Манагарова Екатерина — «Застрявшие в детстве»

Аннотация: опаздываем, не верим, что нас разлюбили, прячемся от серьезных проектов и многое другое поведение, которое диктует нам наш «внутренний ребенок». Как быть? Увидеть его, поговорить, утешить. А внутри вместо этого суровый голос критика: «Так нельзя, ты плохой, иди быстро и делай!» И становиться еще хуже. А ведь нам уже много лет, а в голове голос Родителя и Эмоции сопротивляющегося Ребенка. Как быть? Кто может разрулить эту и многие другие сложные ситуацию? Взрослый. Вот его мы «подростим» немного на нашей группе. Приходите, жду!!

Описание: трехдневная клиентская группа была посвящена знакомству участников с тремя внутренними эго – состояниями по Э. Берну: Родителем, Ребенком (Дитём) и Взрослым. Мы не трогали тему трансакций, а концентрировались на способности «видеть» эти состояния, различать их, слышать, какими голосами они могут говорить. Для чего раскладывали карточки на полу, с реальными цитатами, взятыми из теста РВД. Определяли, кто сейчас привёл нас на группу, какое его-состояние чаще проявляется в нас в жизни. В первый день больше уделили внимания Родителю. И закончили упражнением, анализом установок по теме: «Деньги». Участники ответили себе на вопросы, встав в позицию Родителя: Для меня деньги – это…? Как надо относиться к деньгам? Что хорошо, что плохо, что нельзя делать в отношении денег? И далее, встав на позицию Взрослого, оценили какие ответы им нравятся, подходят, а какие – нет, ответив на вопросы: Что для меня правильно/актуально сейчас? Так ли это на самом деле? Что целесообразно? Это задание актуализировало установки Родителя по заданной теме и осознанное включение голоса Взрослого с оценкой, что для меня полезно/подходит сейчас, а что уже — нет.

Второй день был посвящен Ребенку. Участники рисовали семью и обсуждали в парах, что особенного они заметили в рисунках и как себя чувствовал там ребенок, на рисунке? После арт-разогрева были виньетки для каждого участника.

Трений день был посвящен больше позиции Взрослого. При этом позицию взрослого мы с участниками «наращивали» через упражнение «Три стула = три Эго-состояния». На трех стульях встречались Взрослый – Родитель –Ребёнок под сформулированную в процессе разогрева группы, задачу. И завершили группу темой проактивного поведения С. Кови «Круг Влияния, круг Забот», темы взятия ответственности за свои поступки и жизнь в целом.

Несмотря на то, что на группе я давала участникам небольшие теоретические выкладки по заявленной теме, самым большим и актуальным заппросом для каждого было знакомство со своими эго-сотояниями и решение вопросов, поднявшихся на сегодняшний день.

Теоретическая часть

У каждого из нас есть три эго-сотсояния: Родитель, Ребенком (Дитё) и Взрослый. Первые два закладываются в детстве, посредством общения с родителями, учителями, значимыми взрослыми. Ребенок наше естественное эмоциональное эго-состояние, комплементарно связанное с Родителем. Эго-состояние Взрослый приобретенное в процессе жизненного опыта. И если первые два отличаются завидным постоянством в своих автоматических проявлениях, то Взрослый – это осознанный подход к решению и реагированию на возникающие ситуации. И это эго-состояние требует постоянного внимания и наращивания, так как именно оно может осознанно управлять эго-состояниями Родителя и Ребёнка. При этом наше эго-состояние Родителя может быть для нас разрушительным и это повод увидеть это и изменить в пользу для себя нынешнего. И так же наше эго – состояние Ребёнка может быть в большей или меньшей степени ранено. И это тоже возможность увидеть его и «залечить».

Качества здорового взрослого человека (предоставила участникам для самостоятельного изучения)

Фактор один. Самонаправленность

1. Тождественность, целостность, идентичность — ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл/чувство целостности, неповторимости собственного Я, уверенности в том, что личность человека значима для других. Отождествление человеком самого себя с типологическими категориями (пол, возраст, социальный статус, культура и т.п.)

2. Саморефлексия — это наблюдение и ментальный анализ собственной активности во всех её проявлениях: поступках, побуждающих к ним мотивов — или мыслей — и эмоционального состояния на тот момент относительно самого себя. «Наблюдение ума за своей деятельностью».

3. Уверенность в себе. Это свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидуумом собственных навыков и способностей, как достаточных для достижения значимых для человека целей и удовлетворения его потребностей.

4. Самоутверждение, напористость. Социализирующая функция самоутверждения состоит в стремлении человека к признанию, самореализации, достижению ролевой и личностной определенности, освобождению от зависимости. Для этого необходим определенный личностный потенциал, достаточный уровень развития волевых качеств, осознание собственной ценности, сформированное стремление к успеху и высоким достижениям, осознание целей и ценностей собственного бытия.

5. Воображение. Психич. процесс, заключающий в создании новых образов(представлений), путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Присуще только человеку. Познавательный процесс. Специфика состоит в переработке прошлого опыта.

Фактор два. Саморегулирование, саморегуляция (регулирует эмоции, импульсы, мысли, поведение). Развитие саморегуляции = личностное развитие. Саморегуляция подразумевает оценку ситуации и корректировку активности самой личностью, а соответственно корректировку результатов деятельности

6. Эмоциональный баланс. Способность управлять своими эмоциями и психикой в стрессовой ситуации. Это умение справляться с чувствами социально приемлемыми способами, принятие норм поведения, уважение свободы другого человека, сохранение безопасности.

7. Гибкость, устойчивость, сопротивляемость, отказоустойчивость Психологическая устойчивость рассматривается как качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. К составляющим психологической устойчивости относят: — способность к личностному росту, — относительная стабильность эмоций и настроения человека, — волевая регуляция человека, стабильность и сопротивляемость для достижения поставленных целей. Наличие ресурсов для сохранения и восстановления и душевного равновесия.

8. Самоконтроль — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь.

9. Самопомощь — забота человека о самом себе и о своем личностном росте. Первый человек, о котором должен позаботиться каждый — это он сам. 1. Самонаблюдение 2. Ведение дневника 3. Автобиография 4. Релаксация 5. Работа со снами и прочие инструменты самопомощи.

10. Проверка реальности в психоанализе – способность различать психические образы и внешние объекты, фантазию и внешнюю реальность, а также способность корректировать субъективные впечатления путем их сопоставления с внешними фактами.

Третий фактор. Соединение. Формы содержательных взаимоотношений

11. Эмпатия – это способность так понимать другого, как понимаешь себя, с сохранением некоторого абстрагирования. А также способность демонстрировать свое понимание/эмпатию другому.

12. Сострадание, милосердие участие – бескорыстная, искренняя помощь нуждающимся. Проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.

13. Юмор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.

14.Ответственность – это способность личности контролировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществ или коллективе. Способность/готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Четвертый фактор. Транцендентный. Преследует высшие цели смыслов в жизни и человеческих отношениях. Трансцендентная функция представляет связь между реальными и воображаемыми или рациональными и иррациональными данными, перекидывая тем самым мост через пропасть между сознанием и бессознательным.

15. Благодарность. Признательность. Самоактуализирующимся индивидуумам почти не свойственно пренебрежительное отношение к уже удовлетворенной потребност, которое служит источником многих человеческих страданий. Другими словами, самоактуализирующиеся люди умеют быть «благодарными». Они всегда помнят о дарованных им жизнью благах.

16. Мудрость — это не просто знания, опыт, рассудительность – это прежде всего спокойствие, это отсутствие лишних эмоций, которые затмевают рассудок. Мудрый человек – это спокойный человек, он смотрит на жизнь с пониманием ее смысла. Он умеет принимать жизнь такой, какая она есть, видя во всем, что в ней происходит, определенную цель.