Агиодрама по сюжету иконы «Вход Господень в Иерусалим»

Огороднов Леонид

Огороднов Леонид

Психолог, психодрама-терапевт, социодраматург, тренер Института Тренинга и Психодрамы. Образование Психолог (Московский государственный социальный университет, 1998), Психодрама-терапевт (Институт психодрамы и ролевого тренинга под руководством Е.В. ...
Труханова Юлия

Труханова Юлия

Кандидат психологических наук, преподаватель высшей школы (МГППУ, факультет Клинической и специальной психологии), специальный  психолог. Работаю с детьми и подростками, имеющими особенности развития, а также с их родителями. Веду агио и библио драматические группы в Во...

В статье описан новый для агиодрамы (психодрамы по текстам православного Предания) формат работы — постановка сюжета иконы в психотерапевтических и образовательных целях.

Леонид Огороднов

Психотерапевтическая агиодрама по иконе «Вход Господень в Иерусалим»: гнев на Бога и страх наказания

 Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение) ознаменовался двумя агиодраматическими постановками иконы — психотерапевтической и образовательной. Так совпало, что с разницей в три дня одну сделал я как монодраму, а вторую — Юля Труханова как социодраму. В обоих случаях формат работы с иконой был применен впервые, и результатом я впечатлен. Надеюсь, что о своей работе Юля расскажет сама, а здесь я опишу то содержание психотерапевтической сессии, о которых мне разрешила поведать протагонистка.

Договор был заключен на исследование тревоги, возникающей при приближении праздника Входа Господня в Иерусалим и при виде иконы.

Сцена была разделена ленточкой на «пространство иконы» и «пространство мира». Пространство иконы состояло из фигуры Христа, обозначенной стулом с Евангелием (напомним, что роль Бога мы в агиодраме не инсценируем); людей, встречающих Христа, поющих ему «осанну» и выстилающих путь одеждами и пальмовыми ветвями (у нас они поделились на роли «Ребенок» и «Взрослый»); людей, сопутствующих Господу (у нас это были Апостолы, важной ролью оказался «Петр»). Это был передний план. За ним на стульях располагались Гора (Голгофа); Дерево (Крест) и Храм. Сцена, таким образом, была трехмерной.

Персонажи были размещены так, чтобы линии обратной перспективы сходились на «Предстоящем перед иконой», находящемся в «пространстве мира». «Предстоящий» может рассматривать икону, изучать ее, спрашивать о чем-то ее персонажей – в зависимости от контракта. Протагонист может сразу занять место наблюдателя или начать двигаться к нему с комфортного для себя расстояния, рассказывая о своих чувствах, и входя таким образом в действие. В нашем случае эту роль скорее можно обозначить как «Вопрошающий».

Огоронов_Труханова_1

Во время интервью на пути к роли «Предстоящего» выяснилось, что протагонистка (назовем ее Кира) боится быть похожей на людей, которые сейчас воспевают Иисуса, а через неделю потребуют Его казни. Потом мы вошли в пространство иконы.

Взрослый обитатель Иерусалима, встречающий Христа, относился к нему потребительски: «Ты известный пророк, недавно оживил Лазаря. Я надеюсь, что ты поможешь и мне в моих нуждах, не обмани моих ожиданий».

Ребенок чувствовал бескорыстную любовь ко Христу, радовался, выстилая Ему путь пальмовыми ветвями. В то же время, он боялся что, когда вырастет, начнет относиться к Иисусу подобно старшим. В этой роли Кира начала всхлипывать, и мы вышли в психодраматическое «зеркало». В «зеркале» выяснилось, что Кира злится на Христа, поскольку долгое время молится о своих нуждах, но не получает желаемого. Кроме того, она боится, что за ее злостью последует наказание.

Ропот на Бога — явление не столь редкое, хотя и не всегда осознаваемое. Люди часто вытесняют свой гнев на Бога, или переносят его на людей, почитая такую злость меньшим грехом. Однако и неосознаваемый гнев остается грехом, но теперь человек теряет возможность покаяться в нем или разобраться в его причинах. Первый шаг в работе с гневом – осознание самого гнева. Вернувшись в роль «Взрослого жителя Иерусалима», Кира от лица персонажа смогла сказать о своей злости и своем страхе: «Я злюсь на Бога, когда не получаю желаемого, но не могу сказать Ему об этом, потому что боюсь Его гнева».

Подведем промежуточный итог, что мы узнали? Мы узнали, что тревога является результатом идентификации Киры с ролью предателя. Последняя, в свою очередь, складывается из неудовлетворенных ожиданий и гнева на Бога, который скован страхом наказания. Гнев и страх при этом склеиваются с любовью к Богу. В ходе действия амбивалентные чувства по отношению к Богу были разведены по персонажам: «Ребенок» мог искренне выразить любовь к Богу, «Взрослый» — гнев и страх.

Чтобы справиться с гневом, нужно устранить его причины, которые коренятся в неудовлетворенных ожиданиях. Эти ожидания могли быть темой последующей работы (и мы заключили контракт на такую работу), но текущий контракт предполагал изучение тревоги, которую вызывает икона, поэтому мы обратились к темам предательства и страха наказания за гнев.

Я предложил Кире стать одним из людей, сопровождающих Иисуса и, войдя в роль, на вопрос «Кто ты?», она назвала апостола Петра. Из роли она сказала, что знает, зачем Господь пришел в Иерусалим, но надеется, что казни не будет. Кира не соотносила напрямую Петра с предательством, и я напомнил ей, что Петру предстоит трижды отречься от Христа. Это вызвало сильную реакцию, соответствовавшую поведению Петра: «Этого не будет, только не я!»

В этот момент в сцене находились все значимые для понимания тревоги элементы: страх предательства (Петр), любовь к Богу (Мальчик), гнев и страх наказания по отношению к Нему (Взрослый). Я предложил Кире войти в роль Дерева (с иконографической точки зрения — Креста), и оценить ситуацию с его точки зрения. Послания из роли Креста я передаю по памяти.

«Крест» — «Взрослому»: «Он пришел ради твоего спасения, но не ради исполнения твоих желаний. Ты имеешь право на свои желания, но Он пришел, чтобы подарить тебе гораздо большее».

«Крест» — «Ребенку»: «Не бойся. Ты вырастешь, но это не значит, что ты утратишь способность бескорыстно любить».

«Крест» — «Петру»: «Он принесет свою Жертву. Ты отречешься от своего Учителя, но покаешься, и Господь тебя простит. Не бойся видеть правду, она может быть болезненна, но она прекраснее, чем твои надежды».

Персонажи, изображенные на иконе, приняли послания «Креста», поверили ему. «Ребенок» ощутил радость, «Взрослый» — испытал облегчение и задумался о своих желаниях, «Петр» сказал, что у него появилось чувство реальности. Затем каждый из этих персонажей обратился к «Предстоящему перед иконой», с личным посланием Кире из «пространства иконы» в «пространство мира».

«Петр» — «Предстоящему»: «Молись, Господь милостив».

«Ребенок» — «Предстоящему»: «Ты по-прежнему умеешь любить, ничего не требуя взамен».

«Взрослый» — «Предстоящему»: «Ты можешь рассказать о своем гневе Господу, Он не прогневается на тебя в ответ. Ты можешь просить Его о вразумлении, о том, чтобы знать Его волю в отношении тебя».

После того как Кира прослушала эти реплики, оказалось, что чувство тревоги сменилось «ощущением внутреннего стержня». Протагонистка сказала, что фокус внимания у нее сместился с внутренних требований («дай!») на просьбы («подскажи, вразуми!»), и что ей очень важно, что Богу можно рассказать о своих внутренних противоречиях и сомнениях.

Таким образом, мы исследовали чувство тревоги, которое возникало у Киры при приближении праздника Входа Господня в Иерусалим и при взгляде на икону. Выяснилось, что тревога объяснялась страхом предательства, склейкой чувств любви и гнева, обращенных к Господу, и страхом наказания за гнев. В результате работы Кира получила возможность перейти от бессильного гнева к просьбе о помощи и от страха наказания – к надежде.

А агиодрама получила новый мощный инструмент для психотерапевтической работы. Хочу подчеркнуть важность организации сцены при постановке сюжета иконы – важно отделить пространство иконы от пространства обыденного мира. Вместо ленточки можно ввести фигуру собственно Иконы, которая была бы посредником между Вопрошающим и персонажами иконы.

Юлия Труханова

Социодрама по иконе «Вход Господень в Иерусалим»

В день Праздника занятия в воскресной школе проходили в сокращенном режиме, поэтому темой урока был заявлен сам Праздник, а в качестве темы постановки — икона Праздника.

В ходе беседы, проведенной в рамках разогрева, обнаружилось, что никто в группе точно не знал содержания праздника, не помог даже тропарь. Были такие версии: «Вербное воскресение — это праздник, когда освящают вербу», «Нужно с вербой в храм приходить». На вопрос: «А собственно зачем?», отвечали «Чтобы была верба в доме, чтобы было хорошо», «Так бабушка говорит», «Так надо, так положено».

Вспомнили воскрешение Лазаря, тут дети оживились, этот эпизод Евангелия многие знали. Рассмотрели икону, тут группа оживилась, вспомнили и про обратную перспективу, поспорили, является ли ишак и осел одним и тем же животным. Выделили фигуры для постановки и распределили роли.

Сцена представляла собой двухплановую композицию. На первом плане был Осел (Ксюша) с Иконой Христа в руках, были Жители Иерусалима с ветвями, Дети, следующие за Христом, Апостолы Петр и Иоанн. На втором плане — Гора, Древо и Храм.

Были так же Молящийся — Созерцатель иконы и собственно Икона, как доска с изображением.

Молящийся, один из младших участников группы (Вася) сказал, что он пришел в Храм на праздник, но не знает, что изображено на иконе праздника, и хочет узнать, что это за событие.

Первым отозвался Осел — Ксюша из роли Осла сказала, что «Везет Господа в Ирусалим», что «Люди Его прославляют и собственно в этом нет ничего удивительного. Так и надо» и, что «Очень шумно, и он не видел раньше так много людей».

Дети просто славили Христа, потому что, так делали взрослые, и потому что слышали, что Он воскресил Лазаря, ну и вообще, «Господь приехал в город».

Жители Иерусалима — взрослая участница группы Елена и одна из девочек — Варя — из своих ролей сказали, что слышали про воскресшего Лазаря и ждут, что в Иерусалиме наконец будут Царь и порядок.

Апостолы Петр и Иоанн — Арсений и Юра – были рады, что их Учителя наконец-то по достоинству прославляют, но чувствовали беспокойство, так как Учитель говорил им, что идет в Иерусалим, чтобы пострадать. Но Апостолы выразили надежду, что может быть, все как-нибудь успокоится, и ничего страшного не произойдет. «Может, люди наконец поймут, что Иисус — Бог и Спаситель мира, Мессия». В целом, оба Апостола испытывали амбивалентные чувства: радость и тревогу одновременно.

Гора — Елена — сказала, что она кажется та самая гора, которая Голгофа. И что ей «Вообще не нравится, что на ней кого-то казнят», что «Интересно смотреть на переполох в городе. Она знает Того, кто едет на ослике, это Бог. Ей страшно, что Господь пострадает, и она знает, что он воскреснет и спасет людей».

Древо в этой роли была Маша сказало из своей роли, что его уже почти все обломали, ей, конечно, не жалко веток для Господа, но может и другие деревья подойдут. Что люди вот радуются и правильно делают, Господь их пришел спасать. Но они должны помнить, что спасение будет на Кресте»

Храм — девочка Аня — в своей роли внезапно осознала, что Иисус — тот самый Бог, которому он — Храм — посвящен и чьим Домом является. Вспомнили, как Господ разогнал торговцев, «этих жадин»

Каждый персонаж в конце обратился к Созерцателю.

Послания были такие: Ослик — Господь едет в Иерусалим, чтобы пострадать и спасти людей от грехов, об этом праздник.

Дети — «Мы встречаем Бога ветвями и цветами, потому, что он воскресил Лазаря и потому, что он Бог. Радуйся с нами! Об этом праздник».

Апостолы — «Господь воскресил Лазаря, и Иерусалим встречает нас, Его как царя. А нам тревожно, потому, что мы слышали от Учителя, что он хочет пострадать за мир. Присоединяйся к встрече».

Жители — «Это наш великий пророк и царь! Об этом праздник»

Гора — «Господь въезжает в город в славе, а на самом деле едет ко мне. Он едет на смерть. А потом будет Пасха и всем радость. Вот об этом праздник».

Древо — «Это я сейчас дерево, а на самом деле я Крест. Скоро страстная неделя начнется. Господь умрет на кресте. А потом будет Воскресение. Об этом праздник».

Храм — «Я Храм, во мне люди молятся Богу. Сейчас Господь идет в свой дом, а потом пойдет спасать людей. Жалко не все люди это понимают».

Икона — «На мне изображен праздник Вход Господень в Иерусалим, а не Вербное воскресение. Где ты тут видишь хоть одну вербу? Это вообще не про вербу! Это про то, как Господь воскресил Лазаря и поехал в Иерусалим. Помни об этом».

Созерцатель — Теперь я знаю, про что праздник. А почему все-таки освящают вербы-то?

Максим из роли Иконы — «У вас холодно и пальмы не растут. Только вербы. Вербы вообще не главное! Господь едет тебя спасать от смерти и греха. Об этом я тебе и говорю!»

Созерцатель — «Хорошо, хорошо! Я понял!»

В конце занятия дети прослушали стихотворение Тимура Кибирова «Их-то Господь вон какой…» Стихотворение произвело довольно большое впечатление на группу и позволило провести активный шеринг, в ходе которого дети делились в основном чувствами горечи от того, что Господь принял страдания и смерть, и радости от осознания, что Он спасает каждого, кто этого хочет.

Приложение. Икона «Вход Господень в Иерусалим»
Огоронов_Труханова_2

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти