Могунова Лариса и Савельева Юлия — «Злые сказки»: вернуться живым. Девиантные сюжеты в детской символической психодраме»

В сказках, мифах, легендах почти всегда есть встреча со Злом. Из них мы получаем ответы, как можно действовать: вступить в схватку, спасаться бегством и не пытаться одолеть, обвести вокруг пальца,  а в каких-то случаях любой ценой не приближаться…  Это похоже на коллективный геном, включивший в себя общечеловеческое знание об этом.

И каждому из нас уже в раннем детстве, помимо многочисленных прочих задач развития, необходимо усвоить законы добра и зла, чтобы полноценно жить в этом мире.

Казалось бы, ответы есть… Однако каждый раз, встреча со злом – это новый вызов и выбор …

Тема зла очень притягательна для детей. Многие любят смотреть «страшилки», играть в милитаристские  или жестокие компьютерные игры и симуляторы. А современные масс-медиа и производители компьютерных игр интенсивно «подогревают»  этот интерес.

Известно, что сюжеты детской групповой символической психодрамы часто наполнены сценами взаимодействия со  злыми персонажами, которых предлагают играть ведущим.

Однако бывает, что детские  терапевты встречаются с другими желаниями детей – разыгрывать убийства, грабежи, жестокие и антисоциальные сцены. При этом главные роли, например, наркоманов, маньяков, бандитов, преследователей и убийц, дети назначают себе. А других участников группы или терапевтов хотят сделать жертвами.

Что это? С чем в этот момент имеет дело терапия? Понять, какой запрос стоит за этим символическим материалом, и, исходя из этого, выбрать терапевтические стратегии, является трудной задачей, которую необходимо решить «здесь и сейчас», не смотря на интенсивные контрпереносные чувства, в том числе и нравственные.

На нашем мастер-классе мы предлагаем исследование, как в детской групповой психодраматерапии работать с этой темой:

  • Понять, «а им туда зачем»?
  • Как осмелится войти в «злую сказку»?
  • Как сориентироваться, «кто есть кто» и «что про что»?
  • В чем «уроки и намеки» этой сказки?
  • Как найти ресурсы и ключи, чтобы вернуться «живыми»?

Эта мастерская может быть интересна детским психодраматерапевтам, детским психологам, педагогам  и родителям, которых волнуют современные проблемы развития и взросления, а также, всем тем, кому интересны феномены Тени и Зла в психотерапии и жизни.


Могунова Лариса

Могунова Лариса

Психолог, психодрама-терапевт, семейный психотерапевт, специалист по работе с детьми, пренатальный психолог, тренер, преподаватель психологии. Образование Московский государственный социальный университет, Факультет психологии. Институт интегративной семейной психотерапии по сп...
Савельева Юлия

Савельева Юлия

Детский и семейный психолог, психодраматерапевт Образование Московская ассоциация аналитической психологии, Программа «Теория и практика детского психоанализа» Институт современных психологических технологий «Парацельс», курс   «Основы и методы семейного...