Практические аспекты работы с темой сексуальности в психодраме

Малинина Ольга

Психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, плейбэк-практик, тренер МИГиП по психодраме.

img1

В своей собственной психотерапевтической практике я неоднократно сталкивалась с запросами людей на эту деликатную тему – отсутствие оргазма, страх сказать любимому человеку о своих интимных желаниях, выбор между страстным любовником-садистом и хорошим парнем, с которым секс пресен и скучен, угасание желания между супругами и т.д.

Погружаясь со своими клиентами в таинственную область страсти, желания и влечения, я неизменно обнаруживала внутри каждой истории источник любви, радости, надежды и творчества. То были непростые странствия – к сложным чувствам, тяжёлым страданиям, травмирующим воспоминаниям. Подобный союз глубины, энергии, удовольствия и трудностей создаёт в психотерапевтической работе с такими запросами совершенно особую атмосферу торжества жизни, надежды и радости.

В этой статье я поделюсь своим опытом групповой психодраматической работы на тему сексуальности и дам практические рекомендации по её организации.

При проведении групповой работы любая тема в психодраме подлежит раскрытию через прохождение трёх этапов: разогрев, само действие и шеринг.

Разогревы на тему сексуальности

Разогревы на тему сексуальности могут быть направлены на актуализацию различных аспектов заявленной проблематики:

  • Что для меня означает сексуальность?
  • Как я себя проявляю в сексе?
  • Как привлекаю партнёра?
  • Что для меня значит секс и моя сексуальность?
  • Какие сложности у меня есть в этой теме?
  • и т.д.

Сразу после знакомства, ещё до основных упражнений возможно предложить участникам обсуждение, какой смысл вкладывают они сами в понятие «сексуальность», что даёт общее представление о собравшейся аудитории, её опыте и возможных сложностях. Кроме этого, ведущий сам может поделиться о различных теоретических подходах к этой теме и свои соображения о том, что для него означает это понятие.

Также очень важно обозначить правила работы группы (я-сообщения, конфиденциальность, уважение друг к другу, безоценочность и т.д.) и дать какое-то время на их проговаривание и принятие. Возможно, кроме выше обозначенных часто используемых принципов группового взаимодействия, кому-то из участников потребуются какие-то свои особенные нормы поведения в коллективе. Например, это может быть нежелание телесных прикосновений, невозможность употребления каких-либо слов и т.д.

Упражнение «Скульптура моей сексуальности»

После обсуждения темы и принятия общих правил я обычно предлагаю разогревающее упражнение «Скульптура моей сексуальности», состоящее из трёх этапов:

Первый – выбрать из предлагаемых ведущим картинок ту, которая наиболее полно отражает представление о собственной сексуальности (изображение может быть не одно). Это не обязательно какие-то специфические открытки или фотографии, здесь ведущий может на свой вкус отбирать понравившиеся материалы: и метафорические карты, и рисунки, и изображения природы, животных и прочее. На этом этапе можно обсудить выбранные картинки, что даёт много пищи для размышлений и осознаний или же дать возможность клиентам сделать тоже самое в своих подгруппах позже.

Второй – поделиться на тройки, в которых с помощью друг друга люди по очереди создают динамическую скульптуру своей сексуальности, где сам автор строит, а два других изображают его самого и его сексуальность.

Третий – показать в группе свою фигуру, обычно в этом месте я спрашиваю скульптора о его чувствах, когда он смотрит на замысел, предлагаю придумать название для композиции и призываю участников дать свои варианты.

