычно группа приходит к мнению, что для хорошего самочувствия персонала организации, а, следовательно, для продуктивной работы необходимо иметь несколько «чучел»: начальника, клиента, представителя контролирующей организации и подчиненного. Разные группы предлагают свои варианты в зависимости от специфики своей работы.

Мы согласны с тем, что было бы неплохо перенять японский опыт. Однако возможно использование и других, в том числе психодраматических методов «избавления» от стрессов. Данная проблема особенно остро встает в условиях кризиса. Необходимое условие преодоления кризиса — нахождение собственных позитивных психологических ресурсов. Можем ли мы быть уверены, что используем их на 100%?

Психодраматические техники позволяют добиться целостного понимания сложной ситуации. Часто это происходит за счет использования образов и метафор. Язык метафор является языком бессознательного. Именно с помощью образов, «картинок» можно задействовать интуитивное понимание ситуации. Мы часто обращаемся к метафорам в диагностике организаций. Иногда один образный ответ «вскрывает» проблемы фирмы глубже, чем десятки статистических сводок. Так, фирмы превращаются в «безмозглых оловянных солдатиков, марширующих под звуки барабанных палочек», «хорошо отлаженную машину, не допускающую простоев», «корабль, попавший в штормовую бурю». Важно, что психодраматические техники дают возможность не только обменяться собственными «картинками», но и воплотить их в жизнь, сделать «реальными» и ощутимыми. Тогда вполне возможно «увидеть», что делает солдатиков «безмозглыми», каким образом машина может «дать себе передышку» и кому может «послать SOS терпящий бедствие корабль».

Психодраматический метод позволяет «проработать» личные проблемы, вернувшись к психотравмирующим переживаниям. У сегодняшнего поколения 25, 30 и 40-летних, составляющих основной «костяк» предпринимателей российского бизнеса, нет недостатка в психотравмирующих переживаниях. Тоталитарный режим, широко использующий такие методы, как давление, контроль и установление жестких норм, обеспечил нас достаточным количеством психотравмирующих ситуаций в детстве. Сегодняшняя ситуация также предоставляет хорошую почву для «получения» стресса как для руководителей, так и для сотрудников организаций. Хотим мы того или нет, пока наши психотравмы остаются за гранью нашего сознания, они управляют нашим поведением. А пока мы не можем изменить свое поведение, у нашей организации мало шансов стать более эффективной.

Психодраматический метод, как и другие психотерапевтические подходы, направлен на поиск позитивных ресурсов личности. Одной из основных задач психодраматической сессии является психологическое «усиление» клиента, позволяющее ему справиться со сложной ситуацией. В то же время психодраматический подход через использование «дополнительных «я» позволяет сделать эти ресурсы «реальными» и «ощутимыми». Одной из важнейших проблем сегодняшнего бизнеса является его интенсификация. Сотрудники организаций свое основное время тратят на работу, все меньше времени оставляя для отдыха. В то же время ежедневная нагрузка на каждого сотрудника возрастает. В этой ситуации закономерно возникает вопрос: где взять ресурсы для восстановления собственной работоспособности? Психодраматические техники являются эффективным инструментом для поиска таких состояний.

Психодраматические техники способствуют активизации познавательных процессов. Сегодня на рынке ощущается острый дефицит специалистов, обладающих как систематизированными знаниями в области менеджмента и маркетинга, так и практическими навыками управления в реальной ситуации. Психодраматические техники позволяют «оживлять» сложные схемы и логические последовательности, иллюстрировать существующие закономерности и противоречивые ситуации. На своих занятиях мы «оживляем» строгие схемы и «сухие» теории.

Например, это может быть схема продвижения товара. В этом случае каждый участник выбирает роль какого-нибудь предмета или явления — кто-то может быт в роли магазина розничной торговли, кто-то в роли оптового склада, кто-то в роли товара, клиента, рекламных акций и т.д. Сначала такая игра вызывает некоторое недоумение и настороженность. Но через некоторое время «товар» начинает «рассказывать», что он «хотел бы продаваться в более просторном и уютном магазине», а «клиент» размышляет над тем, какие рекламные акции привлекли бы его внимание. Понимая всю условность такого распределения ролей, участники обучения могут не только логически осознать определенные требования к эффективной системе сбыта, но и прочувствовать изнутри», какие решения в данной ситуации будут наиболее успешными. В данном случае в течение небольшого отрезка времени группа получает не только необходимые знания, но и эмоциональный опыт решения маркетинговых задач. Мы не говорим о ситуациях, когда преподавателю необходимо проиллюстрировать психологические закономерности. Мы считаем, что в этом случае, «сам бог велел» использовать игровые методы. Приемы работы с клиентом, конфликтные ситуации с подчиненными, сложные управленческие решения — весь этот материал эффективнее усваивается, если участники обучающей программы «пропускают его через себя».

Психодраматические техники дают возможность осуществить «временной прорыв» в будущее собственной организации. В этом случае «картинка будущего» позволяет лучше понять стратегические задачи сегодняшнего дня. Иногда для этого используется техника двух стульев. На одном стуле сидит «сегодняшний» руководитель, на другом — тот же руководитель через N-ное количество лет «Сейчас Вы в 2002 году. Вам 38 лет. Сегодня Вы пришли на Вашу фирму. Расскажите о ней поподробнее…». «Вернувшись» обратно в 1998 год, руководитель может предпринять меры для изменения тенденций, приведших его к кризису или процветанию в 2002 году (в зависимости от той «картинки», которую он «увидел»).

В каких направлениях в работе с персоналом организации можно использовать психодраматические техники?

Нам представляются важными следующие направления.

Обучение персонала

Яркая образная подача материала, использующая активность участников обучения, позволяет быстрее усвоить новый, подчас достаточно сложный материал. Интенсивность эмоциональных переживаний, необходимость действия и нацеленность на разрешение ситуации дает участникам обучения реальный опыт по решению сложных задач. Кроме того, в процессе игры постепенно меняется личное отношение к собственной профессиональной деятельности. Психодраматические техники способствуют формированию более зрелого отношения к проблемам организации, принятию ответственности за свою работу, повышению уверенности и креативности.

Формирование команды

Для эффективного взаимодействия команды, помимо других характеристик, важно личное «видение» каждым членом команды общей цели совместной работы, а также осознанные и неосознанные ожидания по отношению к работе друг друга. Именно недостаточная четкость собственных представлений, «непроговоренность» своего понимания ситуации, неадекватность ожиданий по отношению к другим создает благоприятную почву для различных «нестыковок», противоречий и несоответствий в работе команды. В конечном итоге это резко снижает эффективность организации в целом. Психодраматические техники помогают «выудить» из бессознательной сферы «недостающие» элементы для целостного понимания задач организации, налаживания четкого взаимодействия и принятия личной ответственности в работе команды.

Консультирование

Консалтинговая работа в организации может быть направлена на достижение различных целей. В зависимости от поставленных целей консультант выбирает наиболее эффективные методы. Психодраматические техники могут быть успешно использованы для поиска нового варианта разрешения сложной ситуации, формирования целостного видения проблемы, повышения мотивации персонала, анализа многофакторных и «неуловимых» составляющих управления (например, таких, как корпоративная культура). Психодраматические техники, как и другие техники, активно включающие персонал организации в процесс консультирования, снимают сопротивление предстоящим изменениям и обеспечивают поддержку нововведениям со стороны «рядового» сотрудника.

Особенно важным нам кажется использование психодраматических методик в работе по стратегическому планированию. В этом случае данные техники позволяют «задействовать» интуитивное понимание ситуации, а также стимулировать творческий подход в решении сложных задач, где значение многих переменных не имеет конкретного выражения. Сопровождение первого лица. Невозможно переоценить влияние личностных особенностей первого лица на работу организации в целом. Мотивы, ценности, установки и предпочтения руководителя (часто бессознательно) определяют миссию организации, ее цели и задачи, структуру организации, кадровые решения, стиль руководства. Пожалуй, нет ни одной сферы, которая не «ощущала» бы на себе влияние руководителя. Причем это могут быть процессы, в большей степени зависящие от объективных причин — например, технология производства или бухгалтерский учет. В процессе сопровождения психолог или консультант может использовать психодраматические техники для работы с личными проблемами, мешающими эффективному руководству организацией.

Психодрама — мощный метод, позволяющий решать многие проблемы организации. Используя закономерности игры, психодраматические техники открывают новые возможности для развития компании. Психодрама «высвобождает» внутренних демонов и джинов, но только для того, чтобы превратить их в позитивные силы, повышающие компетентность, уверенность и профессионализм. Может быть, стоит попробовать?