Москвичев Вячеслав и Суксова Виктория — «Нарративная психодрама: от разыгрывания проблемных историй к созданию предпочитаемых»

Человек является животным, рассказывающим истории; быть человеком  означает иметь историю и рассказывать ее.

Гордон Уилер

История – это не только способ описания жизни. Создавая истории люди конструируют реальность. История как терапевтическая метафора открыла множество новых возможностей для психологической помощи, воплощенных в нарративной терапии (нарратив – история, повестовование). В основе психодрамы лежит действие, история оживает, приобретает краски.

Нарративная терапия, обращаясь к идеям социального конструкционизма, философии постмодернизма, обращает внимание на процессы создания смысла с помощью историй, проблему современной власти, вводит в пространство терапии вопросы социальной справедливости. При этом часто можно услышать упреки в адрес нарративного подхода в излишней вербализации, преобладании когнитивного компонента в работе и ограниченности форм групповой работы, предлагаемых нарративной практикой.

В свою очередь психодрама часто воспринимается как, в первую очередь, как форма, которая не уделяет большого внимания философским основаниям, смыслам, вопросам этики и позиции консультанта. В результате возникло множество направлений психодрамы: классическая, юнгианская, психоаналитическая. Психодраматические формы активно используются в семейной терапии, арт-терапии, в расстановках. Мы предлагаем еще одну возможность: нарративную психодраму!

Нарративная практика привлекает нас уважением к людям и их историям, вниманием к вопросам социальной справедливости и опорой на умения и способности людей. Психодрама восхищает яркостью своей формы, возможностями, открывающимися в групповой работе, и активностью всех участников в процессе работы.

У нас есть идеи о том, как можно обогатить карты практики нарративной терапии  средствами психодрамы, а также как привлекать группу в процесс помощи человеку. Психодрама же приобретает новые оттенки благодаря особому вниманию к предпочтениям протагониста, его авторству в своей истории, обращению внимания на социальный и культурный контекст, особому формату обратной связи и многим другим тонкостям.

Отделяя Проблему от Человека, находя уникальные эпизоды, разворачивая их в предпочитаемые истории в духе нарративной терапии, мы обратимся к техникам обмена ролями, зеркала, возврата в прошлое и шага в будущее, предлагаемые психодрамой.

  1. Морено, Якоб Леви. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. – М.: Психотерапия, 2008. – 496 с.
  2. Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию. – М.: Генезис, 2010. – 326 с.
  3. Холмс П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама/Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 288 с.
  4. White, M. (2004). Narrative Practice and Exotic Lives: Resurrecting diversity in everyday life. Dulwich Centre Publications, Adelaide, Australia.
  5. White, M & Morgan, A. 2006: Narrative Therapy with Children and their Families. Adelaide: Dulwich Centre Publications.

Москвичев Вячеслав

Москвичев Вячеслав

Психолог, семейный терапевт, нарративный практик, специалист по социальной работе с семьей. Образование Получил психологическое образование в МГУ (1992-1997). В дальнейшем проходил обучение психодраме в Институт психодрамы и ролевого тренинга Елены Лопухиной (...
Суксова Виктория

Суксова Виктория

Психолог, семейный консультант, ведущий тренинговых программ. Образование Мне сейчас 36 лет, мое обучение началось довольно давно и до сих пор не закончилось. Сначала я училась в МПГУ (Московский педагогический государственный университет) на факультет...