Петрова Елена — «Инцест как тема в работе терапевта и пятиуровневая модель феноменологии в терапевтической коммуникации»

Многие сложные в человеческом отношении ситуации, с которыми сталкивался в своей жизни человек, и трудности, связанные с этим опытом, созданы не только его собственным неврозом. Часть ситуаций так организована в социальном и культурном отношении, что человек оказывается в ловушке, которую он сам не в состоянии разблокировать. К таким ситуациям относятся ситуации детства, в которых имели место сексуальные претензии, сексуальное использование или сексуальные отношения между взрослыми и детьми, которые входили в одну семейную группу. Эти события часто объединяют под общим названием «инцестуозные отношения». Не углубляясь в подробности об психоаналитически корнях этого явления, заметим только, что такого рода ситуация становится базисом для очень сложно организованного стрессового для человека опыта. Причем область стресса относится к социально-культурной сфере в больше степени, чем к телесно- эмоциональной области. Спутанность областей эмоционального контакта, необходимость хранить тайну от сторонних людей, недоверие и нарушение спонтанности и наивности в отношениях – вот немногие из стрессогенных тем, которые являются последствиями инцестуозных ситуаций. Тема эта крайне затруднительна для проработки в рамках психотерапии и часто имеются сообщения о том, что даже в длительном психотерапевтическом проекте клиент может не рассказать терапевту о инцестуозном опыте своего детства. Однако такого типа ситуации часто становятся ключевыми при исследовании некоторых нарушений в области эмоциональной адаптации, сексуального повеления взрослых, уверенности в себе, нарциссических проявлений.

Как терапевты, мы можем опереться на идеи поддержки, принятия и распознавания для человека, который имеет такой своеобразный опыт. Многие авторы отмечают, что от терапевта требуется более прямая и более активная и определенная позиция в диалоге с клиентом, имеющим в опыте такого типа ситуацию, чем это привычно при «обычном» исследовании в работе с неврозами. Потому что основное сообщение, которое встречает терапевт, это «я просто не знаю что делать в этой ситуации…».

На лекции мы рассмотрим тактику использования пятиуровневой модели контакта для выбора оптимального способа коммуникации с клиентами, попавшими или имеющими в своем прошлом опыте такого типа травму. Это био-психо-личностно-социально-культурный подход. Главная идея пятиуровневой модели анализа ситуации состоит в том, что терапевт исследует вместе с клиентом как минимум пять различающихся по организации феноменологии опыта областей жизни. И терапевт выбирает подходящий для решения именно данной проблемной ситуации уровень, феноменологические характеристики которого помогают разрешить стресс. Мы попробуем показать, что начало такого типа терапевтической работы стоит базировать на проработке «двух верхних этажей» (культурного опыта, социального опыта), которые мы выделяем в пятиуровневой модели феноменологии реальности.


Петрова Елена

Петрова Елена

Гештальттерапевт, тренер и супервизор в области гештальт , член европейской ассоциации гештальт терапии преподаватель института Иматон, креативный директор Интегративный институт Гештальт тренинга. Профессиональная деятельность Ведет учебные и попул...