Ободовская Юлия — «Есть ли жизнь в ожидании?»

Всем понятно, как мучительно может быть ожидание. Благодаря интернету и мобильным телефонам мы научились легко справляться с небольшим ожиданием, срок которого понятен — ожиданием автобуса на остановке, блюда в кафе или друга в месте встречи.

А вот если мы ждем чего-то более глобального, достижения какой-то цели или исполнения какого-то желания, когда срок окончания ожидания определить сложно? Например, когда ждешь встречи с самым важным человеком в жизни, или повышения на работе, или ребенка, или выздоровления от болезни. Такие же доступные способы совладания не работают. Иногда ждать так трудно, что мы готовы жизнь отдать за окончание этого ожидания.

Цель и задачи мастерской

Исследовать собственный процесс ожидания, осознать свои чувства, возникающие в этом процессе, понять, что их останавливает или делает трудно выносимыми, осознать, какие ресурсы можно использовать для самоподдержки. И таким образом научиться жить в ожидании — а значит, научиться ждать.

Теоретическая основа мастерской

Психоаналитический взгляд на процесс ожидания в виде двух чередующихся фаз. Одна фаза направлена на переживание фрустрации и принятие потери ожидаемого объекта в связи с тем, что в настоящем моменте ожидающий его не имеет. Эту фазу условно можно назвать фазой «горя». Вторая фаза направлена на связь с ожидаемым объектом и простройку представления о будущей встречи с ним. Эту фазу можно условно назвать фазой «надежды». Если одна из фаз не проживается в связи с остановкой переживаний в ней, то в целом процесс ожидания становится мучительным и невыносимым.

Предполагаемые инструменты и формы работы

Психодрама. Мастер-класс предполагает групповые упражнения и одну клиентскую работу.

Что нового участники получат на мастерской

Новый опыт переживания ожидания отдельно в каждой фазе «горя» и «надежды», осознание своих трудностей в каждой фазе.

Рекомендуемая литература

  • Елена Пуртова «Пенелопа. Работа ожидания». Материалы международных конференций Московской ассоциации аналитической психологии. Научно-практический журнал «Юнгианский анализ» №3(6), 2011 г.

Ободовская Юлия

Ободовская Юлия

Психодраматическое образование 2008-2012 Московский Институт Гештальта и Психодрамы, 1ая и 2ая ступени обучения психодраме. Сертификат МИГИП. 2015-2017 Московский Институт Гештальта и Психодрамы, 3я ступень обучения психодраме. Образование ...