Описанный выше разогрев возможен с небольшими коллективами. Если же участников больше 15 или у ведущего мало времени, имеет смысл предложить им найти тех людей, чьё выбранное изображение по смыслу, настроению, ощущению похоже на собственное. Далее я предлагаю обсудить в подгруппах свои картинки и создать после одну общую скульптуру.

img2

Упражнение «Пенисы и Вагины»

Этот разогрев использовала в своё время Марша Карп, когда приезжала в Москву в 2009 году, проводя терапевтическую трехдневку «Работа с сексуальностью в психодраме». Сейчас я уже не помню всех деталей упражнения, но в моем варианте инструкция звучит так: группа делится на две части, одной из них предлагается взять на себя роль «Пенисов», а другой — роль «Вагин». Группа спонтанно взаимодействует, даёт послания из своих образов, а потом меняется ролями: «Пенисы» становятся «Вагинами» и наоборот.

Упражнение достаточно сильно разогревает группу на дальнейшую работу в теме и в ней часто проявляются гендерные стереотипы, родительские интроекты по поводу того, как следует вести себя мужчинам и женщинам, кто должен быть закрыт и недоступен, а кто — агрессивен и настойчив.

Упражнение «Что думают дети о сексе?»

Этот разогрев делала с нами Леандра Перрота на семинаре «50 оттенков Эроса: исследование поэтики сексуальности и трансгенерационной природы желания». Он прошёл осенью 2016 года и воспоминания об участии живы во мне до сих пор.

В этом разогреве мы делились на подгруппы, садились на пол, представляли себя детьми возраста 5-8 лет и рассказывали друг другу, что мы слышали о сексуальной жизни взрослых. Потом ведущая просила нас поделиться чувствами, которые возникали в процессе обсуждения наших представлений. Она их записывала на флип-чарте. Это были интерес, возбуждение, отвращение, стыд, страх, возмущение, недоумение и много-много других переживаний.

Упражнение показало нам, что эмоции, которые были названы, противоречивы, что отражало амбивалентное отношение к сексу у участников группы. Например, отвращение и возбуждение, страх и интерес, нежность и стыд. Можно было отследить свои переживания и понять, как сейчас названные чувства влияют на собственную сексуальную жизнь.

Упражнение «Сексуальная инициация»

Это упражнение также было на семинаре Леандры. По её мнению у каждого из нас был в жизни человек, который инициировал нас в теме секса, то есть открыл эту сферу для нас. Иногда таким человеком становится первый сексуальный партнёр, иногда они не совпадают и им является кто-то другой.

Мы делились на пары и с помощью психодрамы разговаривали с нашим «сексуальным инициатором»: выражали чувства, задавали вопросы, делились переживаниями. Здесь звучали слова благодарности, любви, стыда, отвращения, возмущения и т.д.

Благодаря упражнению часть группы разогрелась на личные работы, особенно если разговор был неприятным, а часть благодушно пообщалась с важным для себя человеком. Я была как раз среди разогревшихся и Леандра потом делала мне личную работу, где я разговаривала с собой подростком в том возрасте, когда произошла эта сексуальная инициация.

Ролевая игра «Жизнь в гареме»

Кроме вышеуказанного упражнения возможны и другие варианты. Но в них следует иметь в виду различные нюансы, которые могут привести к неожиданным результатам.

Например, в учебной группе директорского курса я предлагала в качестве разогрева игру «жизнь в гареме», где участники выбирали себе различные роли, начиная от султана, заканчивая вазой в спальне. После вхождения в образ произошло спонтанное действие с совершенно неожиданными последствиями (в нашем случае молодая жена султана убежала с любовником из дворца).

Такой вариант разогрева оказался неудачным для выбранной темы. Участники группы больше возбудились на тему власти, амбиций, свободы и принуждения, чем на работу со своей сексуальностью. Следует иметь в виду, что спонтанная игра может не разогреть участников на заявленную директором тему сексуальности, особенно если она лишь опосредованно её касается.

Ведущему следует задавать именно ту тему, на которую он хочет разогреть группу. В моем варианте можно было бы предложить сыграть диких животных в период поиска брачного партнёра или подростков, обсуждающих секс и сексуальность. В таком случае уйти от заявленной темы будет сложно, и разогрев выполнит свои цели.

Упражнение «Группа анонимных сексоголиков»

Ещё в этой же группе я предлагала поиграть в группу анонимных сексоголиков, где участники придумывали себе «заболевания» в нужной тематике – маньяки, вуайеристы и т.д. Далее они показывали, как их «диагноз» проявляется в жизни: в каких ситуациях, с какими людьми, как проявляется поведенчески. Здесь могут быть предъявлены сценки, скульптуры или демонстрация телесной реакции в кругу. В конце упражнения я выясняла, что стоит за вымышленными диагнозами и как  они связаны с их реальной жизнью.

Упражнение обнажает эротические фантазии участников, что само по себе требует бережного обращения в виду сильной уязвимости каждого от самораскрытия в интимной сфере. Плюс к этому участники сильно разогреваются на личные работы, так как поднимается важный материал, требующий проработки.

Возможно, и самому ведущему стоит поделиться своими переживаниями по теме, чтобы показать, что за игровым «диагнозом» стоит реальный человек со своими желаниями, а может быть болью и травматическим опытом. Также директору здесь следует быть особенно внимательным к групповым правилам, чтобы некорректные отклики не задели участников, и обязательно дать всем достаточно времени для осознавания внутренних процессов.

img3

Арт-методики

Кроме психодраматических техник имеет смысл использовать арт-методики. Можно предложить различные варианты самостоятельного рисования: и пальчиковыми красками (формат бумаги А3), и пастелью (формат А4, несколько листов А5), и гуашью, акварелью (формат А3 и А4). Темы – «Моя сексуальность», «Секс в моей жизни», «Я и Другой» и т.д.

После выполнения рисунков участники презентуют свои работы и рассказывают о своих переживаниях в процессе рисования. Ведущий может помогать своими вопросами: легко ли было начать? Как было рисовать? удалось ли передать свой замысел? Какие эмоции вызывает рисунок сейчас? Если бы он мог говорить, что бы он сказал своему автору?

Направленные визуализации

Эта техника не часто применяется в психодраматических сессиях, но её использование может дать группе новый взгляд на тему благодаря трансовому состоянию, на которое опирается методика.

Направленная визуализация состоит из нескольких этапов. Первый этап — участникам предлагается занять удобное положение, закрыть глаза и прислушаться к голосу ведущего. Текст, который произносит директор, предлагает расслабиться и отпустить напряжение из тела. При этом можно использовать спокойную умиротворяющую музыку, которая помогает участникам достичь нужной степени релаксации. Второй этап — ведущий переходит к прочтению основной части визуализации. Участники погружаются во внутренне путешествие. Цель — актуализировать психологический материал в виде представляемых образов. Третий этап — возвращение из путешествия и анализ полученных образов и воспоминаний.

Можно создать свой текст или использовать чей-то понравившейся. Например, я в своих группах использовала материал из книги И. Шевцовой «Тренинг работы с собственным детством»: упражнение «Волна» (Шевцова И., 2008). В этом тексте делается упор на различных воспоминаниях из детства, которые могут быть связаны со становлением сексуальности:

«Сейчас ты попадаешь в то место, куда не заплывала лодка тво­ей памяти. Тебе несколько месяцев от роду. Твое крохотное тельце туго спелёнуто. Ручки плотно прижаты к туловищу, ноги неесте­ственно выпрямлены. Ты не можешь шевелиться и только криком выражаешь свое недовольство. Неожиданно все приходит в дви­жение, пеленки ослабевают и тело получает долгожданную свобо­ду. Оно, как пружинка, выпрямляется на миг, и ты шевелишься, копошишься, наслаждаясь, упиваясь движением. Ласковые, не­жные прикосновения — чьи это руки? Теплая волна охватывает тельце, и ты замираешь, каждой клеточкой впитывая прикосно­вения: еще, еще, не уходите… Теплые руки, прохладный воздух, опять руки… Волна удовольствия и восторга гуляет по телу и ис­чезает где-то в глубине, когда пеленки опять сковывают тебя.

