Ошибка: враг или учитель? Психодраматическое исследование ошибки как базового права человека

Воробьев Антон

Воробьев Антон

Клинический психолог, психодраматерапевт, бизнес-тренер, карьерный коуч, ведущий тренингов по темам "Стрессоустойчивость", "Эффективное общение", "Работа со сновидениями". Образование Специальность: лечебное дело. Московский Медицинский Колледж...

Мы ставили несколько целей данного мастер-класса. Первая – это продолжение исследования субъективного восприятия понятия «ошибка» посредством психодраматического метода. Вторая цель – дать возможность участникам переосмысления  данного понятия в контексте актуализации личного запроса.

Лейтмотивом мастер-класса была  идея, касающаяся амбивалентности восприятия понятия «ошибка». При небольшом исследовании до психодраматической конференции мы проверяли гипотезу, которая состояла в том, что когда мы ошибаемся, то воспринимаем событие одновременно как бы  в противоположных полюсах: с одной стороны, мы переживаем по поводу неприятного события, с другой – на глубинном психологическом уровне имеем представление о том, чему именно данная ситуация нас научила. В этом и состоит двойственность восприятия данного понятия. Ошибка, как враг приносит плоды боли, обиды, гнева, стыда, разочарования. Ошибка, как учитель приносит плоды важного опыта, зрелости и мудрости.  Чем больше переживаний человек испытывает, чем больше негативных последствий  события, тем труднее ему пережить ошибку, так как она воспринимается как враг, и, разумеется, до определенного момента из нее трудно чему-либо научиться.

Интересно отметить, что  понятие  «ошибка» происходит от глагола «шибать». Производные от этого слова «зашибать», «вышибать», то есть резко ударить. Таким образом, ошибаться означает «ударить мимо», «промахнуться».  Наречие «шибко» обозначает выраженную степень признака или действия: «шибко резкий», «шибко умный», видимо с этим  связанно то, что мы склонны воспринимать исследуемое понятие как нечто резкое, роковое, непоправимое. Это по нашим наблюдениям приводит к тому, что с точки зрения ресурсного опыта ошибка не очень «выгодное» понятие.  И когда мы слышим или произносим слово ошибка, то редко воспринимаем его как нечто важное и ресурсное.

Основной задачей мастер-класса – посредством фиксированных ролей (ошибка, враг, учитель) показать, что за любой ошибкой «прячется», «лежит», «ходит», «сидит», «висит» или «зреет»  урок. На сцену, кроме  ошибки вводилась роль учителя как неотъемлемо существующая. Роль одна, а текст, в котором содержится урок, разумеется, был разным для каждого участника.  Интересно отметить следующее: чем больше переживаний относительно совершенной ошибки происходило, тем труднее было ввести протагониста в роль учителя. Предположительно это можно объяснить тем, что урок так сказать еще «не созрел» или контакт с ним нарушают сильные переживания. Протагонист часто в таких случаях «выпадал» из роли именно в болезненные переживания, которые «загораживают» важный жизненный опыт.  Этот феномен можно использовать в качестве диагностики готовности принятия ошибки как урока.

Причины, по котором происходит отягощение опыта остаются классическими. Часто в роли ошибки или врага можно наблюдать фигуру с уничижающими семейными посланиями. Если фокусировать протагониста на этих сообщениях, то мы имеем возможность выйти в детскую сцену и работать дальше уже с механизмом, который не позволяет до конца пережить болезненный опыт. Этот «застрявший», «законсервированный» опыт является часто сдерживающим фактором от активных действий в разных сферах жизни, когда человек просто не позволяет себе ошибаться для того, чтобы вновь не пережить сильные неприятные чувства.

Таким образом, фиксированную роль «ошибка» можно использовать в инструкции для разогрева в психодраматической группе.  Мы фокусировались больше на роли учителя и, насколько это было возможно, помогали раскрывать  ресурсную сторону пережитого опыта.

Вторая задача мастер-класса —  на основе этой простой модели с фиксированными ролями дать участникам инструмент, который бы они смогли использовать в самостоятельной работе с собственными ошибками. В данном контексте после разогрева на тему, участники выбирали на роли ошибок и учителей вспомогательные инструменты в виде разноцветных платков и пробовали вести самостоятельную работу. Данный вариант аутодрамы получилось выполнить у большинства участников  группы. В самостоятельной работе возникали некоторые трудности, во многом связанные с тем, что темы запросов были достаточно «горячими» и, несмотря на то, что упражнение выполнялось под инструкцию, в некоторых случаях участникам было трудно отделять сильные чувства от ресурсных и ценных посланий. При увеличении дистанции между  ролями «ошибки» или «врага»  и «учителя» шансы услышать и понять  урок значительно повышались.

Третья задача касалась ценностно-смыслового уровня понятия ошибки как неизбежного феномена, с которым человек сталкивается ежедневно.  Использовались техники и упражнения, направленные на улучшения контакта с базовым правом на ошибку.  Важно было напомнить о том, что каждый человек имеет право на любое количество ошибок, и, что они неизбежны, так как являются неотъемлемой частью нашей жизни. Любые послания, установки выявленные из ролей, которые опровергают это право имеют под собой заведомо ложную информацию. Эта задача решалась больше с помощью добавления в инструкцию к упражнениям небольших сообщений, которые отражают базовые гуманистические принципы в контексте данной темы.

Во время психодраматического исследования было еще одно интересное наблюдение. Последствия тех действий, в которых человек в силу возраста или других факторов не мог явно понимать, чем обернуться определенные поступки,  переживал главным образом чувство вины, что являлось основным барьером понимания полезного опыта.

Интегрирующее упражнение заключалось в выведении особой ресурсной роли – «право на ошибку». Давалась открытая инструкция представить себя в роли этого права. Получились совершенно разные символы. Среди прочих были такие символические роли как золотой свиток, кристалл, энергия, мандала и так далее. Независимо от разности символического образа права на ошибку, у участников при исполнении роли были схожие признаки: прямая осанка, уверенный и спокойный взгляд, мышечное расслабление и приятные телесные ощущения.

Исследование данной темы подтверждает важную идею, которая может быть ресурсом как в работе с клиентами, так и как личная установка: опыт неудач, ошибок и промахов  всегда несет в себе нечто важное и ценное, и когда человек начинает улучшать контакт с этим ценным приобретением, тогда ему становится легче переживать жизненные трудности. Важно не бояться ошибок и если они возникают, уметь видеть то, чему они учат.

Есть интересная история о том, как однажды члены национальной баскетбольной ассоциации США, имея множество данных относительно самых результативных игроков,  решили выявить тех баскетболистов, которые при бросках чаще других промахиваются. Когда сезон закончился и был проведен анализ всех необходимых подсчетов, результаты оказались совершенно неожиданными и очень удивили исследователей. Оказалось, что те игроки, которые  делали много результативных передач, чаще остальных игроков попадали в корзину, именно они больше всех и промахивались. Оказалось, что самые результативные и успешные игроки больше всех ошибаются. Пожалуй, этот пример и есть квинтэссенция парадокса, которая касается ошибок: чем больше мы их совершаем, тем больше потенциальных уроков можем усвоить.  И если учимся на ошибках, то это способствует нашему развитию.

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти