Мастерская неуспешности «Пережить провал»: как это было

Карамян Карина

Карамян Карина

Психолог, психотерапевт. Работаю со взрослыми, детьми, семьями. Использую методы психодрамы, системной семейной, эмоционально-фокусированной и понимающей психотерапии. Главный эксперт сервиса подбора психотерапевтов "Мета". Образование Основное: 2020 ...

Эта статья — описание мастерской неуспешности «Пережить провал», прошедшей на 16 Московской психодраматической конференции. В статье содержатся размышления о том, что делает с нами идея о достижении успеха, умеем ли мы принимать собственные ошибки и способны ли интегрировать опыт своей неуспешности. А также описания психодраматических упражнений, которые могут помочь нам интегрировать подобный опыт и вернуть себе право на ошибки.

Мысли о мастерской неуспешности впервые посетители меня в книжном магазине. Я стояла около полок с модной психологической литературой и обнаружила, что с каждой второй книги на меня буквально бросается слово «успех». Самые разнообразные заголовки приглашали меня открыть обложку конкретной книги и наконец-то узнать, как достичь этого самого успеха, поймать его, не упустить и не облажаться! Они предлагали сделать это 5-ю, 10-ю или 12-ю способами. Они обещали открыть мне дверь в какую-то невероятную жизнь, которой по их же утверждению я была достойна! И в ту же секунду, я поймала себя на мысли, что если до этого я и была вполне довольна собой, то сейчас уже начала задумываться, а достаточно ли я успешна?

Я стала размышлять о том, что делают с нами подобные заголовки. А вместе с ними: социальные сети, пестрящие информацией об успехе и достижениях наших реальных и виртуальных друзей; реклама, в которой всегда белозубые и счастливые обладатели некоего товара делятся с нами своим счастьем… Не заставляют ли они нас все время чувствовать себя недостаточно и не вполне? Не делают ли они нас заложниками идеи об успехе? И не приводят ли в итоге к неврозу по поводу того, что мы все еще не идеальны в том или ином аспекте.

Я подумала, что на сто миллионов тренингов о том, как добиться успеха, должен появиться хотя бы один, который не просто научит людей быть неуспешными, но и позволит по-настоящему отпустить идею о том, что мы все должны стремиться к успеху. А может даже — получить настоящий кайф и удовольствие от своей неуспешности! И именно так родилась мастерская.

Центральными темами мастерской стали отношение к успеху и ошибкам. Потому что одержимость идеей, во что бы то ни стало стать успешным, очень часто приводит нас к невозможности принимать себя ошибающимся. Или другими словами — принимать свои ошибки.

Невозможно представить себе человека, который бы никогда не ошибался. На уровне сознания и логики нам очевидно, что ошибки — естественная часть нашей жизни. Мы совершаем их с ранних лет и до конца своих дней. И именно благодаря ошибкам мы растем, совершенствуемся и учимся чему-то новому. Ведь если мы делаем что-то без ошибок, значит, мы уже умеем это делать. И только совершая ошибку, мы оказываемся способными вырасти еще на миллиметр — научиться на этой ошибке, в следующий раз постараться ее не допустить, стать еще на одну ошибку опытнее.

Но несмотря на это, наши промахи и ошибки порой вызывают очень сильные эмоции. Негативные эмоции. Совершая такие ошибки, мы хотим провалиться сквозь землю, зажмуриться, исчезнуть… Мы можем мысленно возвращаться к случившемуся на протяжении длительного времени после, прокручивать в голове нюансы и ругать себя, еще долго оставаясь в поиске того, как надо было ответить, отреагировать, поступить. Есть ошибки, за которые мы как будто не способны себя простить. Мы с трудом переносим внутреннее напряжение, связанное с воспоминаниями о них, и по правде хотим только одного — поскорее забыть о произошедшем! Именно в такие моменты мы и становимся неспособными принимать свои ошибки и себя самих. Или, если хотите, — опыт своей неуспешности.

Очевидно, что, относясь таким образом к собственному опыту, мы лишаемся возможности его интегрировать, по-настоящему научиться на нем, сделать этот опыт частью своих ресурсов. Мы крадем сами у себя. И одной из задач мастерской была задача остановить это воровство, попробовать интегрировать этот опыт и принять самих себя неуспешных. Второй задачей была задача позволить себе ошибаться и впредь. Или вернуть себе законное право на ошибки. С помощью упражнений, описанных далее, мы двигались к достижению этих целей.

Разогрев

Мы начали мастерскую с признаний. Передавая мяч хаотично от одного участника круга другому, мы признавались в своих промахах, провалах и косяках. Под общий смех и быстро воцарившееся взаимопонимание мы рассказывали друг другу о том, как ломились в турникет метро, пытаясь открыть его ключами, проезжали нужные остановки, отправляли смски о своем отношении к начальнику по ошибке самому начальнику, врезались в столб, обливались кофе… Постепенно, мы переходили ко все более серьезным ошибкам: кого-то подвели, навсегда остались неверно понятыми, подмочили репутацию, потратили впустую годы жизни… Признания, вызывающие смех, постепенно сменились историями, от которых в горле появлялся ком. Среди нас не было ни одного «успешного» и постепенно участники круга стали доверять друг другу что-то сокровенное, настоящее. В воздухе висело знание, что здесь нас никто не осудит. Здесь все свои… Признание за признанием мы начали прикасаться к стыду и неловкости, грусти и злости. И в контакте с этими эмоциями поделились на пары, чтобы двинуться дальше.

Задачей этого разогрева было создание безопасного пространства. Пространства, в котором не стыдно говорить о своих неудачах, и в котором будет возможно прикоснуться к тем эмоциям, что сопровождают наши воспоминания об этих ошибках. Пространства, в котором не нужно убегать от своих чувств.

Так как дальнейшая работа на мастерской велась именно с этими эмоциями, было важно создать эту атмосферу в группе.

Упражнение на контакт с опытом своей неуспешности

Работа с опытом собственной неуспешности проходила с помощью техники построения статичных скульптур. Каждый участник мастерской вспомнил конкретный пример совершенной им ошибки, промаха или провала. Тот самый опыт, что до сих пор отдается болью внутри, все еще хочется забыть, выбросить и не помнить… И вспомнив этот опыт, строил собственную статичную скульптуру, отражающую то, как этот опыт (или воспоминание о промахе/ошибке) влияет на него. На мастерской было построено порядка 30 скульптур — ровно столько, сколько было участников процесса. И все эти скульптуры отражали ужас, насилие и боль. Опыт в них давил и душил, прибивал и тянул вниз, унижал и властвовал. Люди же в скульптурах выглядели беспомощными и слабыми под влиянием этого опыта.

Находясь в процессе, в скульптурах, физически ощущая собственный опыт и его влияние на себя, участники делились своими чувствами: от того что происходит в целом и в отношении к этому конкретному опыту. И в этих словах было очень много бессилия и обиды, ненависти и усталости, злости и тоски. Прямым текстом участники говорили о том, как ненавидят этот свой опыт, как устали от его влияния и как мечтают лишь об одном — чтобы он исчез и перестал их мучить.

А потом, как это водится даже в самых неуспешных психодраматических группах, произошел обмен ролями. И слушая этот же самый текст в роли собственного опыта, участники могли ответить самим себе. Но самое главное — смогли почувствовать и понять что-то очень важное. Именно здесь, на этом этапе упражнения, начали происходить изменения. Будучи в контакте с собственным опытом, в роли него, участники начинали видеть мир новыми глазами. Обращали внимание на то, что было невозможно увидеть до этого. Предлагали и находили решения. Но самое главное — обнаруживали, что этот опыт вовсе не враг. И к нему возможно отнестись иначе!..

Этот результат закрепился тогда, когда мы сделали второй обмен ролями. На этом этапе участники мастерской перестали воспринимать свой собственный опыт в однозначно-негативном свете. И смогли увидеть его под другим углом.

В завершении этого упражнения, я предложила участникам мастерской сделать шаг навстречу своему опыту. Пообщаться и поговорить с ним так, как возможно никогда до этого. Попробовать сделать его если не своим другом, то хотя бы и не врагом. И именно на этом этапе мы фактически работали над интеграцией опыта и попыткой его принять.

Если резюмировать, то через сильные негативные чувства в отношении к какому-то конкретному опыту своего неуспеха, через выражение этих чувств с помощью скульптур и вербально, участники двигались к возможности испытать новые эмоции к собственному опыту и интегрировать его, как ценную часть своей истории.

Самое веселье

Ну а на десерт было много смеха и поддержки. Используя макеты старых советских плакатов и цветную бумагу, мы писали лозунги и призывы, изменяли пословицы и распространенные выражения (фото 1). Мы создавали реальность, в которой могли бы жить, если бы мир призывал нас именно к ошибкам, несовершенству и неуспешности. Мы придумывали сообщения от воспитателей, родителей и учителей такого мира, воспитывающих в нас умение ошибаться и получать от этого кайф! Мы писали фразы о том, как нужно и важно ошибаться. Эти плакаты окружили группу, и все вместе мы на минутку будто бы оказались в этой реальности. Пропустили ее через себя. С помощью этого завершающего упражнения мы попробовали разрешить себе ошибаться. И вместе с фотографиями получившихся плакатов мы унесли с собой воспоминания о том, как здорово чувствовать себя в праве быть неуспешным.

На том и разошлись!

Приложение. Фото 1.

Карамян_неуспешность

Ждем Вас на конференции! Хочу пойти