Тебе три года. Ты уже хорошо знаешь, как тебя зовут и кто ты — девочка или мальчик. Только не знаешь почему. Ты смот­ришь на себя сверху вниз и видишь пухленький, круглый живо­тик с маленькой пимпочкой посередине — это пуп! — и две за­мечательные ножки. Они принадлежат тебе. Ножки сорвались с места и побежали. Вперед, вперед, босиком по мягкой зелени, а вот камешек — ой, больно, но не останавливаются ножки, бегут. Желтые пятна одуванчиков, лужица… Ах, какая чудесная лужи­ца! Ножки смело ступают в прохладную водичку, и ты чувству­ешь мягкое, холодное. Разгоряченные ступни окунулись в грязь, и упоительная волна восторга прокатилась по всему твоему телу. Ты наклоняешься и опускаешь ладошки в темную, мутную воду… У-у-у, как хорошо. Подносишь ладошки к лицу и видишь, что они совсем черные, блестят на солнце; капельки стекают по ручкам и возвращаются назад, в лужу. Сейчас, еще немного — восторг пе­реполняет тебя, и ты что есть сил шлепаешь по этой замечатель­ной луже! Все тело дрожит от радости, от холодных капель воды. Волна удовольствия в твоем теле тоже рассыпается на тысячи брызг, солнечные зайчики сливаются с одуванчиками и пляшут в едином хороводе. Ты набираешь полные легкие воздуха и виз­жишь, провозглашая свой восторг.

Тебе десять лет. Ты многое знаешь, но еще больше не зна­ешь. Тебе интересно. Ты умеешь подглядывать и подслушивать. Тебе страшно, но интересно. О чем это они там шепчутся? Фу, как не стыдно! Тебе стыдно, но интересно. Ты играешь в любовь, ловишь взгляд, движение, случайно оказываешься в том же мес­те и бросаешься в какие-то немыслимые, дикие игры. Все кри­чат, визжат, толкаются, и в этой куче вы вдруг оказываетесь вме­сте, плотно прижатые друг к другу. От прикосновения чужого тела, от этой близости горячая волна жаром окатывает с ног до головы… ты вырываешься, убегаешь. Вечером, засыпая, вновь и вновь вспоминаешь, что произошло, и волна возвращается, но уже не такая сильная, еле теплая.

Тебе четырнадцать. Ты спишь, беспокойно разметавшись на своей кровати. Тебе снится сон, что-то неясное, тревожное, но одновременно прекрасное. Это сон-ожидание, сон-предвкушение. Даже во сне ты чувствуешь, как кружится голова, ты летишь или бежишь и просыпаешься внезапно от резкой, сладкой боли… Все твое тело дрожит, дыхание застряло где-то в груди, сердце коло­тится бешено. Волна удовольствия и восторга накрыла тебя це­ликом, разорвала на множество кричащих осколков. Ты пытаешь­ся понять, но ничего не понимаешь. Ты закрываешь глаза и видишь ЭТО. Яркий, пугающий и соблазнительный образ всю жизнь жил в твоем теле, но впервые предстал перед твоим взо­ром. Взрослые называют это сексуальностью. Полусон, полуявь. Образ то приближается, то отступает. Тело напрягается и расслаб­ляется, повинуясь образу. В какой-то момент волна накатывает в последний раз и медленно, неслышно отступает. Ты просыпаешь­ся, открываешь глаза и понимаешь, что с тобой что-то произо­шло…»

Я не зачитывала весь текст визуализации дословно: добавляла что-то своё, усиливая таким образом нужные мне акценты, а какие-то фразы пропускала, игнорируя неважные моменты. Само упражнение даёт большую свободу для творчества, несмотря на структурированность техники. При этом следует иметь в виду, что кто-то из участников может разогреться на работу с собственным детством, кто-то вообще не погрузиться в транс и соответственно ничего не увидит, а кто-то заснет в процессе, так как хорошо расслабился.

img4

Психодраматическое действие на тему сексуальности

После первого этапа психодраматической работы следует собственно драматизация. После разогрева я предлагаю участникам делать свои работы. Темы бывают различными: разобраться в причинах влюблённостей в неподходящих партнёров, сложности в общении с противоположным полом, страх перед сексуальными отношениям и т.д.

Первую сцену я обычно строю через метафору или телесный симптом, на мой взгляд, это удобно для драматизации именно такой темы. То есть протагонист может показать свою сексуальность через образы («она для меня неведомый зверь, помесь хомячка и медведя»), через телесные ощущения («я вся сжимаюсь, когда ко мне прикасается любимый мужчина»), через постановку созданных в разогреве скульптур, рисунков, визуализаций и т.д.

По моим наблюдениям часто в основе проблем такого рода лежат взаимоотношения с матерью: отвержение, непринятие, непонимание, покинутость, негативная оценка и т.д. Иногда в работах появляются фигуры других значимых родственников: отцов, сиблингов, бабушек и проясняются отношения с ними, но в 90% случаев влияние матери оказывается решающим.

Ещё мною была замечена чрезвычайная травматичность разбираемого материала. Сама по себе тема способствует быстрому погружению в интимный, глубоко личный процесс переживаний отношений с другим, что поднимает на поверхность сознания тяжёлые воспоминания, сложно проживаемые эмоции и болезненные чувства. Поэтому имеет смысл подготовиться к тому, что возможно ведущему придётся работать с последствиями шоковых травм у клиентов: изнасилованиями, инцестами, сексуальным использованием и т.д.

Также мне показалось интересным, что работа с сексуальностью как таковой, то есть с процессом соблазнения, поддержания желания, выяснением своих потребностей в интимной сфере и прочее, практически не заявляется участниками. Если мы и приходим к таким вопросам, то в конце драматизации, после выяснения причин различных проблем и исцеляющего действия в отношениях с важными другими. То есть получается, что в тему собственной сексуальности протагонист идёт через работу про сложные, а иногда травматичные переживания со значимыми другими из прошлого опыта.

Не во всех случаях происходили личные работы. На Десятой Московской психодраматической конференции в рамках ворк-шопа «Взрослые игры или что такое сексуальная зрелость?» я не делала личных работ и моя цель была пройти вместе с участниками все этапы сексуального взросления с помощью структурированных упражнений.

Одно из них проходило в форме танца.

Структурированное упражнение «Танец отношений»

Инструкция была следующая:

  1. Выберите человека в группе, которому вы больше всего доверяете. Встаньте друг напротив друга, закройте глаза, поднимите руки, согните их в локтях и дотроньтесь ладонями. В тот момент, когда зазвучит музыка, начните медленно и аккуратно двигаться, изучайте партнёра, силу и плавность его и ваших движений, когда появится желание увидеть его, откройте глаза. Не размыкая ладоней, продолжайте создавать свой танец, прислушивайтесь к вашим ощущениям и эмоциям.
  2. Дальше попробуйте разъединить ваши руки, сначала отделите одну, потом другую, танцуйте рядом, но без прикосновений. Экспериментируйте с дистанцией: близко, далеко, опять близко и т.д. Сохраняйте контакт глазами, постепенно увеличивайте расстояние между вашим партнёром и собой.
  3. В какой-то момент отведите взгляд и посмотрите на то, что вас окружает, у вас есть возможность станцевать свой собственный танец или, возможно, вы пожелаете вступить во взаимодействие с рядом двигающимися людьми. Дальше вам предстоит вернуться к вашему партнёру и станцевать ваш новый общий танец.

Музыка выбирается ведущим по своему вкусу, она должна быть незнакома большинству участников, чтобы не вызывать ненужных ассоциаций, быть не очень быстрой, чтобы под неё было несложно двигаться в неторопливом темпе, длительность мелодии должна составлять 5-10 минут. Обычно хватает 8-10 минут для танца и в случае не очень длинной композиции, имеет смысл её поставить дважды. В течение всего упражнения звучит только музыка, партнёры не разговаривают и все их общение происходит в форме танца. Во время инструкции ведущий может попросить кого-то из участников помочь себе, и показывать на собственном взаимодействии, какие этапы проходит танец. Так проще и быстрее запоминаются предписания.

Это упражнение имеет продолжение. После окончания танца, партнёры обмениваются своими переживаниями: что понравилось, что было непросто, что хотелось бы изменить и перетанцевать. После обсуждения ведущий предлагает в тех же парах пройти заново те этапы танца, которые в первый раз по каким-то причинам были пройдены не так, как хотелось, что они и делают. Но это ещё не все. Далее можно предложить парам воссоздать какой-то элемент их танца, который наиболее полно отражает характер их взаимодействия, его суть и смысл. По очереди партнёры показывают перед группой свои композиции.

Само по себе это упражнение обладает какой-то невероятной силой и глубиной погружения. Одного его проживания и анализа хватило бы на отдельный тренинг  и поэтому не всегда все этапы такой работы возможно воспроизвести в группе по исследованию сексуальности. Но какие-то отдельные части проделать вполне возможно.

Упражнение следует рассматривать и как разогревательно-диагностическое, и как терапевтическое, в зависимости от задач ведущего. В первом случае в инструкции следует обратить особое внимание на осознание участниками своих переживаний в каждой стадии танца, не проводить два последующих этапа, а сосредоточится на драматизациях по запросам участвующих. Во втором случае следует пройти все стадии упражнения (танец, перетанцовка, нахождение элемента) и дать группе больше времени на обратную связь, обсуждения и шеринг.

Этот танец был создан на основе теоретических разработок Маргарет Малер, а именно её исследований в сфере процессе «сепарции-индивидуации» (М. Малер, Ф.Пайн, А. Бергман, 2011). Я узнала о нём в 2008 году в рамках обучения на «Вводном курсе по танце-двигательной терапии», который проводила Ассоциации танце-двигательной терапии (АТДТ).

Шеринг

Последний этап психодраматического процесса – это шеринг, в котором участники делятся своими чувствами и переживаниями о прожитом опыте, осознаваниями и инсайтами. Имеет смысл сделать глубокий шеринг и оставить достаточно времени для него в конце занятия, так как на этой стадии важно «закрыть» всех участников, дать им возможность проговорить все невысказанные переживания и проявить, возможно, какие-то непредъявленные чувства и эмоции.

Выводы

Таким образом, проанализировав практические психодраматические занятия на тему сексуальности, мною были сделаны следующие выводы:

  1. На начальной стадии работы обязательно следует обсудить и принятьправила групповой работы: конфиденциальность, уважение  друг к другу, я-сообщения, безоценочность и т.д.
  2. Важно оценивать риски в своей деятельности: достаточность времени,анализ состава участников и возможные сложности, опыт групповой работы, собственные травматические переживания ведущего по заявленной теме и т.д.
  3. Необходимо понимать, что тема сексуальности способствует быстрому погружению в интимный, личный процесс переживаний отношений с другим, что поднимает на поверхность сознания тяжёлые воспоминания, сложно проживаемые эмоции и болезненные чувства. Ведущий должен знать, что ему, возможно, придётся работать с травматическими переживаниями клиентов, причём самого разного периода жизни, начиная с внутриутробного.
  4. Рекомендуюв личных работах идтив драматизацию через метафору клиента: символ сексуальности, соматические симптомы, постановка скульптуры, рисунка, образа из визуализации и т.д.
  5. Мой опыт работыпоказывает, что при психодраматической драматизации чаще всего нарушения процесса становления сексуальности обнаруживаются в проблемахвзаимодействия с матерью.

Я надеюсь, что его работа поможет ведущим групп расширить свой психодраматический инструментарий в заявленной теме, а также даст импульс для создания собственных техник, которые они смогут с успехом использовать в своей работе.