Невидимая черта

Куприянчук Мария

Куприянчук Мария

Образование 2004 МПСИ  Московский психолого-социальный институт 2007 МГППУ Московский городской психолого-педагогический университет.Программа «Психология игры и сказки. Сказкотерапия средствами психодрамы  и ролевой игры». 2015 ИГПиСП Институт групповой псих...
В статье рассматривается тема формирования психологических границ и развитие ролей человека, их взаимосвязь друг с другом. Представлены некоторые аспекты развития границ и ее функций, и факторы, влияющие на искажение функций границ. На примере воркшопа показано, что психодрама, является эффективным средством развития и освоение ролей, в том числе тех, которые содержат в себе функции, связанные с формированием и оптимизацией психологических границ.

 

«Хорошие заборы создают хороших соседей».

Роберт Фрост

В своей практике я обратила внимание, что клиенты часто сталкиваются с темой границ, и ни описывают свои мысли и состояния: «я застываю и не знаю, что говорить или делать, когда в мою сторону направлена агрессия», «готова убить, когда диктуют, что мне делать в той или иной ситуации», «не могу сказать «нет», боюсь обидеть», «я надеялась, что догадаются сами».

Для того чтобы понять, почему возникают такие запросы у клиентов, с чем они связаны, необходимо разобраться: что такое границы? Как они формируются? Отчего возникают сложности их развития?

Личные границы — это осознание собственного «Я» как отдельного от другого. Они формируются и изменяются на протяжении всей нашей жизни. Параллельно их формированию мы можем наблюдать социоэмоциональное развитие человека, развитие ролей: от соматических до трансцендентных. Роли представляют собой множество отдельных способов реагирования и поведения. Эти роли помогают или мешают выстраивать интеракции между людьми.

Рассмотрим эту параллель развития границ и ролей. Физические границы начинают формироваться внутриутробно на 3-м триместре беременности до 8 месяцев. И этот внутриутробный период Морено описывает, как функциональное органическое единство ребенка и матери. И первой ролью человека является соматическая роль — роль паразита в теле матери.

После рождения мать с ребенком находится в симбиотической связи. И ребенок воспринимает мать, как единое целое, продолжение самого себя. В этот период ребенок начинает ощущать, чувствовать свою кожу, тело. Ему знакомы прикосновения, уже понимает, что холодно и голодно, удобно ли, комфортно или больно. Функция границ становится вбирающей, активной и развивающейся. Эту стадию развития Я.Л. Морено называет стадией, или матрицей, вселенской идентичности, на которой ребенок воспринимает себя тождественным с миром. «Он пока еще не делает различия между «Я» и «Ты», между людьми и предметами, равно как между собой и своим телом» (Г. Лейтц). Выходя из-под «эмоционального поля» влияния мамы, в период сепарации от 8 месяцев до 1,5 лет начинают формироваться психологические границы ребенка. Это происходит, когда у него удовлетворены потребности в заботе, любви, внимании, безопасности, и он начинает изучать окружающий мир. Сформированное чувство базового доверия позволяет развиваться самостоятельности у ребенка в освоении мира. Исследуя пространство, приходит понимание границ своего тела, осознания себя как отдельной единицы от матери, что способствует формированию отдающей функции границ. Я.Л. Морено описывает те процессы, которые происходят в этом периоде ролевого развития: «единое восприятие мира ребенком разделяется на переживание восприятия реальности и на переживание мира представлений», то есть разделяется на мир реальности и фантазии.

«В процессе нормального развития разделение мира на восприятие реальности и на представление или фантазию приводит к появлению новых ролевых категорий. Наряду с соматическими ролями и пока еще недифференцированными соматопсихическими ролями первой вселенной теперь на передний план выступают психические и социальные роли». (Г.Лейтц)

Если роли недостаточно сформированы, недоразвиты, искажены другими функциями, то возможность и способность защиты своих границ нарушены.

При нарушениях детско-родительских отношений матери и ребенка у человека формируются размытые границы. В случае гиперопеки, мама опекает свое чадо в дошкольном периоде, контролирует, не дает ребенку быть самостоятельным, тогда ему трудно понять свои желания, свои потребности. Родитель все знает наперед, что надо или хочет ребенок, не спрашивая его мнения. У человека во взрослой жизни возникают трудности понимания себя.

Если же мама отвергает ребенка по какой-либо причине (нежелательная беременность, психологическая травма и т.д.), то ребенку приходится подавить в себе свои желания, потребности. Во взрослой жизни такие люди не умеют выражать свои чувства, и боятся быть отвергнутыми, если сделают попытку рассказать о своих желаниях, когда они появляются. По этой причине границы выполняют сдерживающую функцию.

Чтобы сложились здоровые отношения и приемлемые границы, человеку необходимо осознавать свои желания, чувства, мысли, потребности, уметь их выражать, и соотносить с чувствами, желаниями другого человека. Самое сложное, удерживать баланс между своими потребностями и требованиями общества, в котором мы живем.

Данные теоретические основы легли в программу воркшопа. Актуальность данной проблемы подтверждающейся запросами участников: как человек ощущает границы, понимает и чувствует их? Как понять, где мои, и где начало границ другого человека? Как отстаивать свои границы? Участникам группы было предложено изучить свои собственные границы. И для начала разогревом было представление образа, когда мы говорим о границах. Образы возникали самые разные, достаточно яркие «Желтая линия в поле. Охранник с автоматом на посту», «Прозрачный стеклянный вакуум», «Колючая проволока», «Бетонная стена с шипами» и мн. др.

После этого для введения в тему дана была теория о формировании границ у человека, о видах: от физических до социальных, и их функциях. Главная мысль теории состояла в том, что границы обладают гибкостью, и развиваются в течение всей жизни человека, ими можно управлять в зависимости от жизненной ситуации.

Далее в психодраматическом пространстве у участников была возможность этот образ не только представить в своем воображении, но и воплотить в реальности с помощью дополнительных средств (платков, лент, стульев и т.д.) для того, чтобы посмотреть границы, потрогать, почувствовать, и изменить их, если в этом есть необходимость и желание, и узнать каковы ее функции. Эти образы наглядны, и отражают то состояние человека, в котором находился при травматическом опыте. Обнажается роль раненного внутреннего ребенка, что ищет защиты. И эти защиты бывают слишком сильны, что невозможно построить отношения с окружающими людьми, или очень хрупки и размыты, что человек не может отделить себя от другого, и находится порой в слиянии с другим человеком.

И продолжением изучения своих границ при взаимоотношениях с другими людьми участникам было предложено упражнение «Государство». Я его модифицировала под цель исследования темы. Каждый участник создает свое государство. Наполняет его какими-либо ресурсами: природными, финансовыми, социальными, информационными. В этом могут помочь все предметы, которые находятся в комнате, обозначая символически тот или иной объект, в своем государстве. Придумывают название, решают, есть ли правила въезда в страну, где проходят границы, есть ли соседние государства или это отдельный остров, омываемый со всех сторон морями и океанами. Далее проигрываются две версии событий:

1. Мы оказываемся в эпоху завоевательных войн. И каждое государство решает, нападать ли, захватывать другие земли.

Так как конференция — мероприятие открытое, люди все разные, я напоминаю о правилах безопасности и «стоп». Так как есть риск ретравматизации, участникам дается инструкция:

— Это игра. Она не навсегда, имеет временный характер. Можно использовать правило «Стоп» в случае дискомфорта.

— Возможно, поднимутся сильные чувства, ранее пережитого опыта. В этом случае прошу отнестись к себе бережно. Пообещать своему внутреннему ребенку эту тему обсудить и проработать в других условиях, например у своего психолога.

Участники воркшопа, впрочем, как и в других группах, играют в завоевательные войны с удовольствием. Картинка меняется на глазах, взрослые люди перевоплощаются в маленьких детей, которые хотят «чужую лопатку, ведерко, машинку», т.к. там интереснее и лучше.

2. Затем переносимся в эпоху цивилизованного общества. Перестраивается заново государство с ресурсами, с законами и правилами. Задача участников, взаимодействовать с учетом закона чужого государства.

После упражнение в шеринге обсуждали впечатления от упражнения. Какие чувства поднимались в разные эпохи? Если завоевывали чужую страну, то зачем? Какая потребность в завоевании?

В завоевательных войнах были обнаружены различные стратегии поведения: кто-то хитрил, кто-то запугивал — атаковал, или выжидал, кому-то приходилось держать оборону, дабы чужого не надо, и есть желание свое сохранить. В результате этой игры «пострадали обе стороны». Не сохранилось ни одного государства в целости и сохранности. «На войне победителей нет». Нужно было выживать.

В цивилизованном обществе участники обратили внимание на то, что было время на знакомство с новой страной, на установление контакта, договоренностей. Что позволяло им почувствовать и присвоить себе право выбора. В этом задании в каждой из эпох, в зависимости от конкретной ситуации мы наблюдали, как у участников происходили изменения ролей, некоторые роли были более выражены, чем другие, и взаимно влияли друг на друга. Психические роли в эпоху завоеваний: «играющий», «получающий удовольствие», «радующийся» и социальные роли: «друзья», «соседи», «враги» и т.д. сменялись на актуальные роли в цивилизованном времени: «опасающийся», «интересующийся», «любопытствующий» и социальные роли «дипломаты», «переговорщики», «союзники», «наблюдатели» и т.д.

В итоге этого разогрева мы можем сказать о том, что психологические границы выполняют функцию защиты нашей психики от внешнего вредного воздействия с одной стороны, с другой, позволяют человеку проявлять себя, устанавливать контакт и взаимодействовать с внешним миром.

От разогрева далее перешли к выбору протагониста. Его запросом было: «Как защитить себя в отношениях с мамой и выстроить приемлемые границы?» Протагонисту было предложено себя обозначить с помощью лент (интрапсихическое пространство), и выбрать дубль на свою роль и на роль мамы. Мама произносила только одну фразу. В процессе диалога между антоганистом и протаганистом, постепенно вводили на сцену новых персонажей — внутренние роли/субличности. Вспомогательные «Я» были расставлены, как чувствует сам протагонист, и озвучены послания из роли. Важно было посмотреть: как устроена граница протагониста? Какие внутренние роли реагируют на действия другого человека? Как эти субличности взаимодействуют друг с другом? Чтобы прояснить, кто стоит на страже границ, кто ведет переговоры, кто доверяет, кто ненавидит и т.д.

Из зеркала видно было, что переговоры ведет внутренний ребенок, он же и пытается защититься. Попытки договориться с мамой были сделаны ребенком от 5 до 16 лет. Все тщетно. Ребенок страдал, был напуган и растерян. Протагонист ввел роль взрослого, ожидая помощи. Этот взрослый наблюдал за происходящим, не предпринимая попыток защитить или вести переговоры с мамой. Таким образом, мы обнаружили роль «наблюдателя». Эта часть присутствовала и свидетельствовала все, что происходит с человеком, просто бесстрастно наблюдала. У протагониста внимание фокусировалось на всех других ролях, кроме внутреннего ребенка. В зеркале протагонисту было предложено рассмотреть этого ребенка, как он себя ведет в этой ситуации. Для протагониста было открытием, что с ним что-то происходит, и что на него необходимо обратить внимание. Дали время для знакомства с ним, более внимательного рассмотрения. На вопрос: «Что ты хочешь изменить в этой сцене? Что хочешь сделать для этого ребенка?» протагонист захотел обнять этого ребенка, и поговорить с ним. Из роли «любящего, обнимающего» дано было послание ребенку, и возможность протагонисту услышать это послание, и принять поддержку. Осталось найти ресурсную роль, которая будет вести переговоры с мамой. После того, как протагонист побыл в «объятиях», ресурсная роль была найдена легко. Это была роль значимого родного человека. В беседе с мамой нашли нужные слова и доводы, чтобы пересмотреть формат отношений с дочкой.

Запрос был удовлетворен, результатом своей работы протагонист остался довольным. Участники группы получили одну из техник работы с темой границ, и разогревов, начиная от образа до воплощения в реальном пространстве. Интересно было наблюдать, как меняется картинка психических ролей интрапсихического пространства, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица.

«В ходе драмы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений протагониста». И в процессе разыгрывания драмы, мы наблюдали ролевой дефицит, который проявлялся как недостаточное освоение какой-либо роли, или отсутствие какого-либо уровня ролей. Некоторые кластеры ролей были скрыты, не проявлены, например, «любящий», «обнимающий», «наблюдающий», «защищающий», что мешало протагонисту в выстраивании приемлемых границ. Другие же роли, в свою очередь, выполняли не свою функцию. Ребенок 5 лет «испуганный» пытался отстаивать, защищать свои границы в роли «защищающего», но он не мог изменить ситуацию должным образом, так как находился заведомо в травматической ситуации.

Проигрывание в драме ранее латентных ролей позволило протагонисту проявить их, сформировать к ним новое отношение, и научиться их актуализировать, таким образом, расширив ролевой репертуар. Психодрама, является эффективным средством развития ролей, в том числе тех, которые содержат в себе функции связанные с формированием и оптимизацией психологических границ.

Литература

  1. Лейтц Г. — «Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено», 2007
  2. Т. С. Леви «Динамика психологических границ в процессе личностно развивающей работы, основанной на телесном движении»//Культурно — историческая психология, №1/ 2009
  3. Леви Т. С. Психологическая граница как телесный феномен // Бюллетень ассоциации телесно — ориентированных психотерапевтов. № 9/ 2007
  4. Гриншпун И. Б., Морозова Е. А. Психодрама // Основные направления современной психотерапии. — М.: Когито-Центр, 2000

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти