Пишу как дышу: тренинг и мастер-класс творческого самовыражения

Сульчинская Ольга

Сульчинская Ольга

Психолог, писатель, шеф-редактор журнала Psychologies. Постоянный автор журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя». Автор тренинга «Пишу как дышу» (2011-1017 гг.), соведущая писательского клуба «Египетские ночи» при Журнальном зале (2012-2018), организато...

В статье рассмотрены общие принципы тренинга творческого самовыражения и отдельные составляющие его задания, а также описан его сокращенный до полутора часов вариант, имевший место на Конференции, приведены примеры эссе-импровизаций, созданных участниками за ограниченное время. .


1.

Тренинг «Пишу как дышу» я проводила регулярно раз в месяц в течение пяти лет (с 2012 по 2017 год). После этого — только периодически. Был он задуман и создан мной как тренинг раскрытия творческого потенциала. Преимущественно для тех, кто пишет, писал или собирается писать. Хотя на него приходили и те, кто просто любопытствовал или хотел соприкоснуться с творческой частью своей личности «вообще», а не применительно к той или иной конкретной деятельности. В группах обычно бывало от 7 до 15 человек.

В основе тренинга — методика литературной импровизации, с которой меня познакомил философ Михаил Эпштейн. Слово «литературный» я не использую, поскольку оно наводит на мысль о художественной литературе, о «фикшн», тогда как мы на занятиях как раз сосредотачиваемся на непридуманных историях, а также на описании актуализированных (об этом чуть ниже) переживаний.

На тренинге в начале обсуждаются правила группы. Они просты: конфиденциальность в том, что касается личных переживаний, уважение к авторским правам и забота каждого о себе и своем состоянии.

Авторство имеет особое значение для той части тренинга, где предполагается коллективная работа: например, в жанре интервью, когда один записывает рассказ другого, или в жанре сказительства, когда один продолжает рассказ другого. В этом случае права на произведение принадлежат всем, кто принимал участие в его создании, и в случае публикации им следует договариваться друг с другом, чьи фамилии или псевдонимы будут указаны.

В однодневном тренинге за этим обычно следует легкая разминка вроде игры в слова: на одну букву и/или части речи, означающие: действие, предмет, чувство и так далее.

В сокращенном варианте тренинга я обычно предлагаю только правило уважения к авторским правам — личные переживания в этом случае на моей памяти никогда не бывали настолько выраженными, чтобы потребовалось правило конфиденциальности.

Части тренинга могут чередоваться в произвольном порядке. Основная — текстовая импровизация — заключается в следующем: каждый участник предлагает любые две темы, которые в настоящий момент представляются ему интересными. За время проведения тренингов я обратила внимание, что чем слабее участники группы знакомы между собой, тем более абстрактно звучат предлагаемые темы, например: «Смысл жизни», «Что такое творчество». По этой причине я иногда предлагаю в качестве условия непременно взять в название глагол: «Бегу за трамваем», «Смотрю в окно». Это вносит динамику, которая затем передается тексту.

Автор темы, если захочет, дает пояснения: о чем он сам писал бы в этом эссе. Также и другие участники могут задать уточняющие вопросы.

Называние и обсуждение тем служит одновременно разогревом, дополнительным, если до этого был другой (в некоторых случаях проводилась двигательная разминка), или основным. После того, как все темы записаны на доске (или листе), я как ведущая читаю их еще раз, а затем предлагаю выбрать «самым свободным голосованием» две любые темы из всего списка. Голосование проводится открыто, и каждый участник может голосовать за неограниченное количество тем, включая его собственные. Обычно я говорю: «Даже предполагается, что вы проголосуете за свою тему, ведь она вам нравится, если вы ее предложили». Таким образом вводится идея, что можно хвалить и одобрять то, что мы создано каждым из участников. (Это то, чего многим не хватает. Самовыражение часто блокируется самокритикой уже на начальном этапе творческого процесса, который тем самым прекращается в зародыше.)

Уже на этапе сбора тем часто можно видеть, как сами названия будущих эссе складываются в метатекст, выражающий состояние группы. Иногда это замечают и сами участники, и если это происходит, в группе всегда повышается настроение, начинают спонтанно складываться нарративы. Примерно таким образом: «У нас есть тема «Зайцы» и тема «Цирк», а можно их объединить в одну: «Дрессированные зайцы в цирке»…» и так далее. В одну сплетаются три и больше тем.

Я предлагаю оставить развитие темы, которая будет выбрана, на усмотрение создателя текста (личная ответственность).

Несмотря на свободу голосования, в большинстве случаев две темы определяются в первом же туре. И, что интересно, еще ни разу не было, чтобы обе они принадлежали одному лицу. Однако случается, что приходится выбирать из трех тем, набравших равное число голосов. Тогда участники голосуют второй раз — или же бросают жребий, по желанию группы.

Затем наступает время для создания текста. В методике Михаила Эпштейна на это отводилось 20 минут. В настоящее время я обычно предлагаю 15 минут, а в случае большого количество участников время сокращается до 10 минут. Таким образом объективно регулируется длина произведения, а субъективно снимается чрезмерная ответственность. Ограниченное и короткое время становится своего рода индульгенцией: никто не обязан создать шедевр за такой срок, вполне достаточно эскиза, плана, наброска.

За пределами тренинга, по отзывам участников, около 70% трудностей письма возникают на стадии черновика: пишущие (иногда не сознавая этого, а иногда вполне отдавая себе в этом отчет) требуют от себя создания безупречного произведения с первой попытки, и в результате дело иногда не сдвигается с первых двух-трех фраз, которые переписываются до бесконечности.

На тренинге мы легко минуем затруднения этого этапа. Здесь не нужно никаких специальных приемов – поскольку все берутся за письменные принадлежности, то общий пример вдохновляет каждого в отдельности. За пять лет был единственный случай, когда участница не написала ни-че-го. Когда время закончилось, я предложила ей рассказать все то, что она могла бы написать, устно. И мы услышали связный и интересный рассказ: препятствие было именно в необходимости записывать, а не в отсутствии мысли. А следующую тему она уже написала.

Мы немного забежали вперед. Когда заданный срок приближается к завершению, я сообщаю об этом участникам, чтобы они могли дописать до точки. И, наконец, «готово», и еще через несколько секунд начинается чтение. Как читать, выбирает группа, по часовой стрелке или кто готов.

Затем наступает второй раунд — написание эссе на вторую тему. Определение жанра текста как «эссе» кажется мне весьма подходящим, поскольку это слово означает в переводе с французского не более чем «попытку», то есть предоставляет пишущему полную свободу в смысле формы. Единственное ограничение — мы не пишем стихов. Во-первых, по традиции, заданной Михаилом Эпштейном, во-вторых, потому, что тот, кто среди прозы пишет стихи, оказывается абсолютным исключением и тем самым получает некоторое «преимущество».

Случалось несколько раз, что несмотря на это условие, участники все же предъявляли стихи: «так уж получилось». Что ж, тогда они становились несомненными «победителями». Тем не менее, ко второй теме как правило и они переходили на прозу.

Я описала базу, основу, на которой строится тренинг. В сокращенном варианте на этом он и заканчивается — остается только поделиться впечатлениями.

В развернутом виде тренинг содержит в себе еще работу над текстом (редактуру, обсуждение) и со словарем (подбор слов и фраз для выражения разных переживаний), прогулку, заостряющую внимание на восприятии (иногда с элементом фантазии: представьте, что вы высадились из космического корабля и все окружающее видите в первый раз в жизни), с последующим описанием увиденного, медитацию («Встреча с Духом творчества»).

Важная часть работы — упражнение в тройках, где каждый по очереди исполняет следующие роли: Автор, Суровый критик и Восторженный критик. Смысл этого задания в том, что Автор до известной степени управляет своими Критиками: он решает, кто будет высказываться первым, а также он получает инструкцию: Автор сам выбирает, с чем ему согласиться в высказываниях критиков, а с чем — нет. Для многих оказывается открытием, что, оказывается, у них есть право не соглашаться с суровой критикой.

Кроме того, побывав в каждой из трех ролей, участники учатся различать эти голоса в собственном внутреннем мире — и, как в тренинговой реальности, управлять их высказываниями.

Здесь я закончу с первой частью и перейду ко второй — тому, что происходило на Конференции.

2.

А то, что происходило на Конференции, было довольно экстремальным. Во-первых, времени было очень мало. В сокращенном до основы варианте «Пишу как дышу» занимает около трех часов (например, мы проводим в этом формате «Овальный стол психологов» в Центре системной семейной психотерапии с Инной Хамитовой) при численности группы 5-8 человек. На Конференции времени было в два раза меньше — полтора часа, а участников в три раза больше — 21 человек. По этой причине творческое время мы ограничили восемью минутами на первую тему и пятью — на вторую! И читали не все (в «нормальном» формате важно, чтобы прозвучал каждый голос — чтобы каждый участник услышал не только других, но и самого себя), а только те, кто хотели. Эссе на вторую тему читали те желающие, кто не читал в первом круге.

Понятно, что в этой ситуации мне не известно точно, всем ли удалось создать текст. Но насколько я могла видеть, писали все. И, судя по отзывам, наш маленький мастер-класс вызвал у большинства участников положительные эмоции. В приложении вы можете ознакомиться с примерами эссе участников на выбранные две темы.

3.

Эта часть — ответы на некоторые вопросы, которые мне задавали после мастер-класса и которые, по моим предположениям, могут возникнуть после этой статьи.

1) Какое отношение все вышеизложенное имеет к психодраме? — Если отказаться от предположения, что все на свете так или иначе имеет отношение к психодраме, то в «Пишу как дышу» можно обнаружить следующее: творческая импровизация (хотя и не собственно драматическая), ролевая игра (описанная выше), элементы социометрии (при образовании микрогрупп), развитие новых реакций на старую ситуацию (например, на ситуацию вызова, когда «надо» что-то написать, а также на ситуацию внешней критики и оценки). Однако правы будут те, кто укажет, что «Пишу как дышу» нельзя назвать собственно психодраматическим тренингом. Цель его — создание текста и приобретение навыков такого рода творчества. Терапевтические результаты являются побочными: речь идет не столько об исцелении травм, сколько об открытии возможности наслаждаться свободой, игрой и собственной креативностью. Другой такой семинар я провела на зимней конференции МИГИПа (2019) и при желании в нем можно с той же вероятностью обнаружить элементы гештальт-терапии.

2) Использую ли я в своей собственной деятельности те навыки, приемы и привычки, которые выработаны в тренингах «Пишу как дышу»? — Да, постоянно. Несмотря на то, что мной написано и опубликовано большое число стихотворных и некоторое — прозаических произведений, созданных задолго до моего знакомства с методикой литературной импровизации, после этого моя писательская жизнь стала значительно легче.

3) В чем смысл ограничения времени для текста? — Помимо уже указанного (снятие чрезмерной ответственности и регуляция объема) есть и другие эффекты. Например, вы наверняка знаете людей, которые выполняют задания в последний возможный момент, а перед этим долго думают: «о, мне придется это сделать! Но как же я это сделаю?». В нашем случае этот «последний момент» наступает сразу же. Так что все, что остается, это приступать к выполнению задания немедленно. Так происходит мобилизация творческой энергии и стимуляция вдохновения. Последнее принято считать чем-то неуловимым, чего нужно «дожидаться». Но опыт импровизаций показывает, что вдохновение можно стимулировать. Ограничение времени — один из таких способов.

4) За какое время написана конкретно эта статья? — Основная часть — за полтора часа. Еще около двадцати минут занял поиск материалов для ссылок и поиск в почте произведений участников мастер-класса на Конференции. Таким образом, общее время работы составило примерно два часа. Литература

  1. Михаил Эпштейн. Коллективная импровизация: творчество через общение.

Приложение. Примеры текстов участников мастерской «Пишу как дышу»

Первая тема: «Как отдохнуть так, чтобы на самом деле отдохнуть»

Эссе написано за 8 минут.

Сергей Еремин

ИНСТРУКЦИЯ

Останавливаемся! Дышим.

Медленнее…медленнее…Медленнее, я сказал! Смотрим в глаза! Себе! Да в зеркало, конечно! Можно в лужу смотреть. Пристально. Долго. Узнаете этого человека? Когда вы его последний раз так внимательно разглядывали?

Стыдно? Глаза не отводим! Ищем в них любовь. Столько, сколько нужно. Пока не найдем. Можно стульчик к зеркалу подставить.

Дышим. Как он там? Устал? Или держится еще? Хочет чего-то, но не говорит? Спрашивайте-спрашивайте!

Мороженку? Спать? На море?

Пока говорит, записывайте. Прям сейчас, прям здесь. Хоть помадой на зеркале, хоть палкой по грязи около лужи — потом сфотографируете, не пропадет.

Записали? А теперь — бегом, планировать исполнение, и побыстрее! Ведь работать вы умеете!

А он пока там подождет. В зеркале. Он-то вас любит! Не забывайте…

Вторая тема: «Нужен ли русалке хвост». Эссе написано за 5 минут.

Ольга Попейко

Может, нужен. Хвост то ее, природный, для жизни данный, служил верой и правдой долгие годы, помогал ей быть в царстве отца, заплывать в дальние местечки с сестрами, радоваться и получать удовольствие. А может и не нужен? В эпоху быстрых перемен он затягивает на дно, в привычную среду, мешает маневрам в познании нового, неизведанного. Вот бы хвост превратился в моторчик или парашют! Тут тебе хвост, а в новых условиях — новый скоростной механизм для прекрасной жизни!

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти