Об аддикции «тет-а-тет» (монодрама с больным алкогольной зависимостью)

Польманн Александра

Польманн Александра

Образование 09/2002-06/2007 факультет психологии МПСИ (Московский психолого-социальный институт), кафедра клинической психологии. 02/2006-11/2009 Институт Социального Проектирования и Групповой Психотерапии, Семенов В.В. Сертификат по специальн...
Каждый протагонист, также как и каждый человек, – уникален. Однако есть протагонисты, которые отличаются от других, потому что воспринимают реальность особенным образом. Так и больные алкоголизмом, стремясь выделиться среди других, постепенно становятся всё больше и больше похожи друг на друга. Трагизм этих больных в том, что алкоголизм может приравнять даже самого утонченного и талантливого человека с человеком, не имеющим духовного содержания. Если болезнь не остановить, рано или поздно любого может настигнуть то, что клиницисты называют «алкогольным огрублением личности».

С чем же столкнется психотерапевт, желающий помочь таким клиентам? Первое, и, возможно, самое главное их отличие от других – это отсутствие запроса. В основе такого поведения лежит неспособность больных алкоголизмом признать свою болезнь (так называемая «анозогнозия»). Если любое другое заболевание, например, простуда, дает о себе знать рядом симптомов (насморк, больное горло, повышение температуры, общий дискомфорт и т.д.), то алкогольная зависимость как бы обманывает пациента, одаривая его убеждением в собственном психическом здоровье. Причины обращения за медицинской, а затем психологической помощью чаще всего внешние, которые пациент не может проигнорировать, но и с зависимостью связывает неохотно. Это может быть ухудшение самочувствия вследствие систематического употребления спиртного, конфликтные отношения в семье или ультиматум со стороны начальства на работе.

Есть и ряд особенностей, с которыми терапевт снова и снова сталкивается в течение псходраматической работы, а именно – неспособность осознавать и выражать собственные чувства («алексетимия») при обычно выраженной эмоциональной неустойчивости или вспыльчивости; инфантильность, а также устойчивый слой психологических защит, проявляющийся в  «дурашливости» или излишней разговорчивости клиента.

Психодрама предоставляет широкий спектр возможностей работы с таким протагонистами, но некоторые техники начинают функционировать иначе.

Запрос:  Как уже говорилось ранее, формулирование запроса в данном случае отличается от традиционного. Чаще всего озвучиваемый запрос «Я хочу бросить пить» частично или полностью навязан пациенту со стороны. В таком случае работа психотерапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту найти индивидуальный личностный смысл в изменении собственной жизни, не навязывать ему решение отказаться от алкоголя, а дать возможность принять его самостоятельно.

Пример: С. 29 лет.

Образование высшее. Не женат. До 2008 г. работал в банке. После сокращения устроился на низкоквалифицированную работу в метрополитене. Злоупотребляет алкоголем в течение нескольких месяцев.

На приеме у психолога по настоянию матери (также прошедшей лечение от алкогольной зависимости). В ситуации беседы С. формально доброжелателен, но замкнут, отрицает наличие проблем с алкоголем. С. испытывает трудности при описании своего состояния, следовательно, психолог ставит перед ним стул (на схеме стул изображен квадратом) и предлагает представить, что на этом стуле находится его жизнь.

Сцена 1

scene 1

Психолог: На что похожа Ваша жизнь?

С.: Это зверёк, с четырьмя лапами и хвостом, похож на волка.

Психолог: Как он изменится, когда появится алкоголь?

С. Он станет или очень добрым или очень злым.

Психолог: Что произойдет, если убрать алкоголь?

С.: Будет пусто.

Психолог: Может ли что-то другое оказаться на этом месте?

С.: Другая человеческая жизнь.

Затем на сцене появляется стул, символизирующий  «другую жизнь». Эту жизнь С. также называет «зверьком» (серым и гладким). После напоминания психолога о том, что другой персонаж тоже серый, С. в роли «другой жизни» меняет характеристики своей жизни: «Нет, тот не серый, он может быть только чёрным или белым». Таким образом он разделил свою жизнь с алкоголем(«черно-белая») и без алкоголя («серая»). В роли алкоголя («Я – коньяк со вкусом дуба»), С. говорит о мотивах алкоголизации («чтобы не было скучно»).Затем С. просит изменить сцену

Сцена 2

scene 2

Как видно из сценографии по завершении работы С. не исключил алкоголь из сцены и не пожелал заменить его чем-то другим. Произошло самое главное – он увидел значимость алкоголя в его жизни. Через неделю он пришёл на приём к врачу с просьбой о кодировке. После этого он прошёл полный курс психокоррекционных занятий, а через год рассказал о новой работе, браке и безразличии к спиртному.

Дублирование. Стандартный психотерапевтический вопрос «Что Вы сейчас чувствуете?» может поставить больного алкоголизмом в тупик. Психолог не может быть на сто процентов уверен в том, что скрывается за ответным молчанием или ответом «нормально», и тем более, не может ответить на вопрос: «А как Вам кажется?». Психодраматист, в свою очередь может, предложить варианты, с которыми протагонист может согласиться или не согласиться, то есть использовать дублирование. Особенность в данном случае будет заключаться в количестве и частоте дублирований.  Терапевту важно не только прочувствовать состояние протагонитста, но и обозначить его теми словами, с которые будут понятны последнему.

Пример: Ю.А., 49 лет

Обратился за помощью к наркологу по настоянию жены. Детей нет. Занимается частным ремонтом квартир. Алкоголизируется с 25 лет. Высказывает желание отказаться от алкоголя.

Первая психодраматическая работа посвящена исследованию этапов выздоровления, и, в первую очередь, моменту осознания проблем с алкоголем.

Психолог: Когда Вы поняли, что хотите отказаться от алкоголя?

Ю.А.: Где-то в январе, после Нового года.

Психолог: Как Вам здесь? Какое у Вас настроение?

Ю.А.: Да, так… Не очень…

Психолог: А что такое «не очень»? Какие эмоции вы испытываете? Вот бывают разные эмоции: радость, злость, обида, раздражение, тревога…

Ю.А.: Раздражение…. Постоянно раздражённый ходил.

Психолог: А на кого или на что Вы раздражались?

Ю.А.: На себя…

Таким образом, терапевт берет на себя роль дубля, вчувствуется в протагониста и постепенно раскрывает ему мир его собственных эмоций.

Обмен ролями. Используя технику обмена ролями с больными алкоголизмом, терапевт должен быть готов потратить больше времени и сил на введение в роль, чем обычно, а также снова и снова напоминать ему о том, что он находится в роли другого человека. Несмотря на трудности, пациенты идут на выполнение этой техники, и иногда даже благодарят за предоставленную возможность увидеть проблему с разных сторон.

Стоит также обратить внимание на неспособность больных алкоголизмом чувствовать дистанцию, вследствие чего специалисты, в том числе психолог, обращаются к нему на «Вы». К внутреннему голосу, ресурсу или эмоции терапевт, конечно, обращается на «ты», таким образом.  сближаясь с протагонистом в наиболее значимые моменты.

Однако, даже войдя в роль, такие протагонисты очень часто заходят в тупик и не могут найти ответа на важный вопрос. В таком случае эффективными оказываются ресурсные роли-помощники.

Пример: Т.Н. 46 лет, 2-я группа инвалидности

Т.Н. находится на диспансерном учёте уже много лет. Алкоголизируется примерно 15 лет. Проживает с братом- алкоголиком, и дочерью-подростком. В беседе резка, эмоционально неустойчива. Признаёт,  наличие зависимости, отказаться от употребления не представляет возможным, т.к. во всех своих проблемах винит брата.

Во время прохождения упражнения, направленного на выявление мотивов алкоголизации, и поиск ресурсов для отказа в качестве роли-помощника использовала роль Бабы-Яги:

Психолог: Баба-яга, скажи, как помочь Т.Н. бросить пить?

«Баба-яга»: Можно ей зелье дать волшебное, чтобы один стакан выпить (вина или водки) и остановиться. Подсыпаешь в стакан и больше не хочется.

Психолог: Дело в том, что она останавливаться не умеет. А как можно ей помочь по-другому?

«Баба-яга»: Я бы её заколдовала, внушила, что «водка – яд», только она закрыта, она должна сама открыться.

Т.Н.: Я не могу открыться, у меня душа пустая. Хочу или сама отравиться или отравить.

«Баба-яга»: Тогда уехать тебе надо, перенестись к морю, брата не видеть, успокоиться.

После этого диалога последовала ресурсная сцена на острове.

Судьба этой пациентки, к сожалению, не известна, и надежда, на то, что она стане абсолютной трезвенницей, невелика. С уверенностью можно только сказать, что находясь в психодраматической реальности она могла быть откровенной с самой собой.

Именно психодрама дает  пациентам с алкогольной зависимостью возможность быть собой и встретиться с самим собой. В пространстве сцены они спокойно могут говорить о привязанности к алкоголю, выяснять отношения со своей алкогольной субличностью, а  также увидеть себя со стороны. Другими словами, проходя психодраму, такие протагонисты становятся немного взрослее, чувствительнее и начинают чуть больше понимать себя…

 

Литература

  1. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама М.: Независимая фирма «Класс».1993 г.
  2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено/ пер. с нем.- М., Издание 2-е испр. и доп. «Когито-центр»,2007 -380с (Современная психотерапия)
  3. Морено Я.Л Лечение психозов методом психодрамы, Институт Психодрамы, Beacon House , Нью-Йорк, 1945
  4. Эрлахер – Фархас Б., Йордас К. Монодрама, М. Ника –центр, 2004

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти