Могунова Лариса и Савельева Юлия — «Выбраться из Нетландии: развитие эго-функций в детской психодраме»

«Я удрал в день моего рождения, — говорит Питер.
— Я услыхал, как мама и папа говорили о том, кем я буду,
когда вырасту и стану взрослым мужчиной.
А я вовсе не хочу становиться взрослым.
Я хочу всегда быть маленьким и играть…»

Многие из нас помнят историю Питера Пэна, историю, которая начинается со слов: «Все дети рано или поздно вырастают, кроме одного…»

Мир Нетландии – это мир детской фантазии с его ощущением безграничных возможностей и отсутствия ограничений, здесь исполняются любые мечты и время не властно… Все это завораживает и соблазняет, что так и хочется остаться в этом безмятежном месте, избежав всех трудностей и тревог мира взрослых. Однако не все так радужно, и если долго отрицать реальность, то она может быть очень неожиданной и даже опасной. Так и в сказке, Питера постоянно преследует капитан Крюк или крокодил с часами.

Мы работаем с детьми, а дети растут, и в течение терапии тоже, поэтому мы напрямую имеем дело с взрослением. Этот процесс естественный и неизбежный, но нередко мы сталкиваемся с задержками на этом пути, что проявляется несоответствием возраста и уровня психологической зрелости. И для каждого возрастного этапа критерии свои… Но трудные вопросы: «А если не хочет взрослеть? Когда же уже повзрослеет?», часто звучат в наших кабинетах. И можно даже признать тот факт, что в современном мире, не все дети почему-то стремятся стать взрослыми.

Так что же значит взрослеть?

Успешно сдавать ОГЭ и ЕГЭ? Садиться за парту в 3-5 лет, когда еще хочется играть? Достигать успеха во многих секциях и кружках? Быть послушным и дисциплинированным…? Побеждать?..

Может и да…. Но может что-то еще?

Уметь выдерживать фрустрацию? Признавать свои ограничения? Становиться устойчивее к стрессу? Ориентироваться и адаптироваться? Не отрицать очевидное? Проходить через кризисы? Доводить дело до конца…?

И это тоже…. Но может и еще что-то?

Выразить себя, свои выбор, желания? Осознавать смыслы? Творить…?

ДА! А еще уметь быть с другими, быть хорошим членом команды, понимать и сочувствовать, быть ответственным. Может, быть лидером…?

Как видите, идей много и аспектов много. В разных направлениях психологической мысли разные аспекты взросления важны. И одна из задач детской психотерапии вернуть ребенка на естественный, здоровый, в меру исходных данных — путь развития (читай «взросления»).

На нашем мастер-классе мы поделимся своими мыслями о том, что может ослаблять или усиливать детское эго, влияя на путь взросления, а также поделимся опытом, что может детская психодрама в работе с этой темой.

Мы приглашаем детских психологов, психодраматистов, педагогов и всех тех, кому интересна эта тема.


Могунова Лариса

Могунова Лариса

Психолог, психодрама-терапевт, семейный психотерапевт, специалист по работе с детьми, пренатальный психолог, тренер, преподаватель психологии. Образование Московский государственный социальный университет Факультет психологии. Дополнительное образование Институт психодра...
Савельева Юлия

Савельева Юлия

Детский и семейный психолог, психодраматерапевт. Более 8 лет психотерапевтической практики с семьями и детьми, ведущая детских психодраматических групп. Образование Институт психологии и педагогики, факультет - гуманистическая психология и психотерапия. Дополн...