«В гостях у госпожи Удачи» Психодраматическая встреча

Психодрама: Елена Лопухина

Елена Лопухина

Психолог, психотерапевт, психодрама-терапевт юнгиански ориентированный, бизнес-тренер и коуч, консультант по организационному развитию, директор Института Психодрамы, Коучинга и Ролевого Тренинга (ИПКиРТ), член-учредитель Федерации Европейских Психодраматических Тренинговых Организаций, член-соучредитель Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России.

Идея мастерской родилась неожиданно, с клиентского запроса одного из участников психодраматической группы: «Чего-то у меня с моей удачей не очень – почему у меня с ней плохо, что мне делать с испортившимися отношениями с моей удачей?»
После достаточно интересной психодраматической работы с ним я задумалась про тему отношений с удачей. Очевидно, что эту, весьма значимую для многих, тему люди не часто предъявляют психологам и психотерапевтам. Они идут с этой темой на разные около психологические тренинги типа «Сам себе волшебник», к астрологам, тарологам, а большинство обращается, конечно, к экстрасенсам, «потомственным» колдунам и гадалкам. Большинство из них, на мой взгляд, нуждаются в профессиональной психологической помощи, хоть, как правило, не осознают этого. Я задалась вопросом: Что можно сделать, чтобы привлечь таких клиентов? И что полезное на эту же тему я могу предложить клиентам как психодраматерапевт?
И в поисках ответа захотелось глубже разобраться в теме. Я прочитала все, что смогла найти, даже серьезный философский трактат «О счастье».
Но начала я с попытки осознать роль удачи в собственной жизни и свое личное отношение к теме удачи. Я поняла, что у меня с ней нет никаких отношений. Я на нее не рассчитываю и не особенно замечаю. И, может быть, поэтому так редко я сталкивалась с темой удачи в профессиональной работе. Уже в ходе работы над темой и подготовки мастерской я успела получить небольшой, но конкретный и вдохновляющий личный результат. Я никогда не вытягивала счастливый жребий. И тут, впервые в жизни, мне это удалось.
В данной статье мне хотелось бы поделиться некоторыми идеями про наши отношения с удачей и способами психодраматической работы с этой темой, которые удалось придумать. Часть из них была использована в мастерской, проведенной на 8-ой Московской психодраматической конференции.

 Елена Лопухина

Вступление.

Мне хотелось бы, чтобы сегодня мы вместе поразмышляли, конечно, психодраматически, на тему наших отношений с удачей.
Что же такое удача? Случайность? Просто повезло или не повезло. Предрешённая свыше участь — Фатум? Многие повторяют фразы: мне суждено, дано Судьбой, предопределено, на роду написано, мне выпало на долю. Или все же удача это что-то, что зависит от нас?
В давние времена большинство людей верили в Госпожу Удачу или Богиню Фортуну. Фортуна — в римской религии богиня счастья, случая, удачи. Изображалась с рогом изобилия. В других религиях Госпожа Удача носила другие имена. Но независимо от имен, в своих отношениях с Удачей люди исходили из представления, о том, что удача — это божественное решение, которое может быть как благоприятным, так и наоборот, и что расположение и покровительство Госпожи удачи можно заслужить с помощью молитв и талисманов. (В качестве талисманов выступали различные камни, амулеты и другие символические предметы, как природные, так и изготовленные человеком, которым приписывалось свойство приносить удачу, отвращать от бедствий и пр.).
И сегодня есть люди, которые верят в Госпожу удачу. Одни верят в нее как в свою счастливую долю, свою счастливую звезду, которая их хранит и ведет к успеху. Другие, напротив обреченно считают, что им не везет, что счастья им не досталось и Удача их не любит.
Немало, так же, тех, которые только надеются на ее благоволение и либо пытаются заслужить ее благосклонность, либо не прикладывают особенных усилий, чтобы изменить к лучшему то, что есть, и предпочитая быть пассивными пользователями ее даров.
А есть люди, которые не верят в Госпожу Удачу, на нее не рассчитывают и вообще не желают на нее полагаться. Они считают удачу собственным успехом, который нужно и можно заработать упорным, последовательным, планомерным трудом.
Таким образом, люди по-разному относятся к Удаче. И похоже на то, что у каждого со своей удачей есть какие-то персональные отношения. Мы это явно ощущаем. Говорим: »Удача мне улыбнулась», »любимец Фортуны», »Удача мне тогда благоволила». Или же, напротив, »Удача изменила, отвернулась от меня, повернулась ко мне спиной». Удача также может »сжалиться», вернуться.
На нее еще можно охотиться: ловить, »схватить за хвост» или упустить. У нее даже есть части тела: »Удача протянула руку», »десница судьбы», »лететь на крыльях удачи» и, конечно, уже упомянутые лицо, спина и хвост.
Более того, оказывается, личная Удача имеет свой особенный характер. Она может быть ветреной, непостоянной, непредсказуемой, ненадежной капризной, а также озорной, игривой. Или же ревнивой, злой, неприступной, строгой, непреклонной, даже равнодушной. И, конечно, Удача бывает добрая, щедрая, милосердная и мудрая.
Вопрос: «можно ли найти подход к удаче?» волновал человека всегда. До сих пор люди говорят: »уметь привлечь Удачу», »подружиться с удачей». Как же человек может привлечь расположение и покровительство Госпожи удачи кроме молитв и талисманов?
Существует немало идей о том, как это можно это осуществить в астрологии, в различных известных гадательных системах, таких как китайская «Книга перемен», карты Таро и др. Так, например, в интерпретациях десятой карты Таро «Колесо Судьбы» наша удача связывается с нашим отношением к своей жизни. В зависимости от того, как мы относимся к судьбе, Колесо Судьбы предстанет либо как символ нашей зависимости и беспомощности перед нею, либо как жизненный урок, стимулирующий рост и взросление. (Кстати Судьбу, Фортуну, и в картах Таро, нередко называют Госпожа Удача.)
В рамках психотерапии, на мой взгляд, больше распространена концепция достижения успеха в результате упорного труда. Однако у Дж. Морено, у К. Юнга (и не только у них) есть представления о том, как взаимодействовать с силами вселенной. ( «Теле», «синхронность» и т.д.)
Удача, несомненно — Важная Фигура в нашей жизни. Не даром же о ней слагают сказки и песни. И почему бы не встретиться с Госпожой Удачей в психодраматическом пространстве, не наведаться к ней в гости?
В нашей мастерской мы отправимся в гости к Удаче, как поступают те герои сказок, которые хотят с ней подружиться. И попробуем разобраться в наших с ней взаимоотношениях, понять, от чего зависит ее отношение к нам, и как нужно обращаться с Госпожой Удачей, чтобы она стала к нам благосклоннее.

1. Разогрев – Что такое Удача? Блиц опрос в большой группе.

Директор собирает несколько ответов от участников на вопрос: Как вы думаете, что такое Удача?
Примеры ответов, которые прозвучали на мастерской (ответы отражали разные понимания Удачи):
— случайность независящая от меня и от моих усилий («везение», «случайность», «приятная неожиданность», «когда обстоятельства складываются наилучшим образом»),
— когда получается то, к чему стремился («когда получается то, что ты хотела», «счастье и успех в одном флаконе», «когда делаешь то, что хочешь»),
— когда что-то получается легко («когда вдруг легко», «успех без специальных усилий»),
— помощь высших сил («удача — мой ангел хранитель», «подарок судьбы»).
— когда находишься в особом состоянии («когда попадаешь в свой поток», «в гармонии с собой и с миром»)

2. Разогрев социометрический – Удачлив ли я?

А. Групповой выбор самых «удачливых».
Давайте попробуем посмотреть на удачу социометрически, независимо от различий наших пониманий, что это такое.
Инструкция: Посмотрите друг на друга. И выберете из группы одного человека, который здесь и сейчас вам кажется самым удачливым, у кого наилучшие с вашей субъективной точки зрения отношения с удачей, про кого вы можете сказать — он удачлив.

Б. Опрос звезд социометрического выбора.
(От меньшего числа выборов к большему числу):
1) Вы согласны с выбором группы? А ты себя считаешь удачливым человеком?
Примеры ответов: «согласен», «на 50%», «не вполне», «если работать, то да».
2) А как ты понимаешь удачу?
Примеры ответов социометрических звезд: «когда дают просто так», «когда очень хочешь чего-то, повлиять не можешь, но это все равно случается».

В. Формирование группы Гермесов.
Образуется группа из тех, кого выбрала группа, и кто сам так же считает себя удачливым.

Г. Образуется группа «удачливых» из участников, не выбранных группой.
Инструкция: «А есть кто-то, кто, кого не выбрали, но кто, считает, что он в хороших отношениях с Удачей, считает себя удачливым? Кто полностью удовлетворен своими отношениями с удачей»
Эта группа – так же потенциальные кандидаты на роль Удачи.

Д. Образуется группа «неудачливых»
Кто считает себя не очень удачливыми? Вы – потенциальные протагонисты сегодня.

Е. Образуется группа «не полностью удовлетворенных своей удачливостью»
Инструкция: Кто не полностью удовлетворен своими отношениями с удачей, и кто хотел бы стать еще более удачливыми? Может кто-то из вас сегодня захочет быть протагонистом?

3. Переход в мир Удачи. Ритуал.

Используются цветные платки. Могут быть построены ворота.
Вводные слова директора: «Итак, сегодня мы отправляемся в гости к самой Госпоже Удаче.
У нас есть сегодняшние социометрические звезды удачи, которые с этим и сами согласны. Эти люди будут выполнять сегодня очень важную функцию. Они будут играть роль Гермесов, которые помогут остальным попасть в мир удачи. Они выиграли сегодня право играть эту роль.
Гермес — Бог торговли, прибыли и переговоров, дающий доход в торговле и богатство, бог разумности, ловкости и красноречия. Он — покровитель магии и астрологии, а также покровитель путников и проводник. Гермес — Посланник богов, вестник их воли с крылатыми сандалиями. У него есть крылатый жезл вестника — кадуцей, способный мирить врагов, усыплять или будить людей — для того, чтобы передать послание от богов. Кто как не он знает дорогу в страну Удачи.»
Каждому из группы социометрических звезд удачи предлагается выбрать себе платок: «Выберите цвет вашей удачи».
Инструкция Гермесам: Вы должны будете перевести из обычного мира в Страну Госпожи Удачи, в тот мир, где она живет, всех остальных, тех, кто неудовлетворен своими отношениями с Удачей или удовлетворен не полностью. А Вы сами сегодня уже там.
Инструкция для остальных участников: «Подумайте об удаче в своей жизни, о том какую она играет в ней роль, и зачем вы делаете шаг в страну Госпожи Удачи. Переход в мир Удачи делайте, как и полагается в ритуале, в тишине и с полным осознанием»
Осуществление ритуала: Гермесы под звук дудочки переводят каждого за руку в другую часть пространства сцены, обозначаемого как мир Удачи.
Завершение ритуала: Звук чаши и поздравление всех с тем, что пришли в гости в страну, где живет Госпожа Удача.

4. Медитация «Удача в моей жизни».

Все участники рассаживаются для медитации.
«Закройте глаза. Подумайте об Удаче в своей жизни. Какими были ваши отношения с ней, начиная с самого рождения до сегодняшнего дня? Обратите свое внимание на удачи в каждый период своей жизни. В какие моменты моя Удача была со мной в детстве, в школьные годы, во время учебы в институте, в разные периоды взрослой самостоятельной жизни? Как много я могу сейчас вспомнить таких моментов? Что именно вспоминается сейчас? То, что мне вспомнилось, — это значимые поворотные события моей жизни или маленькие неожиданные улыбки судьбы?
Что такое Удача лично для меня? Какую роль она играет в моей жизни? Что дает мне удача, когда она появляется в моей жизни? Сопутствует мне удача на моем жизненном пути или не сопутствует?
Может быть, я считаю себя Любимцем Удачи, человеком, который может вывернуться из любой, даже самой критической ситуации. Или даже таким, про кого говорят «родился в рубашке».
Или же чего-то у меня с моей удачей не очень. Может быть, я даже считаю себя невезучим. Попадаю в нелепые ситуации, или меня просто преследуют неприятности? А может быть, я постоянно кручусь, как белка в колесе, но при этом все остаюсь на месте? «Хотелось как лучше, а получилось — как всегда»? Или не верю, что в моей жизни может быть что-то хорошее, и поэтому бесполезно стараться чего-то менять?
А может быть, я воспринимаю свою жизнь как смену периодов удач и неудач? Удача порой улыбается мне, а порой оставляет меня?
Кого я считаю удачливым человеком?
Как я отношусь к чужим удачам? Завидую ли я порой чужим удачам? Или я считаю, что у каждого свои удачи и свои провалы?
Как я отношусь к своим неудачам, к неожиданным препятствиям, трудностям, когда обстоятельства неожиданно меняются в худшую сторону? Как я ощущаю себя в ситуациях, когда вложено много сил, но вместо результата, к которому я стремился всей душой, получаются сплошные отсрочки и мелкие помехи? Как отношусь к периодам застоя? И, наконец, как я реагирую на удары судьбы? Когда мои все мои надежды и желания терпят крах? Чувствую разочарование, неудовлетворенность или незащищенность, даже страх? Обижаюсь на несправедливость судьбы или чувствую полное отчаяние, безнадежность, обреченность или даже потерю смысла жизни?
Или верю, что для меня, в конце концов, все обернется к лучшему? И поэтому просто надеюсь и жду? Или же пытаюсь понять, почему у меня плохо с Удачей, чем я заслужил это, что я делаю не так, и просто нужно это изменить?
Застреваю на неудачах или быстро забываю о них? Воспринимаю неудачи как несправедливое наказание или как жизненный урок, стимулирующий рост и взросление?
Одни люди верят в Удачу, надеются на ее благосклонность, другие — не желают на нее полагаться.
Полагаюсь ли я на удачу? Следую своей Фортуне, не заботясь о том, куда она приведет меня? Отношусь к удаче легко – «Пусть все будет, как будет», «Сегодня пришло, завтра ушло». И мне не свойственно чувствовать озабоченность непостоянством судьбы, тем, есть сейчас Удача или нет? Считаю ли я себя авантюристом, который предпочитает постоянный риск и игру с судьбой? Или я фаталист, который надеется на то, что все образуется само собой, со временем, и не желает сопротивляться обстоятельствам, бездействует или не прикладывает особенных усилий, чтобы изменить к лучшему то, что есть?
А может быть, я придерживаюсь убеждения, что Удача ненадежна, она приходит и уходит, и не стоит рассчитывать на неожиданное везение, стремлюсь к тому, чтобы подчинить случайности своей воле и предпочитаю упорно, планомерно, последовательно и вопреки существующим помехам трудиться для достижения успеха? И это помогает мне оценить свои успехи по достоинству и дает ощущение независимости.
Воспринимаю ли я Фортуну как колею, с которой поезду моей жизни просто невозможно свернуть? Чувствую ли я зависимость и беспомощность перед нею? Чувствую ли я тревогу, когда мне предстоит двигаться вперед, а я не знаю, каким будет следующий поворот судьбы? А может быть, я не хочу идти на риск и пытаюсь остаться там, где я есть?
Или ощущаю себя хозяином своей Судьбы? Считаю, что для того, чтобы добиться успеха, нужно бороться, нужно заставить Фортуну предоставить мне выбор, заслуживаю ли я этого или нет? Или нужно не бороться, а уметь правильно фокусировать и гибко использовать свою внутреннюю энергию, чтобы управлять судьбой, а не позволять носить себя порывам ветра?
Когда Удача приходит в мою жизнь, замечаю ли я это сразу же, или только много позже осознаю, что это была моя Удача? Когда я замечаю неожиданную улыбку Удачи, как я реагирую? Воспринимаю ее как подарок? Верю в то, что Удача даром не дается, считаю ее наградой? Принимаю как «должное», или испытываю благодарность?
Обращаю ли я внимание на знаки, которые мне посылает Фортуна? Чувствую ли я, хотя бы время от времени, что меня что-то ведет, Удача везет меня?
Умею ли я успешно реализовывать возможности, которые мне предоставляет моя Удача? Или нередко их не замечаю или упускаю? А может быть эти возможности часто приходят, когда у меня готовности ими воспользоваться нет, или, напротив, они не подворачиваются, когда эта готовность у меня есть?
Какие у меня отношения с удачей, в настоящий период моей жизни? В каких областях моей жизни, в каких ситуациях сегодня она мне особенно нужна и желанна?
Стремлюсь ли я к обретению лучшего контакта с Удачей? Если нет, то чего именно я хочу от Госпожи удачи?
Если да, то ощущаю ли я внутренние препятствия на пути к этой цели? Как я вижу путь к построению более благоприятных отношений с Удачей?»

5. Психодраматический эксперимент: «Госпожа Удача выбирает Любимца».

Вводные слова директора: «Социометрический выбор многими воспринимается как Удача: «Мне повезло, меня выбрали протагонистом» или «Меня не выбрали на эту роль – не повезло». Сегодня социометрический выбор «удачливых» был первой попыткой войти в контакт с судьбой. Давайте проведем здесь, в стране Удачи еще один психодраматический эксперимент».
На сцену приглашается один из группы удачливых, игравших роль Гермесов: «Кто из тех, кого выбрала группа, разогрет на роль Госпожи Удачи? Кто хочет сыграть ее роль?» Добровольцу дается особенный платок.
Введение в роль Удачи: «Надень этот платок. Ты сейчас Госпожа Удача. Походи как Госпожа Удача».
На сцену приглашаются 5 добровольцев, желающих участвовать в эксперименте: «Кто хочет испытать судьбу?»
Рассказ директора истории про футбольный матч – обе команды замечательные, одинаково готовились, обе молятся об успехе – но Фортуне нужно сделать выбор.

Инструкция Госпоже Удаче: «Госпожа Удача, посмотри на них на всех своим взглядом. Здесь все достойные твоей благосклонности. Кто сегодня твой избранник или избранница? К кому же ты подойдешь?»
Госпожа удача делает свой выбор.

Интервью с удачей и с участниками эксперимента.
Вопрос к избраннику, когда ее выбор сделан: «А как у тебя с Удачей в жизни?». (Ответ на мастерской был «а мне всегда везет»).
Вопрос к Удаче: «Почему подошла к нему / к ней? Расскажи, что в нем есть такого, что ты его выбрала». (Ответ на мастерской был «Он в меня верит»). Можно также расспросить исполнителя роли Удачи более подробно про то, что наблюдалось в поведении того, кого она выбрала.
Вопрос к первому избраннику Удачи: «Это правда? Ты?» (Ответ на мастерской был «Да, я верю в нее»).
Вопрос к Удаче: «А из остальных, кого бы ты выбрала последним?». Госпожа Удача делает свой выбор. Вопрос к Удаче: «Почему?».
(Ответ на мастерской был «Он сомневается, скептически относится»).
Комментарий директора: «Оказывается к Госпоже Удаче скептически относиться нельзя. Она не любит когда к ней скептически относятся».
Директор расспрашивает участника, выбранного последним: «Ты стоял в группе «удачливых на 50%» в первом социометрическом разогреве. Расскажи о вторых 50 %, где удача покидает тебя. Что ты ощущаешь?». (Ответ на мастерской был «Очень хочется, и напрягаешься»).
Вопрос к Удаче: «Как ты, Удача, относишься к этому?». (Ответ на мастерской был «Когда напрягаются, я не выбираю»).
Вопрос к Удаче: «Кто твой второй кандидат?» Удача делает свой выбор.
Вопрос к Удаче: «Почему?».
(Ответ на мастерской был «Она ничего конкретного от меня не ждет, рада всему»).
Вопрос ко второму избраннику Удачи: «Это правда?» (Ответ на мастерской был «Это так»).
Вопрос к Удаче: «Почему первый вызвал у тебя большее расположение? А чем именно для тебя отличается первый и второй избранник?».
(Ответ на мастерской был: «Больше был готов. Ждал меня и верил больше»).
Вопрос к Удаче: «Каков твой третий выбор?». (На мастерской Удача отказалась делать третий выбор).
Опрос остальных участников эксперимента: «Что вы думаете о том, что удача не выбрала меня?» (Ответ на мастерской был: «Я слишком напрягаюсь», «Я не очень верю», «Верю, но не готова, не тот момент для меня, жду более благоприятного момента», «Повод не слишком важный, нужно обращаться к Удаче по более серьезному поводу»)

Выводы Эксперимента.
Директор формулирует основные выводы эксперимента о правилах обращения с Удачей. (На мастерской было сделано два вывода: нужно верить в Удачу, внутренняя готовность важна, но, ожидая ее, не надо напрягаться).

6. Разогрев. Какая она, моя удача?

1) Вводные слова директора: «Есть общие правила обращения с Госпожой Удачей. Однако Личная Удача может иметь свой особенный характер. Попробуем теперь разобраться какая она, «Моя Удача», и посмотреть на индивидуальные различия Личной Удачи у разных людей.

2) Короткая медитация: «Какая она, моя удача?
Инструкция участникам: «Закройте глаза. Попробуйте подумать о своей личной удаче. Какой у нее характер? Найдите тот образ, который отражает особенности Вашей личной удачи. Постарайтесь понять, что это за персонаж, на который похожа Моя Личная удача, и найдите его название. Моя Удача подобна…. Она похожа на… Какие три основных качества, характеризуют найденный для моей Личной Удачи образ или персонаж? (Например, разбитная, вздорная, вредная)».

3) Знакомство личных Удач.
Инструкция участникам: «Откройте глаза. Когда вы встанете, вы уже окажетесь в роли той самой своей личной Удачи. А теперь походите в пространстве сцены, представляясь друг другу, называя каждому, кого встретите, себя и свои качества, например: «Я удача Мудрый Слон. Я спокойная, серьезная и предсказуемая». Ваша задача — за данное вам время познакомиться с как можно большим числом других персонажей — Удач».

4) Работа в парах.
Инструкция участникам: «Найдите себе пару – каждый выбирает Удачу, наиболее похожую на себя. Разделившись на пары, в течение 2 минут пообщайтесь, обсудите, что у вас есть общее и что различно и посплетничайте про своих подопечных».

5) Работа в четверках.
Инструкция участникам: «А теперь, с достоинством, присущим Госпожам Удачам найдите еще одну пару, с которой у вашей пары есть что-то общее, пусть не все качества будут похожи. Разделившись на четверки, в течение 2 минут обсудите ваши персонажи, и выберете один, который представляет вашу четверку, и дайте ему 2 качества, которые представляют вашу группу в наибольшей степени».

6) Презентации в большой группе.
Представитель от каждой четверки называет выбранный персонаж и его качества.

7) Обсуждение презентаций:
Вводные слова директора: «Итак, мы сравнили наши личные образы Госпожи Удачи, увидели, чем наши личные Удачи отличаются от других, и, наконец, узнали, какой разной бывает Удача в нашей жизни».
Блиц-опрос большой группы и краткие выводы директора.
Характеристики разных персонажей, представлявших Госпожу Удачу на мастерской, можно подразделить на несколько подгрупп, если выделить в качестве темы для каждой подгруппы некоторые из основных акцентов в характеристиках названных персонажей. Выделенные подгруппы, на наш взгляд, дают диагностическую информацию о различиях отношения к личной Удаче.
В ходе работы мастерской в характеристиках персонажей отчетливо прозвучали следующие две группы тем:

А. Удаче приписывается экстравертированные качества, энергия и активность.
А1. Тема спонтанности, игры и полета.
Персонаж: веселый, радостный, радужный, игривый, озорной, легкий, летящий, непосредственный, любознательный.
А2.Тема импульсивности, безрассудности и получения кайфа.
Персонаж: безбашенный, бесшабашный, шальной, хулиганистый.
А3. Тема силы.
Персонаж: мощный, наполненный силой, вездесущий, всемогущий, возрождающийся из пепла.
А4. Тема переменчивости.
Персонаж: непредсказуемый, переменчивый (например, то добрый, то строгий), приносящий перемены.
А5. Тема доброты и дарения.
Персонаж: добрый, дающий, щедрый.

Б. Удаче приписывается интравертированные качества, спокойствие и серьезность.
Б6. Тема мудрости.
Персонаж: мудрый, всезнающий, способный учить, терпимый, понимающий.
Б7. Тема скрытого знания.
Персонаж: сдержанный, говорит намеками.
Б8. Тема справедливости.
Персонаж: справедливый, мудрый, но не строгий.
Б9. Тема строгой непреклонности.
Персонаж: бескомпромиссный, неприступный, строгий.
В образах конкретных персонажей эти темы встречались как отдельно, так и в различных сочетаниях. (Например: Владычица Морская мудрая и добрая; Джокер мудрый и легкий; птица Феникс мудрая и безбашенная; Гепард мудрый и непредсказуемый; Фея добрая, веселая и легкая; Дракон мудрый и бескомпромиссный).
Интересно, что в целом у участников мастерской явно преобладали экстравертированные представления об Удаче, особенно, тема спонтанности и безрассудного кайфа. (Возможно, это как-то связано с тем, что участники мастерской – психодраматисты?)

7. Лотерея – лото «Фортуна выбирает протагониста».

1) Вводные слова директора:
Есть люди, которых в психодраматических группах все время выбирают протагонистом. Они — социометрические звезды и им как будто везет. Однако из опыта психодрамы мы знаем, что группа выбирает, как правило, того, кто внутренне готов и кто попадает в тему группы.
Хочу предложить вам встретиться с Госпожой Удачей в выборе протагониста. Причем мы не воспользуемся привычным для психодрамы способом. Мы попробуем наш контакт с Удачей напрямую — в лотерее. Попробуем сейчас выяснить у Фортуны, кого же она выбирает и почему.

2) Лотерея: «Фортуна выбирает протагониста».
Вопрос директора к группе: «Кто хочет быть протагонистом в виньетках на этой мастерской? На сцену приглашаются все желающие».
Инструкция возможным протагонистам: «В этом мешке столько бочонков, сколько здесь желающих быть протагонистом. (На мастерской их было 43). На каждом из них свой номер. Ваша задача вытянуть из мешка бочонок со счастливым номером. Тянуть вы будете по очереди. Цифра от 1 до 43 отражает вашу близость к Удаче.
Это попытка испытать свою судьбу. Настройтесь так, чтобы привлечь ее благосклонность. В тот момент, когда будете тянуть свой бочонок, постарайтесь почувствовать пальцами, к чему тянется ваша душа. Предварительные советы у вас есть: не напрягайтесь, доверяйте, почувствуйте готовность – я хочу этого сейчас.
Посмотрим, кому достанется выбор Фортуны.»

3) Проведение лотереи и интервью с первыми и последними номерами.
Все желающие вытягивают свой бочонок, затем выстраиваются в ряд по номерам.
Директор напоминает, что тот, у кого первый номер будет протагонистом, и обращается к группе: «Кому же повезло? Кто сегодня в контакте с Госпожой удачей?».
Вопрос директора к участнику, выигравшему право на виньетку: «Расскажи, как происходил процесс выбора. Какое у тебя отношение к выигрышу? Расскажи, как тебе это удалось?»
(На мастерской ответ участника с № 1 был: «Когда я чего-то очень сильно хочу, у меня не получается. И я подумала, что вытащится, то и вытащится. Что будет, то и будет»).
Далее директор задает вопросы о том, как происходил процесс выбора у тех, кто вытащил номера со 2 по 5, а также последним пяти. В небольшой группе можно опросить всех, кто делал выбор. Диалог директора с каждым из них можно рассматривать как фокусировку стратегий выбора и возможных проблем в отношениях с удачей.
(Например, на мастерской ответ участника с № 2 был: «Я довольно долго ждала, потом подумала — что будет то будет. И встала ближе к мешочку». Ответ № 3 был: «Тянула одной из первых, чтобы выбор был, а там — как получится». Ответ участника с  № 43 был: «Там было много народу, нет места. Я отошла в сторону. Потом подумала, что это я отошла, я всегда так делаю. И засунула руку даже вместе с кем-то. Тянула, ничего не чувствовала. Я когда получила 43, очень расстроилась. Потом подумала, что мне повезло, я с этого края первая»).
Директор надевает на себя платок Госпожи Удачи и из роли Удачи объявляет, что последнему номеру повезло: «Я сейчас играю роль Удачи и сама выбираю тебя как протагониста. Какое у тебя отношение к выигрышу?». Затем директор делает краткие выводы, которые зависят от результатов интервью.

8. Виньетки с теми, кто выиграл.

На мастерской были проведены две виньетки с теми, кто вытащил первый и последний номер. Работа в обеих виньетках была в символическом пространстве, где одним из персонажей обязательно была Госпожа Удача.
Первая виньетка была про преодоление внутренних барьеров, которые стоят между протагонистом и удачей. Важно было разобраться, что это за барьеры и договориться с ними. Тема второй виньетки «Я не верю в знаки удачи, когда их вижу». Причиной отворачивания от знаков Удачи оказался внутренний запрет быть более счастливой, чем близкие люди, чтобы избежать чувства вины перед ними и страха наказания за успех.
Представляется, что символическая форма работы в метафоре взаимодействия с Госпожой удачей способна давать быстрые и достаточно глубокие результаты, прежде всего потому, что подключает «Большую картинку», мировоззренческий уровень восприятия своих проблем, уровень отношения к жизни в целом.

9. Виньетка — тренинг «Как попросить удачу и получить согласие».

1) Вводные слова директора: «У нас есть возможность принять свободный дар Госпожи Удачи, или не заметить и пропустить его. Мы можем ждать ее благоволения, но также можем сами попросить ее о Даре.
Давайте попробуем разобраться, как это лучше делать. Что-то наподобие тренинга по освоению умения просить Удачу правильно. Задача: попросить Удачу так, чтобы она тебе дала согласие.
Сначала проведем виньетку-тренинг, затем поработаем в парах».
(На мастерской удалось сделать только одну виньетку. Было бы лучше сделать несколько, чтобы рассмотреть разные модели поведения и различные трудности).

2) Краткая медитация.
«Закройте глаза и подумайте: Удачи в чем я жду больше всего в моей жизни? Чего я хочу от Удачи? Какая именно удача мне сегодня особенно нужна? Чего я хочу попросить у Удачи сегодня?»

3) Выбор протагониста для виньетки «Как попросить удачу»
Директор обращается к группе: «Кто хотел бы попросить у Удачи что-то конкретное прямо сейчас? Поднимите руки… Ты первый (первая) поднял (подняла) руку. А мы знаем, что с удачей это именно так: когда готовность есть, она приходит. У тебя, я вижу, есть готовность»

4) Проведение виньетки «Как попросить Удачу»
Вводная инструкция протагонисту: «Найди кого-то на роль своей Удачи. Итак, твоя задача: попросить так, чтобы она тебе дала согласие. И мы посмотрим с помощью психологической правды, что ответит твоя Удача. Может быть, ты хорошо умеешь ее просить, и проблем никаких нет? Тогда предоставим кому-нибудь другому возможность попробовать. А ты будешь образцом, по которому мы будем учиться. А если не получится, мы либо вместе попробуем найти к ней правильный подход, либо попросим других людей попросить что-то свое, чтобы ты могла поучиться у них это делать. Получиться что-то наподобие тренинга «Как просить удачу».
Первичная фокусировка Запроса — Работа над формулировкой просьбы.
Терапевтическая задача директора при фокусировке — способствовать повышению степени осознанности сути желания («Я знаю, чего я хочу на самом деле») и уровня своей мотивации. Конечно, директор может решать эту задачу также и в ходе самой виньетки.
Но на этом этапе директор «готовит» протагониста к просьбе: «О чем ты хочешь попросить Удачу? … Пока непонятно, о чем ты просишь?… Почему? … Зачем? …»
В легенде освоения «технологии» просьбы решению этой задачи, помимо вопросов директора, способствует работа с протагонистом над освоением того или иного «правила» формулировки просьбы.
Так, на мастерской комментарии директора стимулировали протагониста к уточнению формулировки, и, как следствие, — к осознаванию сути своего желания. «Первое правило технологии просьбы — это конкретность. Это недостаточно конкретно.… Подумай еще минуту, прежде чем попросить, чтобы просьба прозвучала достаточно конкретно…»

Психодраматический диалог – прямая смена ролей.
Протагонист осуществляет первую попытку просьбы («Подойди к Госпоже Удаче и попроси»), затем озвучивает ответ Удачи и получает этот ответ из собственной роли. При отсутствии положительного ответа протагонист осуществляет повторные попытки, обеспечивая достижение позитивного результата.
При необходимости директор осуществляет дополнительную корректировку действий протагониста, давая в качестве обратной связи собственные комментарии на его действия как коуч, или/и стимулируя протагониста в роли Удачи дать комментарии в качестве обратной связи самому себе. (Например: «Что ты думаешь о нем, но не говоришь ему прямо? Почему ты не хочешь пойти ему навстречу? Почему отказываешь? Что именно «не так» в его просьбе?»)
На мастерской в виньетке «Как попросить Удачу» у протагониста обнаружилась путаница мотивов, а так же путаница целей и средств их достижения. Поэтому основной для директора, не только при фокусировке, но и в ходе разыгрывания, оказалась терапевтическая задача повышения степени осознанности протагонистом сути своего желания.
Однако в других случаях, в основном фокусе работы директора могут быть и другие терапевтические задачи. В том числе такие, как эмпаумент, трудности выбора, преодоление внутренних запретов на успех, радость, творческую игру, перфекционистской установки, недоверия к себе и миру и т. д.

Возможные итоговые выводы директора — общие правила «Как просить Удачу».
Общие правила можно разделить на две группы.

А. Правила формулировки просьбы:
— Конкретность формулировки.
— Ясность и непротиворечивость формулировки.
— Обоснованность и осмысленность. (Формулировка содержит ответ на вопрос: «Зачем это мне нужно?»)

Б. Правила коммуникативного стиля контакта с Удачей:
Коммуникативный стиль транслирует собственную мотивацию, внутренний настрой и отношение к Фортуне. Обращающийся с просьбой может получить согласие, если будет:
— Проявлять уважение к Госпоже Удаче.
— Просить с безусловной безоговорочной верой в то, что он имеет право на дар Фортуны и может принять этот дар.
— Говорить искренне, прямо, открыто, просто.
— Держаться весело, радостно, с вовлеченностью в игру, легко, но непривязано к результату. («А было бы здорово», «Да» – да, «нет»? — А ладно не беда).
— Вызывать интерес, Удаче должно быть интересно с ним взаимодействовать.
— Не отступать, настойчиво продолжать, повторять попытки, сохраняя самоуважение и чувство собственного достоинства.

Варианты проведения виньетки – тренинга.
На мастерской была использована прямая смена ролей. Другой вариант проведения такой работы: обращение с просьбой к Удаче без смены ролей со спонтанной реакцией вспомогательного «Я» из роли Удачи. В этом случае инструкция Удаче – не подсуживать. Соглашаться выполнить просьбу, если ощущение, что протагонист «заслужил», достоин поддержки. Затем получение (по запросу директора) дополнительной обратной связи Удачи и повторные попытки протагониста с учетом обратной связи. Можно также привлекать других участников для демонстрации различных способов взаимодействия с Удачей и получения ее согласия, которые протагонист может использовать при повторных попытках.

10. Работа в парах: «Как попросить удачу и получить согласие».

Инструкция участникам: «Найдите себе пару. В течение 5 минут первый участник играет роль Удачи, второй – протагонист — просит у него. Затем 2-3 смены ролей. Следующие 5 минут первый участник – протагонист, второй в роли Удачи. Также 2 — 3 смены ролей. 5 минут шеринг в парах.
Просите свою Госпожу Удачу с учетом того, что увидели, поняли и приняли. Старайтесь просить конкретно, уверено, с уважением к ней, но без подобострастия, просить не милостыню, а дар».

11. Завершающий ритуал: Амулет Удачи.

1) Медитация: Амулет Удачи.
«Сядьте удобно. Закройте глаза. Итак, мы сегодня играли, так или иначе, роль искателей Удачи, побывали у нее в гостях.
Постарайтесь напомнить себе обо всем, что здесь происходило. Какие моменты вас затронули? Что было для вас важным? Что дал вам тот опыт, который вы здесь получили?
Попробуйте, опираясь на этот опыт, подумать, какой знак, символ может выступить в качестве амулета, который будет притягивать Вашу Удачу, возвращать контакт с Удачей, когда он иногда будет теряться.
Это может быть цвет или металл. Известно, что металл удачи – платина, а цвет удачи лиловый или гранатовый. Но ваша Удача может быть из иного вещества, иметь свой собственный цвет.
Символами Удачи традиционно считались плоские и круглые предметы, а так же все, что вращается. В роли символов удачи нередко выступали также различные мелкие животные или даже фантастические.
Но у вас может возникнуть совсем иной свой собственный символ.
Это может быть звук или песня, это может быть движение, кинестетическое ощущение или картинка.
Выберете, пожалуйста, образ амулета Удачи, который будет поддерживать связь с вашей личной Удачей. И пусть этот образ родится как результат наших трехчасовых размышлений, и выразит то, что вы сегодня поняли для себя, про себя, про свою удачу и свои отношения с ней.
И тех, у кого уже возник образ амулета Удачи, я попрошу молча вставать. И по мере того, как его найдет каждый, мы встанем все, встанем вместе со своими символами – амулетами. Не спешите. У каждого свое время, свой ритм».

2) Ритуал со свечой и чашей.
Вводные слова директора: «Психодрама достаточно широко использует ритуалы. И я подумала, почему бы не позаимствовать что-то у всяких магов и колдунов для проведения психодраматического ритуала про Удачу.
Я не буду никого ничего спрашивать о выбранном амулете. Это такой тайный личный символ. Наш ритуал мы проведем в молчании, наедине с собой. При исполнении многих магических ритуалов для привлечения удачи с древних времен использовались звук, благовония и, конечно, свеча».
Проведение ритуала: «Я поставила эту горящую свечу в центре нашего психодраматического пространства. Я предлагаю смотреть на свечу все время нашего короткого ритуала, чтобы с ее помощью мы могли внести наше знание об удаче и нашу веру в нее в свой амулет, который вы будете хранить внутри себя. И пусть этот амулет будет всегда помогать вам, поддерживать ваш контакт с Удачей.
И, может быть, каждый из вас, попросит у Госпожи Удачи, попросит из самой глубины души, что-то одно, конкретное, может быть самое важное, что нужно сейчас в вашей жизни.
Сейчас зазвучит чаша. Постарайтесь успеть прислушаться к себе и мысленно высказать свою просьбу за то время, пока чаша будет звучать».
На этом закончилась мастерская.

Х Х Х

В мастерскую не вошел целый блок работы с темой Удачи, посвященный поиску своего личного пути к обретению контакта с ней.
Далее некоторые идеи и техники, которые можно использовать в рамках этого блока.

12. Мой личный путь к Удаче. Вступление.

Проблема поиска личного пути к Удаче.
Вводные слова директора: «Мы порой не можем выйти из полосы неудач. Клиенты спрашивают: «Почему меня постоянно преследуют неудачи?», «Почему у меня нет удачи, и я так трудно живу?» За такими жалобами лежат разные факторы и также их сочетания. Можно выделить два основных источника трудностей отношений с Удачей.

1) Невротические механизмы и не пережитые травмы:
Достаточно большую группу факторов составляют, конечно же, разные Саботажники успеха – интроекты, голоса в нашей голове, которые запрещают нам любой успех, благополучную полноценную, свободную, легкую и радостную и счастливую жизнь.
Другая группа факторов – недопережитые травмы и, в том числе, опыт прошлых неуспехов и неудач. Как любая значимая потеря, конкретный неуспех должен быть полноценно пережит, из него должен быть извлечен урок, иначе, застревая в гневе или депрессии, он не использует следующие возможности, не освобождает место для контакта с Госпожой Удачей и не может принять ее подарок.

2) «Кривая Тропа» — ловушки на пути к Госпоже Удаче.
В сказках есть повторяющийся сюжет про Кривую тропу – неправильный путь к Удаче. Это, как правило, путь сестер или братьев героя, достигающего счастья в финале (или героини). Удача им либо ничего не принесла, либо их погубила.
Что мы знаем и из сказок, и из жизни про неправильные отношения с Фортуной, про то, как не надо идти к Удаче, про ловушки на пути?
Из самых очевидных, но опасных ловушек — инфантильное, незрелое отношение к Фортуне. Отношение к Госпоже Удаче как к «Фарту», как к источнику легкой добычи (в том числе у игроков, зависимых от азартных игр). Либо «флирт» с Удачей (неоправданный риск – «пронесет, не пронесет», ради острых ощущений, часто опасный для жизни).
Другая известная ловушка — зависть к чужой удаче. Порой нам начинает казаться, что кто-то другой необычайно удачлив и сама Фортуна возносит их к вершинам, хотя и там есть куча своих проблем и даже падений. Кто-то завидует — «Им всегда везет,– почему у меня не так, я хочу, чтобы у меня было также».
Менее известная, но, на наш взгляд, важная ловушка «Кривой Тропы» в отношениях с Удачей связана не столько с завистью к другим людям, сколько с представлениями о том, что такое Удача и как она должна проявляться. Есть люди, которые считают настоящей Удачей чужую удачу. Удачу, которая приходит одним, определенным способом, способом, которым к ним самим она не приходит. Такое убеждение заставляет человека стремиться не к своему пути, вкладывать энергию в неэффективные действия или в переживания неудовлетворения. В то время как его Удача, как правило, просто иная, она другого типа. При этом он часто не замечает и не достаточно ценит дары своей Фортуны и Фортуна может обидеться.
Я уверена, что каждый может искать свой личный, особенный путь к удаче и найти свою технологию взаимодействия с ней».

13. Разогрев: «Что я считаю удачей и неудачей. Различия понимания»

Инструкция участникам: «Закончить предложения: Я считаю, что у меня удача есть, если…. Я удачлив, если ………Я считаю, что у меня нет удачи, если …Я неудачлив, если..…»
Работа в парах.
Инструкция: «Поделитесь своими ответами».

14. Техника «Нарисуй свою удачу»

1) Разогрев: «Рисунок»
Инструкция: «Нарисуйте картину в своем воображении «Мне улыбнулась Удача» Эта картина должна быть как реалистическое фото конкретной ситуации.

2) Шеринг в парах: «Обсудите в парах те картинки, которые у вас получились. Что там есть? Какой вы увидели вашу Жизнь в контакте с удачей?»

3) Виньетка.
Инструкция для выбора протагониста: «Кто бы хотел исследовать свою картинку?»
Проведение виньетки: Психодраматическое разыгрывание рисунка протагониста.

15. Разогрев: «Какую Удачу я ценю больше всего?» – исследование ценностей удачи

1) Вводные слова директора: «Существуют самые разные представления о том, какая удача мне нужна, чем мне ценна именно такая удача и что дает мне моя Удача, когда она появляется в моей жизни.
Одни ценят как удачу только выигрыш, который достался в лотереях, жеребьевках, тендерах разного рода, в ситуациях дефицита или в иных ситуациях только одного типа.
Можно, также встретить людей, для которых не важно, каким путем придет удача, в каких ситуациях. Для них ценно сесть на волну удачи и плыть. Они радуются факту любого везения, не важно в чем, в чем-то большом или в малом. Важен кайф от самого пребывания на волне.
Немало других, для кого ценна только легкость достижения чего-то важного. Удача — это когда что-то, чего сильно хочется, что-то значимое достается легко, без усилий. Хочу легкости, не хочу все зарабатывать, мне все в жизни трудно достается. Если тяжело дается то, чего сильно хочется, то это не есть Удача. А когда нет подарков судьбы – считают они, значит, я, — пусть успешный, — но невезучий, у меня нет удачи.
Есть и противоположная точка зрения. Удача ценна только когда удалось сделать что-то самому, вложить много своих сил. Есть заслуженный успех, в котором Удача просто немного помогла. Не заработанная удача не ценна, даже если есть большой успех. То везение, что само приходит, что легко дается, ими обесценивается.
Можно встретить людей, для которых Удача состоит в наличии гармонии, баланса в жизни, баланса трудности и легкости, работы и отдыха, покоя и напряжения.
Давайте попробуем разобраться, какую же Удачу ценит каждый из нас?»

2) Медитация «Ценности удачи»:
«Что такое Удача лично для меня? Что я считаю удачей?
Какой удаче я радуюсь больше всего? Какой удаче я больше всего завидую? Какая удача для меня — самая значимая? Какую Удачу я ценю больше всего?»

3) Шеринг в парах.
Инструкция: «Поделитесь своими представлениями о ценностях Удачи. Обсудите сходства и различия».

4) Выявление ценностей удачи.
Блиц опрос в большой группе или Разделение на подгруппы с разным пониманием ценностей удачи.

16. Техника: Уроки неудач.

1) Вводные слова директора: «Отношения с Удачей зависят и от того, как мы воспринимаем неудачи и реагируем на них. Поэтому давайте поразмышляем про опыт неудач».

2) Медитация «Воспоминания о неудачах»
«Закройте глаза. Подумайте о неудачах в своей жизни. Какие неудачи всплывают сейчас в памяти, может быть большие, может быть маленькие? Были ли у Вас в жизни периоды неудач? Попробуйте вспомнить один такой период, когда вы попали в полосу неудач. А может быть Вам вспомнится несколько таких периодов? Какой из них самый значимый для вас сейчас.»

3) Работа в парах «Воспоминания о неудачах». 6 минут.
Инструкция: «Разделитесь на пары и по очереди задайте вопрос: «Расскажи мне о неудачах в своей жизни». Второй слушает, и если говорящий замолкает, повторяет вопрос».

4) Работа в парах. «Уроки неудач». 6 минут. В тех же парах.
Инструкция: «Что дали мне прошлые неудачи, какие уроки я извлек (извлекла) из этих неудач? Чего бы не было в моей жизни, если бы не эти неудачи?
Чему учит жизнь? Что за сокровище, к какому осознанию ведет?
А может быть, эта неудача позже привела к удаче? Тогда, в чем была удача в неудаче?»

5) Виньетка: «Урок неудачи или Неудача как урок».
Инструкция для выбора протагониста: «Кто хочет соприкоснуться вновь с опытом какой-то неудачи в вашей жизни и понять, в чем был ее урок?»
Проведение виньетки.

6) Виньетка: «Реакция на неудачу». Трикстер как ресурс.
Инструкция для выбора протагониста: «Кто хочет исследовать свою реакцию на неудачи?».
Проведение виньетки.
а) Протагонист показывает свою реакцию на ситуацию неудачи.
б) Протагонист проигрывает реакцию на ту же ситуацию из роли Гермеса. (Архетипа Трикстера). Члены группы могут показывать свои варианты.
в) Протагонист проигрывает свою новую реакцию на ситуацию.

7) Обсуждение и выводы (в большой группе):
«Давайте обсудим уроки наших неудач. Каковы уроки неудач? В чем бывает удача в неудаче? Чем помогает Трикстер в ситуациях неудач? Как я могу изменить свою жизнь к лучшему благодаря урокам неудач?
Что уроки неудач говорят о вашем личном пути к удаче?»

17. Техника: Уроки удач.

1) Вводные слова директора:
«Мы, как правило, не внимательны к моментам, когда повезло. И тем более редко прикладываем усилия для рефлексии про свое везение, как правило, нет особого желания изучать свой положительный опыт контакта с Удачей, подумать, как это получилось. Поэтому давайте поразмышляем про опыт удач».

2) Медитация «Воспоминания об удачах»
«Закройте глаза. Подумайте о неудачах в своей жизни. Какие удачи всплывают сейчас в памяти, может быть большие, может быть маленькие? Были ли у Вас в жизни периоды удач? Попробуйте вспомнить один такой период, когда вы оказались на волне удачи. А может быть Вам вспомниться несколько таких периодов? Какой из них самый значимый для вас сейчас. Постарайтесь вспомнить конкретные ситуации вашей жизни, в которых вы ощущали контакт с Госпожой удачей, ситуации, в которых вы соприкасались с особенной энергией Удачи».

3) Работа в парах «Воспоминания об удачах». 6 минут.
Инструкция: «Разделитесь на пары и по очереди задайте вопрос: «Расскажи мне об удаче в своей жизни». Второй слушает, и если говорящий замолкает, повторяет вопрос».

4) Работа в парах. «Удача как урок». 6 минут. В тех же парах
Инструкция: «Расскажите друг другу истории из своей жизни, где вам неожиданно везло, где вы наиболее остро ощущали особенную энергию Удачи. Как вы переживали эти ситуации? Что дали мне прошлые удачи, какие уроки я извлек (извлекла) из этих удач?»

5) Виньетка: «Урок удачи».
Инструкция для выбора протагониста: «Кто хочет соприкоснуться вновь с опытом какой-то удачи в вашей жизни и понять, в чем был урок этой удачи?»
Проведение виньетки.

6) Обсуждение и выводы (в большой группе).
«Давайте обсудим уроки наших удач. Каковы уроки удач? Как я могу изменить свою жизнь к лучшему благодаря урокам удач? Что они говорят о вашем личном пути к удаче?»

18. Виньетка про выбор «Камень на распутье».

1) Вводные слова директора: «Есть ситуации, в которых мне дарится очевидная возможность, шанс удачи. И я могу просто следовать везению, как потоку. Я беру все, что само идет мне в руки.
Значительно труднее нам в ситуациях, в которых нужно сделать лучший для меня выбор, выбор, ведущий к удаче, но нет внешне очевидного хорошего решения. Не получается ясно увидеть сразу же – бери это!
В таких сложных ситуациях человек оказывается на распутье, как герои сказок у камня. В сказках герой, как правило, выбирает сложное и непопулярное решение. Главное в этом выборе — остаться собой». (Примеры из сказок – про Емелю и Щуку-Удачу, про Ивана-Царевича).

2) Инструкция для выбора протагониста:
«У кого есть проблема выбора из нескольких вариантов решения, и он не знает, какой из их ведет к истинной удаче?»

3) Проведение виньетки.

4) Обсуждение в большой группе:
«Давайте обсудим. Что помогает принять верное решение в ситуациях сложного выбора? Как понять, какое решение ведет меня к Удаче?»

19. Техника: Какой мой путь, какой не мой? Разговор с удачей.

1) Вводные слова директора: «Итак, уроки наших удач и неудач рассказали нам кое-что о том, как надо искать свой путь к удаче, свою технологию взаимодействия с ней. Но может быть важно узнать кое-что еще».

2) Социометрический разогрев.
Разделение на две группы: «Кто понимает, каков он, мой индивидуальный путь к удаче? Кто не вполне или вообще не понимает?»

3) Виньетка: «Какой он, мой путь к Удаче?»
Инструкция для выбора протагониста: «Кто хочет спросить у своей Удачи, задать ей вопрос: «Какой мой путь, какой не мой?» и, может быть, получить ответ Удачи?»
Проведение Виньетки.

4) Работа в парах: «Какой он мой путь к Удаче?». 10 минут.
Инструкция участникам: «Разделитесь на пары. Один — протагонист — из группы тех, кто хотел бы лучше понять, каков он, мой индивидуальный путь к удаче?
Второй – из группы тех, кто понимает свой личный путь к удаче – играет роль Удачи. В течение 5 минут второй – протагонист – задает Удаче вопрос: «Какой мой путь к тебе, какой не мой?» Затем 2-3 смены ролей, чтобы получить ответ Удачи. Затем 5 минут шеринг в парах».

5) Обсуждение и выводы (в большой группе): «Давайте обсудим, что мы узнали про разные личные пути к Удаче».

20. Техника: Как привлечь Удачу?

1) Вводные слова директора: «Мы уже выяснили, какая она моя удача в моей жизни, какой у нее характер. Подумали о том, какую удачу я ценю, какая удача самая значимая для меня. Больше осознали, чего мы хотим от Госпожи Удачи, узнали про разные личные пути к ней.
Давайте подумаем теперь о том, какие у меня отношения с Госпожой Удачей? А также о том, какова моя роль в отношениях с ней? Что я делаю для привлечения Удачи? Что нужно, чтобы Удача была ко мне добрей, благосклоннее. Чтобы она мне чаще улыбалась?

2) Мифодрама. Разыгрывание сказки «О злой судьбе»

3) Виньетка: «Как привлечь Удачу?»
Инструкция для выбора протагониста: «Кто хочет выяснить свои отношения со своей Удачей, узнать, как привлечь ее благосклонность?»
Проведение Виньетки «Как привлечь Удачу?»
а) Директор проводит интервью Удачи про подопечного (в роли Удачи – протагонист)
Вопросы к Удаче: « Что ты о нем думаешь, как к ней относишься?»
«Ты же про него все знаешь, знаешь, что он хочет. Можешь ли ты пойти навстречу? Каковы твои условия?»
б) Если Удача не благосклонна, протагонисту предлагается поговорить со своей Удачей.
Задача протагониста выяснить: «В какой заботе она, ваша Удача нуждается?», «Что хочет Удача от вас специального, особенного?»
Протагонист может спросить у нее: «Что нужно, чтобы ты, Госпожа Удача, была ко мне добрей, благосклоннее. Чтобы ты мне чаще улыбалась? Чего тебе не хватает во мне для того, чтобы ты хотела мне дарить свои дары?»

4) Работа в парах: «Чего не хватает в нас Удаче». 10 минут.
Инструкция участникам: «Разделитесь на пары. В Парах: в течение 5 минут первый участник играет роль Удачи, второй – протагонист. Его задача расспросить Удачу и выяснить чего ей не хватает во мне, чтобы она была более благосклонна, и получить ответ. 2 смены ролей. Следующие 5 минут первый участник – протагонист, второй в роли Удачи. Также 2 смены ролей. 5 минут шеринг в парах».
Шеринг и обсуждение в парах: «Как надо обращаться с Удачей?»

5) Опрос в большой группе «Как привлечь Удачу?»
Вопросы к участникам: «Что нужно для привлечения удачи? Как с ней обращаться, чтобы она была к нам благосклонна?»

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти